Внутренние потоки энергии на судах

Рис. 1.4. Поперечная деформация и трещина в корпусе судна как результат действия знакопеременных нагрузок в штормовых условиях плавания

Таблица 1.1. – Основные параметры волн в зависимости от района плавания.

Бассейн Длина волны L волны, М Высота волны Нволны, М Период волнения Скорость частиц воды на поверхности м/с
Океаны 100…200 и более 6…10 и более 1/15…1/2 8…11 и более 2,5…3,0 и более
Средиземное море 75 6 1/12 7
Северное море 45…85 6 1/8…1/14 5,4…7,4 2,5…3,5
Черное море 40…50 5…6 1/8 5,1…5,6 3,1…3,4
Балтийское море 45 5 1/9 5,4 2,9
Финский залив 35 3 1/12 4,7 2,0
Белое море 40 3 1/13 5,1 1,9
Японское море 85 6 1/14 7,4 2,5
Каспийское море 30 2 1/15 4,4 1,5
Примечания: 1. в заливах встречаются волны с параметрами, приведенными для морей. 2. В черном море регистрировались волны длиной 200м и высотой 10…12м.

Воздействие внутренних потоков гораздо сложнее и многообразнее. Рас­смотрим его важнейшие моменты применительно к главному двигателю, основным назначением которого является преодоление действия внешних энергетических потоков и обеспечение движения судна (рис. 1.5).

При сгорании топлива в рабочем цилиндре СДВС возникают потоки ме­ханической, тепловой и химической энергии6.

Доля механической энергии составляет ~ 50 %. Она обеспечивает движе­ние судна с помощью пропульсивного комплекса, первичным элементом которого является головка поршня дизеля, а конечным - гребной винт (дви­житель). Для этого комплекса характерны:

• так называемая "жесткая" кинематическая связь, предполагающая од­нозначную зависимость между положением каждого ее элемента (де­тали) и временем;

• нахождение всех его деталей в твердом состоянии - т.е. все они име­ют кристаллическое (гораздо реже - аморфное) строение;

• поток механической энергии не сопровождается массопереносом (по­током вещества);

• частичные потери передаваемой механической энергии на деструк­тивные процессы в материале деталей СТС.

Таким образом, процессы передачи механической энергии к движителю следует рассматривать с позиций физики и механики твердого тела.

В отличие от механической, потоки тепловой энергии имеют следующие характерные особенности:

• поток тепловой энергии сопровождается массопереносом;

• вещество находится в жидкой или газообразной фазе;

• положение указанных частиц в заданной точке пространства неопре­деленно и может быть описано только с помощью вероятностного подхода;

• частицы, образующие поток вещества (молекулы, атомы), химически нейтральны и не взаимодействуют с материалом деталей СТС и окру­жающей средой.

Для потока химической энергии7 сохраняются, в основном, все признаки теплового (массоперенос, фазовый состав, неопределенность положения в пространстве). Существенное отличие — химическая активность, приводящая в дальнейшем к взаимодействию с материалом деталей (например, коррозия) и окружающей средой (загрязнение воды и воздуха).

Таким образом, процессы в потоках тепловой и химической энергии на судне следует рассматривать с использованием основных положений моле­кулярной физики и термодинамики.

Особо следует выделить ту часть энергетических потоков на судне, объ­ектом воздействия которых является материал деталей СТС:

Рис. 1.5. Внутренние потоки энергии и вещества в главном СДВС и их преобразование (изображены стрелками различной окраски)

• происходящие в них процессы чрезвычайно сложны, связаны с мно­гообразными превращениями энергии (например, механической энер­гии в тепловую при трении, химической - во внутреннюю энергию материала детали и т.п.);

• наблюдается изменение строения и ухудшение свойств материалов, ведущее к повреждению рабочих поверхностей и матрицы деталей.

С учетом сказанного можно сформулировать философию работы основ­ных представителей команды судна:

· судомеханика – создание и управление внутренними потоками энергии: и вещества на судне;

· электромеханика – превращение потока механической энергии в поток электрической , его передачу на расстояние и превращение в потоки других видов энергии: световой для освещения, радиоволн судового радиолокатора, питания приборов рулевой рубки, электродвигателей насосов и др.;

· судоводителя – учет потоков внешней энергии и управление внутренним потоком – упором винта и рулем8.

Вполне очевидно, что судоводитель осуществляет финишную работу в транспортной операции. Его действия должны строиться с учетом работы, выполненной другими службами судна. А такой учет возможен лишь в том случае, если капитан не только сам принимает адекватные ситуации решения и понимает действия подчиненных, но и может прогнозировать реакцию на эти действия материала, из которого изготовлены корпус судна и его СТС. Без знания строения и основных свойств материала это невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: