Тема 17. Производство по делам с участием иностранных лиц

1. Компетенция арбитражных судов России

2. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами

3. Поручения арбитражного суда о выполнении отдельных процессуальных действий

4. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

1. Компетенция арбитражных судов России. Выделяются общая территориальная подсудность, альтернативная, договорная, исключительная и подсудность по связи дел.

Согласно общим правилам подсудности арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц в случае, если:

1) ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика;

2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;

3) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;

4) требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Российской Федерации или при наступлении вреда на территории Российской Федерации;

5) спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;

6) истец по делу о защите деловой репутации находится в Российской Федерации;

7) спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Российской Федерации;

8) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Российской Федерации;

9) спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей "Интернет" на территории Российской Федерации;

10) в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.

Исключительная компетенция арбитражных судов может быть ограничена только международными договорами Российской Федерации. Поэтому суды других государств не вправе принимать к рассмотрению соответствующие категории дел. В этом случае арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, если рассмотрение дела относится к исключительной компетенции суда в Российской Федерации. Если тождественный иск по делу, отнесенному к исключительной компетенции арбитражных судов России, принят к рассмотрению судом иностранного государства, то в этом случае российский суд продолжает рассмотрение дела.

К исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц отнесены дела:

1) по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

2) по спорам, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Российской Федерации, или права на него;

3) по спорам, связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в Российской Федерации;

4) по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом Российской Федерации, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);

5) по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

В исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся также дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Если стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, заключили соглашение, в котором определили, что арбитражный суд в Российской Федерации обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд в Российской Федерации будет обладать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда.

Согласно нормам АПК РФ предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и при­нятие по отношению к нему обеспечительных мер, обраще­ние взыскания на это имущество в порядке принудительно­го исполнения акта арбитражного суда допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государ­ства, если иное не предусмотрено международным догово­ром РФ или федеральным законом. Данное правило именуется судебным иммунитетом. Т.е. под иммунитетом понимается изъятие определенного субъекта или объекта права из-под общих правил.

Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государ­ства или правилами международной организации.

Иностранные организации, международные организации и осуществляю­щие предпринимательскую деятельность и иную экономи­ческую деятельность иностранные граждане, лица без граж­данства (далее — иностранные лица) имеют право обращать­ся в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Распространение на иностранных хозяйствующих субъ­ектов национального режима означает, что они могут высту­пать в судебных процессах не только в качестве истцов и ответчиков, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, участвовать в делах о несостоятельности, и об установ­лении фактов, имеющих юридическое значение, пользоваться услугами представителей.

В настоящее время возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуального статуса российских предпринимателей по сравнению со ста­тусом предпринимателей из других государств. Правительст­во России управомочено вводить в таких случаях ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц из тех стран, в судах которых допускаются дискриминационные меры против организаций и граждан РФ.

2. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами. К особенностям разбирательства дел с участием иностранных лиц относятся:

1. Исчисление процессуальных сроков по делам с участием иностранных лиц зависит от того, где они находятся или проживают. Если иностранные лица, органы управления, филиалы, представительства этих лиц либо даже их предста­вители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, то для них обязательны общие сроки для совершения процессуаль­ных действий. Иная ситуация возникает, если участвующие в деле ино­странные лица находятся или проживают вне пределовРФ и там им нужно вручать различные бумаги. Такие лица изве­щаются о судебном разбирательстве определением арбит­ражного суда путем направления поручения в компетентный орган соответствующего государства. Тогда, естественно, срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для на­правления таких поручений, а при отсутствии в договоре срока или при отсутствии договора вообще не более чем на шесть месяцев.

2. При возникновении арбитражного производства ино­странные участники процесса должны представить доказа­тельства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности. В отступление от общих правил АПК арбитражный суд вправе истребовать такие дока­зательства по своей инициативе.

3. Все документы, составленные на иностранном языке, ко­торые представляются в арбитражный суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом завере­ны. Легализация — это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и соответствия их законам государства пребывания дипломата (консула). Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы ино­странных государств удостоверяются в особом, упрощенном порядке, т.е. уполномоченные органы РФ проставляют специальный штамп в виде квадрат­ного клише (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г.

3. Поручения арбитражного суда о выполнении отдельных процессуальных действий. Проблема оказания правовой помощи возникает, когда судебный орган, рассматривающий экономический спор, сталкивается с необходимостью выполнения каких-либо про­цессуальных действий на территории другого государства. Поскольку власть арбитражного суда ограничена рамками своего государства, а необходимость совершения отдельного процессуального действия существует, суд обращается с поручением к иностранному суду, используя специальную про­цедуру.

Арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном между­народным договором Российской Федерации или федераль­ным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других доку­ментов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). Однако поручение не подлежит исполнению, если такое исполнение нарушит основополагающие принципы россий­ского права или иным образом противоречит публичному порядкуРФ; не установлена подлинность документа, содер­жащего поручение о выполнении процессуального действия, а также, если исполнение не входит в компетенцию арбит­ражного суда.

Исполнение судебных поручений производится по нор­мам процессуального законодательства страны, где находится запрашиваемый суд, если иное не установлено международ­ным договором. Все расходы по исполнению поручения несет запрашиваемая сторона.

Арбитражные суды Российской Федерации могут в уста­новленном порядке обращаться к судам иностранных госу­дарств с поручениями о выполнении отдельных процессуаль­ных действий. Можно отметить три схемы передачи судебного поручения:

1) заказчик через свое министерство юстиции и министерство иностранных дел передает поручение зарубежному министерству иностранных дел, министер­ству юстиции, суду, а суд - исполнителю. Это относится к механиз­му обмена поручениями с судами в США, Франции, Бельгии и ряде других стран.

2) через центральные учреждения юстиции

3) непосредственно

4. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Иностранные судебные решения при­знаются и исполняются в Российской Федерации арбитраж­ными судами, если это предусмотрено международным дого­вором или федеральным законом. Для начала такой специфической разновидности произ­водства необходима подача заявления стороной-участницей спора, в пользу которой состоялось решение, в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника, либо если место нахождения или место жительст­ва должника неизвестны, то по месту нахождения имущест­ва должника. Подсудность арбитражного суда в этом случае такая же, как и при обращении стороны с заявлением о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, находящегося на территории РФ.

В заявлении необходимо указать наименование ар­битражного суда, в который подается заявление, сведения о суде, вынесшем решение, о сторонах рассмотренного спора и их адресах, о содержании состоявшегося решения, а также ходатайство обратившейся стороны (взыскателя) о призна­нии и приведении в исполнение решения, а также перечень прилагаемых документов. В состав прилагаемых документов входят удостоверенные надлежащим образом копии реше­ния, документов о его вступлении в законную силу, об изве­щениях ответчика, полномочиях представителя и др.

Заявление о признании и приведении в исполнение ре­шения иностранного суда и иностранного арбитражного ре­шения рассматривается судьей единолично в судебном засе­дании в срок, не превышающий месяца со дня его поступ­ления в арбитражный суд. Арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, однако, их неявка не является препятствием для рассмотре­ния дела. При рассмотрении дела арбитражный суд не впра­ве пересматривать решение иностранного суда по существу, он лишь проверяет, есть ли основания для признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения или в этом должно быть отказано.

Основания отказа в при­знании и приведении в исполнение иностранного судебного решения разделены на две группы:

1) мотивы, которые должны быть выдвинуты и затем доказаны заинтересованной сторо­ной (должником). Это случаи, когда иностранное судебное решение еще не вступило в законную силу по закону госу­дарства, на территории которого оно принято; сторона, про­тив которой вынесено решение не была должным образом извещена о процессе, либо по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения; рассмотренное дело от­носится к исключительной компетенции российского суда; есть вступившее в законную силу по тождественному спору решение суда в РФ; тождественное дело находится на рас­смотрении суда в России, и оно возникло ранее начала его рассмотрения в иностранном суде; истек срок давности при­ведения решения к принудительному исполнению, и этот срок не восстановлен российским арбитражным судом.

2) если арбитражный суд признает совершение таких действий про­тиворечащими публичному порядку Российской Федерации или есть иные основания, предусмотренные международным договором или федеральным законом.

По результатам рассмотрения выносится определение. При удовлетворении заявления стороны принудительное исполнение иностранного судебного решения осуществляет­ся на основании исполнительного листа, выдаваемого арбит­ражным судом. Принудительное исполнение возможно в те­чение трех лет со дня вступления решения в силу.

Возможен и отказ в исполнении решения при обоснованном возражении стороны, против которой направлено исполнение. Эта сторона должна представить компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:

а) судом запрашиваемого государства-участника СНГ ранее вынесено вступившее в законную силу решение по тож­дественному делу;

б) имеется решение компетентного суда третьего государст­ва-участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по тождественному спору;

в) спор разрешен некомпетентным судом;

г) другая сторона не была извещена о процессе;

д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Следует подчеркнуть, что все приведенные, а также другие возможные мотивы отказов в признании и исполнении иностранных судебных решений, имеющиеся в других договорах, содержат констатацию лишь внешних процедурных нарушений, но не затрагивают существа конфликтов, обоснованности и законности иностранных правоприменительных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: