Тема 15. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

Решение должно быть определенным и безусловным. Т.е. арбитражный суд должен дать определенный и четкий ответ на спорное требование. Решение арбитражного суда не должно оставить места для других споров.

Тема 14. Постановление арбитражного суда первой инстанции

1. Сущность и содержание решения арбитражного суда

2. Исправление недостатков решения арбитражного суда

3. Определения арбитражного суда

1. Сущность и содержание решения арбитражного суда. Арбитражные суды первой инстанции выносят два вида судебных актов: решения и определения. Суды, пересматривающие дела в апелляционном и кассационном порядке, а также в порядке надзора, выносят постановления.

Решение арбитражного суда - это такой акт суда первой инстанции, которым суд на основании достоверно установленных при судебном разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права разрешает дело по существу, т.е. удовлетворяет иск либо отказывает в удовлетворении иска (заявления) полностью или в определенной части.

Определение арбитражного суда - судебный акт, целью которого является решение вопросов, возникших в ходе судебного разбирательства, либо которым оканчивается дело без разрешения спора по существу. Хотя определение, так же как и решение, содержит властное предписание, его основное правовое предназначение - решение процедурных вопросов. Определение, прежде всего, является основанием возникновения, изменения или прекращения процессуальных прав и обязанностей.

Решение арбитражного суда, как правоприменительный акт и одновременно акт органа судебной власти, должно соответствовать определенным требованиям, указанным в законе:

1. Решение должно быть законным. Это означает, что в решении должны быть указаны нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался арбитражный суд при разрешении дела, что необходимо для контроля за деятельностью судов первой инстанции со стороны вышестоящих судов.

2. Решение должно быть обоснованным. Обоснованность судебного решения заключается в:

1) правильном определении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, т.е. предмета доказывания;

2) доказанности этих обстоятельств;

3) соответствии выводов суда установленным обстоятельствам.

4. Решение арбитражного суда также должно быть полным. Т.е. в нем должны быть даны ответы на все вопросы, в том числе точно определен размер присужденного. Решение должно быть вынесено по всем требованиям, заявленным истцом. Если ответчик заявлял встречный иск, предъявлялись требования третьих лиц с самостоятельными требованиями, то арбитражный суд должен постановить решение по каждому требованию.

Решение принимается в отдельном помещении, обеспечивающем тайну совещания судей (так называемой совещательной комнате) после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Во время принятия решения в комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав арбитражного суда, рассматривающего дело. При коллегиальном рассмотрении дела решение арбитражного суда принимается большинством голосов. Если в разрешении дела принимали участие арбитражные заседатели, то они при принятии решения пользуются правами и несут обязанности наравне с профессиональными судьями.

При принятии решения в соответствии со ст.168 АПК арбитражный суд:

- оценивает доказательства;

- определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены;

- решает, какие законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не следует применять по данному делу;

- определяет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу;

- устанавливает, каковы права и обязанности лиц, участвующих в деле;

- решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Арбитражный суд, признав во время совещания необходимым дополнительно исследовать доказательства или продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, возобновляет разбирательство дела.

Решение излагается в виде отдельного документа в письменной форме. Содержание решения должно быть изложено языком, понятным для лиц, участвующих в деле, и других лиц. Решение изготавливается в одном экземпляре (все остальные экземпляры являются копиями), обязательно подписывается всеми судьями, его принявшими, в том числе и судьей, имеющим особое мнение.

Решение после его принятия объявляется председательствующим в том же заседании, в котором рассматривалось дело. АПК допускает возможность объявления в судебном заседании только резолютивной части решения. При этом срок изготовления решения в полном объеме не может превышать пяти календарных дней, датой принятия решения в таком случае является дата, когда решение было объявлено в полном объеме, соответственно сроки вступления решения в законную силу и апелляционного обжалования начинаются с даты объявления решения.

Как юридический документ решение арбитражного суда должно содержать определенные реквизиты и данные, соответствовать структуре, указанной в АПК.

Решение арбитражного суда состоит из вводной части, описательной, мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть решения должна содержать наименование судебного акта, решение, указание на то, что он принят именем Российской Федерации, наименование арбитражного суда, принявшего решение (название субъекта РФ или Высшего Арбитражного Суда, когда он принимает решение по первой инстанции), состав суда (фамилии и инициалы судей), номер дела, дату и место принятия решения (если заседание проводилось с выездом в другой населенный пункт, указывается наименование этого пункта, а не места официального расположения суда), предмет спора (т.е. краткое наименование требований), наименование лиц, участвующих в деле, фамилии и инициалы присутствовавших в заседании лиц с указанием их полномочий (номеров и дат доверенностей, ордеров, приказов, контрактов, протоколов собраний и т.п.).

В описательной части решения в краткой форме указываются суть исковых или иных требований, возражений ответчика, объяснений третьих и иных лиц, содержание заявлений и ходатайств, заявленных и рассмотренных в ходе судебного разбирательства, результаты их рассмотрения судом с указанием причин, по которым они удовлетворены или отклонены.

Основным назначением мотивировочной части решения является описание мотивов принятия решения, т.е. тех аргументов, которые объясняют, почему суд принял именно такое решение. Мотивы (или причины) принятия решения объясняются в той логической последовательности, в которой принималось решение.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования, в том числе встречного. При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета. В резолютивной части решения указывается о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов. Если арбитражный суд устанавливает порядок исполнения решения (в том числе об обращении решения к немедленному исполнению) или принимает меры к обеспечению его исполнения, об этом указывается в решении.

При удовлетворении иска о взыскании денежных средств в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков, неустойки (штрафа, пени) и процентов.

При присуждении имущества арбитражный суд указывает наименование подлежащего передаче имущества, его стоимость и место нахождения.

По спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части указывается решение по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

При принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или взысканием денежных сумм, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает, кто, где, когда или в течение какого срока времени обязан эти действия совершить.

По делу о признании недействительным нормативного или ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа, решения или действия (бездействия) должностного лица (к примеру, судебного пристава-исполнителя) в резолютивной части решения должны содержаться: наименование органа или лица, которые приняли соответствующий акт или совершили действие, номер, дата принятия акта или совершения акта, название оспариваемого акта, а также акта, на соответствие которому проверен оспариваемый акт, при необходимости - указание на срок сообщения суду об исполнении решения.

При удовлетворении требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации арбитражный суд в резолютивной части решения обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию.

При удовлетворении судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в решении должен быть изложен установленный факт. Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, служит основанием для регистрации такого факта или для оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами.

По делам о банкротстве содержание решения должно соответствовать общим правилам, которые приведены выше. Вместе с тем дополнительные требования к содержанию решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, об отказе в признании должника банкротом и других решений, выносимых в данном производстве, прямо установлены в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".

Законную силу решения составляют такие составляющие, как:

1. Обязательность. Это означает, что оно является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Исключительность - это невозможность для лиц, участвовавших в деле, и их правопреемников обращаться в суд, а суда - невозможность рассматривать тождественные требования, производство по такому повторному делу подлежит прекращению.

3. Преюдициальность состоит в том, что факты, установленные в решении, предполагаются истинными, не подлежащими повторному доказыванию ни в другом судебном процессе, ни вообще, перед кем бы то ни было.

4. Исполнимость представляет право истца на принудительную (без учета воли обязанного лица) реализацию (исполнение) предписаний, содержащихся в решении.

Перечисленные свойства, составляющие в совокупности его законную силу, решение по общему правилу приобретает не сразу, а по истечении определенного срока, предоставляемого заинтересованным лицам на обжалование решения, в случае несогласия с ним. Большинство решений арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если апелляционная жалоба не подана, и в день вынесения арбитражным судом апелляционной инстанции постановления, которым решение оставлено в силе полностью, в случае подачи апелляционной жалобы.

