Тип двигателя Рис. 1.7. Количественные соотношения и природа отказов для различных типов судовых дизелей
Рис. 1.6. Схема силового нагру жения поршневого пальца судового дизеля
Для головки поршня судового дизеля характерно интенсивное воздействие на днище высокотемпературного газового потока, содержащего серный ангидрид и твердые частицы. В результате поверхность днища нагревается до 450...500°С, корродирует и изнашивается. Помимо этого, во время вспышки топлива вся деталь воспринимает значительные силовые нагрузки (среднее индикаторное давление - до 1,5... 2,2 МПа).
Таким образом, на корпус судна и детали СТС могут действовать раздельно или в комплексе следующие основные эксплуатационные факторы:
• значительные внешние силовые нагрузки;
• повышенная или пониженная температура;
• коррозионное воздействие окружающей среды;
• износ при трении металла о металл.
При этом наиболее нагруженной частью детали является, как правило, ее поверхность: на нее действуют самые высокие напряжения при большинстве видов механической нагрузки, а также один или несколько из перечисленных выше специальных факторов.
|
|
Результатом такого воздействия являются различные отказы судовых технических средств или их элементов, выявление и устранение которых входит в обязанности машинной команды судна.
Отказы СТС и их классификация. Наработка на отказ
Причины отказов СТС, вызываемые ими последствия и действия машинной команды судна по их устранению могут заметно отличаться. Так, для различных типов СДВС соотношения между видами отказов обусловлены не только их конструкцией, но и технологией изготовления (рис. 1.7). Приведенные отказы характерны и для палубных СТС (брашпилей, кранов и т.п.), однако они теряют работоспособность значительно реже из-за существенно меньшей наработки.
Износовый отказ является результатом процесса изнашивания - механического разрушения поверхностного слоя детали без изменения химического состава ее материала. Различают механический, абразивный, кавитационный и другие виды износа. В итоге изменяются размеры, форма и масса детали. Судовые механики наиболее часто вынуждены устранять последствия механического износа, происходящего при трении металла о металл и ведущего к увеличению зазора в подвижных сопряжениях деталей сверх допустимого.
Коррозионный отказ связан с развитием на поверхности детали химического или электрохимического взаимодействия материала детали с окружающей средой, в результате чего изменяется ее состав, и образуются вещества, не способные сопротивляться действующим эксплуатационным факторам. Примером такого отказа является выход уменьшение толщины корпуса судна и снижение из-за этого его конструкционной прочности.
|
|
Усталостный отказ обусловлен многократными циклическими нагрузками, действие которых приводит к возникновению на поверхности детали микротрещин и их последующему развитию (увеличению глубины). В результате площадь сечения детали, воспринимающего указанную нагрузку, уменьшается настолько, что происходит быстрое, часто внезапное разрушение детали и авария (см. ниже). Именно поэтому важнейшей задачей судового механика является тщательное обследование поверхности ответственных деталей СТС с целью своевременного обнаружения на ней трещин и принятия, необходимых мер по предотвращению их развития или замене детали.
Нужно отметить, что все перечисленные отказы развиваются в течение длительного времени - это дает возможность механикам своевременно обнаружить их во время очередного ТО и контролировать состояние детали.
В зависимости скорости потери работоспособности отказы СТС или их элементов можно разделить на постепенные и внезапные (рис. 1.8).
Постепенный отказ (параметрический) характеризуется достаточно монотонным ухудшением характеристик СТС и выходом их параметров за допустимые пределы. Примером такого отказа является снижение экономичности СДВС вследствие износа поршневых колец головки поршня, ведущего к повышенному расходу топлива.