Рис. 1.4. Поперечная деформация и трещина в корпусе судна как результат действия знакопеременных нагрузок в штормовых условиях плавания
Таблица 1.1. – Основные параметры волн в зависимости от района плавания.
Бассейн | Длина волны L волны, М | Высота волны Нволны, М | Период волнения | Скорость частиц воды на поверхности м/с | |
Океаны | 100…200 и более | 6…10 и более | 1/15…1/2 | 8…11 и более | 2,5…3,0 и более |
Средиземное море | 75 | 6 | 1/12 | 7 | |
Северное море | 45…85 | 6 | 1/8…1/14 | 5,4…7,4 | 2,5…3,5 |
Черное море | 40…50 | 5…6 | 1/8 | 5,1…5,6 | 3,1…3,4 |
Балтийское море | 45 | 5 | 1/9 | 5,4 | 2,9 |
Финский залив | 35 | 3 | 1/12 | 4,7 | 2,0 |
Белое море | 40 | 3 | 1/13 | 5,1 | 1,9 |
Японское море | 85 | 6 | 1/14 | 7,4 | 2,5 |
Каспийское море | 30 | 2 | 1/15 | 4,4 | 1,5 |
Примечания: 1. в заливах встречаются волны с параметрами, приведенными для морей. 2. В черном море регистрировались волны длиной 200м и высотой 10…12м. |
Воздействие внутренних потоков гораздо сложнее и многообразнее. Рассмотрим его важнейшие моменты применительно к главному двигателю, основным назначением которого является преодоление действия внешних энергетических потоков и обеспечение движения судна (рис. 1.5).
|
|
При сгорании топлива в рабочем цилиндре СДВС возникают потоки механической, тепловой и химической энергии6.
Доля механической энергии составляет ~ 50 %. Она обеспечивает движение судна с помощью пропульсивного комплекса, первичным элементом которого является головка поршня дизеля, а конечным - гребной винт (движитель). Для этого комплекса характерны:
• так называемая "жесткая" кинематическая связь, предполагающая однозначную зависимость между положением каждого ее элемента (детали) и временем;
• нахождение всех его деталей в твердом состоянии - т.е. все они имеют кристаллическое (гораздо реже - аморфное) строение;
• поток механической энергии не сопровождается массопереносом (потоком вещества);
• частичные потери передаваемой механической энергии на деструктивные процессы в материале деталей СТС.
Таким образом, процессы передачи механической энергии к движителю следует рассматривать с позиций физики и механики твердого тела.
В отличие от механической, потоки тепловой энергии имеют следующие характерные особенности:
• поток тепловой энергии сопровождается массопереносом;
• вещество находится в жидкой или газообразной фазе;
• положение указанных частиц в заданной точке пространства неопределенно и может быть описано только с помощью вероятностного подхода;
• частицы, образующие поток вещества (молекулы, атомы), химически нейтральны и не взаимодействуют с материалом деталей СТС и окружающей средой.
|
|
Для потока химической энергии7 сохраняются, в основном, все признаки теплового (массоперенос, фазовый состав, неопределенность положения в пространстве). Существенное отличие — химическая активность, приводящая в дальнейшем к взаимодействию с материалом деталей (например, коррозия) и окружающей средой (загрязнение воды и воздуха).
Таким образом, процессы в потоках тепловой и химической энергии на судне следует рассматривать с использованием основных положений молекулярной физики и термодинамики.
Особо следует выделить ту часть энергетических потоков на судне, объектом воздействия которых является материал деталей СТС:
Рис. 1.5. Внутренние потоки энергии и вещества в главном СДВС и их преобразование (изображены стрелками различной окраски)
• происходящие в них процессы чрезвычайно сложны, связаны с многообразными превращениями энергии (например, механической энергии в тепловую при трении, химической - во внутреннюю энергию материала детали и т.п.);
• наблюдается изменение строения и ухудшение свойств материалов, ведущее к повреждению рабочих поверхностей и матрицы деталей.
С учетом сказанного можно сформулировать философию работы основных представителей команды судна:
· судомеханика – создание и управление внутренними потоками энергии: и вещества на судне;
· электромеханика – превращение потока механической энергии в поток электрической , его передачу на расстояние и превращение в потоки других видов энергии: световой для освещения, радиоволн судового радиолокатора, питания приборов рулевой рубки, электродвигателей насосов и др.;
· судоводителя – учет потоков внешней энергии и управление внутренним потоком – упором винта и рулем8.
Вполне очевидно, что судоводитель осуществляет финишную работу в транспортной операции. Его действия должны строиться с учетом работы, выполненной другими службами судна. А такой учет возможен лишь в том случае, если капитан не только сам принимает адекватные ситуации решения и понимает действия подчиненных, но и может прогнозировать реакцию на эти действия материала, из которого изготовлены корпус судна и его СТС. Без знания строения и основных свойств материала это невозможно.