Две категории решений, принимаемых судом первой инстанции, в виде исключения, приобретают законную силу немедленно после их принятия. Это решения Высшего Арбитражного Суда РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Предоставление законной силы указанным решениям немедленно после принятия вызвано их исключительной важностью для правопорядка в стране или отдельных ее регионах.

Для некоторых категорий дел АПК и другими законами установлены иные, как правило, сокращенные сроки вступления решения в законную силу. Среди таких дел можно назвать следующие:

- о привлечении к административной ответственности - десять дней;

- об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности - десять дней.

Копии решений арбитражный суд направляет лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает под расписку в течение пяти дней со дня принятия решения. Указанный срок является максимальным и обжалованию не подлежит. Поскольку направление решения по истечении пяти дней нарушает права лиц, участвующих в деле, этот факт обязательно учитывается апелляционной инстанцией при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

По общему правилу решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу в порядке, установленном АПК и федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Вместе с тем АПК предусматривает несколько исключений из общего правила, когда решение подлежит немедленному исполнению:

1) это решения, принимаемые Высшим Арбитражным Судом РФ по первой инстанции, решений об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, принимаемых арбитражными судами первой инстанции

2) решения, обращенные судом к немедленному исполнению. Вопрос об обращении решения к немедленному испол­нению рассматривается в судебном заседании. При этом лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Однако неявка лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для разрешения вопроса о немедленном исполнении решения арбитражного суда. Рассмотрение вопроса об обращении ре­шения к немедленному исполнению заканчивается вынесе­нием определения, которое может быть обжаловано.

Немедленное исполнение не препятствует обжалованию решения суда в апелляционном или кассационном порядке.

2. Исправление недостатков решения арбитражного суда. По общему правилу арбитражный суд, вынесший решение, не вправе изменить его содержание. Устранение ошибок в вынесенном и оглашенном решении может производиться только вышестоящими арбитражными судами: апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Вместе с тем АПК устанавливает из общего правила три исключения, когда арбитражный суд может внести исправления в содержание объявленного решения путем вынесении дополнительного решения; путем разъяснения решения; путем исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.

1. Принятие дополнительного решения - это способ изменения объявленного решения, направленный исключительно на разрешение тех вопросов, которые по каким-либо причинам не были решены в заседании, при обязательном оставлении без изменений тех положений судебного акта, по которым решение было принято и объявлено.

Дополнительное решение может быть принято:

1) если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение

2) если суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик

3) если судом не разрешен вопрос о судебных расходах - о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине и судебных издержек: денежных сумм, выплаченных экспертам, свидетелям, переводчикам, расходов, связанных с проведением осмотра доказательств на месте, на оплату услуг адвокатов и представителей и других расходов.

В указанных случаях АПК предоставляет судьям исправить свои, допущенные путем возобновления судебного разбирательства по рассмотрению пропущенных в основном заседании требований и вопросов, требующих разрешения. Вместе с тем дополнительное решение может быть принято только до вступления основного решения в законную силу.

2. Основанием для разъяснения решения чаще всего является неопределенность его резолютивной части, допускающая неоднозначное толкование и препятствующая исполнению решения. Правом на обращение к суду с заявлением о разъяснении решения обладают лица, участвующие в деле, а также органы, на которых возложено исполнение судебных решений: судебные приставы-исполнители, банки, налоговые органы и др.

Основным требованием к разъяснению решения является сохранение без изменения содержания решения, т.е. не могут быть внесены дополнения, изменения в описание установленных судом фактических обстоятельств, в оценку доказательств, в указания о применении или неприменении законов и иных нормативных правовых актов, в мотивы принятия решения и выводы суда, в том числе результаты разрешенных ходатайств и заявлений лиц, участвующих в деле. Поэтому суд, получив заявление и придя к выводу об отсутствии оснований для дачи разъяснения (под видом такого заявления нередко пытаются узнать мнение суда по спорным вопросам, не являвшимся предметом разбирательства, а также по проблемам толкования и применения законов), может отказать в рассмотрении заявления, вынеся соответствующее определение.

Разъяснение дается в форме отдельного определения, направляемого всем лицам, участвующим в деле, а также органам, исполняющим решение, если с заявлением обратились они. Проведения судебного заседания при этом не требуется.

Возможность разъяснения решения ограничена сроком его исполнения. Если решение исполнено, оно не может быть разъяснено. Не допускается разъяснение решения и по истечении срока, в течение которого оно может быть принудительно исполнено.

3. При оформлении решения могут быть допущены описки, опечатки или арифметические ошибки, которые суд вправе исправить как по своей инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации.

Под опиской понимается неправильное написание в решении слова, цифры, имеющих какое-либо значение для лиц, участвующих в деле, или для органов, исполняющих решение. Опечаткой признается такая же самая ошибка, допущенная при изготовлении решения при помощи технических средств: на пишущей машинке или компьютере. Арифметической ошибкой является ошибка, допущенная при подсчете, но никак не в результате применения методики подсчета, например, убытков, которой придерживался суд при принятии решения.

АПК предусмотрена возможность взыскания дополнительных сумм, индексирующих ранее взысканные судом денежные суммы, без предъявления отдельного иска.

Индексация - один из способов возмещения кредитору, как правило в гражданско-правовом обязательстве, убытков, вызванных обесценением денег (инфляцией), заключающийся в увеличении взысканных сумм путем применения установленных законом или договором коэффициентов. Индексация может быть произведена только по заявлению взыскателя (истца по рассмотренному иску) и только в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Среди случаев, когда возможность индексации установлена законом, можно назвать право суда при определении убытков принять во внимание цены, существующие на день предъявления иска, а также предусматривает возможность индексации сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, пропорционально повышению в установленном законом порядке минимального размера оплаты труда.

Не является индексацией начисление пени, процентов за период после вынесения решения, поскольку в данном случае происходит не увеличение ранее взысканной суммы, а самостоятельное взыскание других сумм за другой период.

Вопрос об индексации рассматривается в заседании суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. Заседание должно быть проведено не позднее десяти дней после поступления соответствующего заявления. По результатам заседания суд выносит определение в виде отдельного документа либо об индексации, либо об отказе в индексации присужденных денежных сумм.

3. Определения арбитражного суда. Определения арбитражного суда — это постановления, которые не разрешают спора сторон по существу в отличие от решения. Определения арбитражного суда разрешают от­дельные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, его появления, движения и прекращения. Определения арбитражного суда могут классифицироваться по различным основаниям, что позволяет лучше понять их правовые характеристики.

По форме вынесения и фиксации определения могут выноситься в виде отдельного акта либо без оформления в виде отдельного акта.

Арбитражный суд обязательно выносит определение в виде отдельного акта, если:

1) предусмотрена возможность обжалования такого определения отдельно от обжалования судебного акта, которым разрешается рассмотрение дела по существу

2) в случаях, прямо установленных АПК

3) когда рассмотрение дела оканчивается без разрешения спора по существу.

В определении, выносимом в виде отдельного акта, должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, номер дела, дата вынесения определения, состав суда, предмет спора;

2) наименование лиц, участвующих в деле;

3) вопрос, по которому выносится определение;

4) мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

5) вывод по рассматриваемому вопросу;

6) порядок и срок обжалования определения.

Без оформления в виде отдельного акта при рассмотрении дела в судебном заседании арбитражный суд вправе вынести определение по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства (протокольные определения). Определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В определении указываются вопрос, по которому оно выносится, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по рассматриваемому вопросу.

По правовым последствиям можно различать определения, выносимые в ходе разбирательства дела, обеспечивающие развитие арбитражного процесса (о подготовке дела к судебному разбирательству), и определения, которыми заканчивается производство по делу без вынесения решения арбитражного суда (об оставлении иска без рассмотрения и прекращении производства по делу).

По порядку обжалования выделяются определения, которые могут быть обжалованы отдельно от решения арбитражного суда, например определение о приостановлении производства по делу. В таких случаях в АПК каждый раз специально оговаривается, что данное определение может быть обжаловано. Остальные определения отдельно от решения арбитражного суда не обжалуются, но соответствующие доводы могут быть включены заинтересованным лицом в жалобу, подаваемую в апелляционном, кассационном порядке либо в заявлении о принесении протеста в порядке надзора.

Определения приобретает законную силу сразу же после вынесения. В связи с этим определение подлежит немедленному исполнению, несмотря на то, что большая часть определений может быть обжалована.

В случаях, когда арбитражный суд выносит определение в виде отдельного акта, оно направляется лицам, участвующим в деле, и другим лицам, которых оно касается, в пятидневный срок после вынесения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку.

1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативно - правовых актов

3. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании не нормативно - правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

5. Рассмотрение дел об оспаривании решений администра­тивных органов о привлечении к административной ответст­венности

6. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. В арбитражном процессуальном законодательстве административное судопроизводство, так же как и в гражданском процессе, предусмотрено по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений. Структура административного судопроизводства в арбитражном процессе характеризуется тем, что АПК содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных, налоговых, таможенных, бюджетных и прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этих категорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны.

Споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, стали неотъемлемой частью судопроизводства, которым присуще следующее:

1) неравноправное положение участников (сторон) в этих правоотношениях, поскольку с одной стороны в них выступает орган, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны - организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями;

2) суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов и должностных лиц.

Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает необходимость специфичных форм процессуального порядка рассмотрения и разрешения указанных споров. При этом для таких дел необходимо и сохранение общих правил искового производства: основания для возбуждения производства, принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказа от продолжения процесса, прекращения производства по делу и др.;

3) производство по этим спорам включает дела не только из административных отношений, но и из налоговых, конституционных, бюджетных и прочих публичных отношений.

С учетом всего изложенного административное судопроизводство в арбитражном процессе - это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами арбитражного процессуального права, направленными на установление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Для данной категории дел следует учитывать следующие особенности:

1) в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично. Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;

2) Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, нарушающих права и законные интересы заявителя и не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Остальные дела административного судопроизводства подсудны арбитражным судам субъектов РФ;

3) в отличие от общих правил доказывания обязанность доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностных лиц. Другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений;

4) сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают возникающие из ад­министративных и иных публичных правоотношений дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагива­ющих права и законные интересы заявителя в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затра­гивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, если федераль­ным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативно - правовых актов. Под нормативными правовыми актами понимаются акты, принятые компетентными органами (ор­ганами государственной власти, органами местного самоуп­равления, государственными органами, должностными ли­цами), устанавливающими правовые нормы (правила пове­дения), обязательные для неопределенного круга лиц, рас­считанные на неоднократное применение, действующие не­зависимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуж­дается на основании заявлений заинтересованных лиц, обра­тившихся с требованием о признании такого акта недейству­ющим. В арбитражный суд с таким заявлением вправе обратить­ся граждане, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке и организации, имеющие статус юридического лица.

Указанные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного пра­вового акта только в том случае, если они считают, что

а) этот правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и

б) нарушают их права я законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринима­тельской и иной экономической деятельности.

В арбитражный суд с аналогичным заявлением вправе обратиться также прокурор, государственные органы, орга­ны местного самоуправления, иные органы.

Заявление о признании недействующим нормативного правового акта должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению: оно должно быть со­ставлено в письменной форме, подписано заявителем или его представителем.

Кроме тех документов, которые прилагаются к исковому заявлению, к заявлению по данной категории дел необходимо приложить также текст оспариваемо­го нормативного акта.

Подача в арбитражный суд заявления о признании оспа­риваемого нормативного правового акта недействующимнеприостанавливает действия последнего.

Рассмотрение арбитражным судом дел о признании оспариваемого нормативного право­вого акта недействующим имеет ряд особенностей

1) они под­лежат коллегиальному рассмотрению судом в составе трех судей

2) они должны быть рассмотрены в срок не превы­шающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбиратель­ству и принятие решения по делу

3) ар­битражный суд может признать обязательной явку в судеб­ное заседание представителей соответствующих органов го­сударства и должностных лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт и вызвать их в судебное заседа­ние для дачи объяснений.

4) в силу большого публичного значения рассматриваемой категории дел арбитражный суд не связан доводами заявителя и проверяет законность оспоренного нормативного правово­го акта в полном объеме; отказ заявителя от своего требования или признание тре­бования соответствующими органом государства, должност­ным лицом, принявшими оспариваемый нормативный пра­вовой акт, не является препятствием для арбитражного суда рассмотреть дело по существу.

5) обязанность доказать соответствие оспоренного норма­тивного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, наличие у органаилидолжностного лица надлежащих полномочий на принятие ос­париваемого акта возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли этот акт.

6) законная сила судебного решения по делу об оспарива­нии нормативного правового акта (ее субъективные пределы) распространяется на всех лиц, которых касается действие этого акта, независимо от того участвовали ли они в деле или нет.

7) арбитражный суд, рассмотрев дело об оспаривании норма­тивных правовых актов, принимает либо решение о при­знании оспариваемого акта или его отдельных положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо решение о признании нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативно­му правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующими полностью или в части.

8) решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу не­медленно после его принятия.

9) решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть обжаловано в апелляционном порядке, в кассационном порядке такое решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Копии судебного решения в десятидневный срок с мо­мента принятия этого решения должны быть направлены лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Россий­ской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генерально­му Прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции РФ. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию данны­ми изданиями.

3. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании не нормативно - правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Под ненормативными правовыми актами понимаются правовые акты, имеющие индивидуальный характер, т.е. устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц. Ненормативный правовой акт может приниматься в форме постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и др. Не могут быть объектом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания и т.п.

К делам об оспаривании решений, действий (бездейст­вия) государственных органов, органов местного самоуправ­ления, иных органов, должностных лиц относятся, в част­ности, дела:

1) об обжаловании отказа в государственной регистрации юри­дических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) об обжаловании уклонения от государственной регистра­ции юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей;

3) об обжаловании постановлений и действий судебных при­ставов-исполнителей;

4) о возврате из бюджета денежных средств, списанных орга­нами, осуществляющими контрольные функции, в бес­спорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;

5) споры, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов;

6) иные споры.

Субъектами всех вышеперечисленных споров являются, с одной стороны, юридические лица и граждане, осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без образова­ния юридического лица, с другой стороны, органы государ­ственной власти Российской Федерации; органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления, создаваемые в соответствии с КонституциейРФ и другими законодатель­ными в городах, сельских поселениях и на других террито­риях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и рас­поряжения муниципальной собственностью; государственные органы (федеральные министерства, ведомства); иные органы (например, таможенные, налоговые органы); должностные лица; судебные приставы-исполнители.

Обжалование в арбитражный суд ненормативных право­вых актов, действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возможно при соблюдении следующих ус­ловий:

1) если действия (бездействие), решения перечисленных выше лиц, по мнению заинтересованных лиц, не соответст­вуют закону или иному нормативному правовому акту и на­рушают их права и законные интересы в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные пре­пятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) если рассмотрение данной категории дел в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Дела рассматриваемой категории возбуждаются подачей заявления. Заявление может быть подано в арбитражный суд в те­чение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Действие оспариваемого акта, решения может быть при­остановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя.

К особенностям рассмот­рения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должност­ных лиц относятся следующие:

1) они рассматрива­ются судьей единолично.

2) рассмотрение данных дел осуществляется в срок не пре­вышающий двух месяцев, а дел об обжаловании действий (бездействия), решений судебного пристава-исполнителя — в срок не превышающий 10 дней со дня поступления заяв­ления. В эти сроки включается и срок на подготовку дела к судебному разбирательству.

3) суд может признать обязательной явку в суд представи­телей государственных органов и должностных лиц, и вызвать их в судебное заседание

4) обязанность доказать соответствие оспоренного ненорма­тивного правового акта закону или иным нормативным правовым актам, законность принятия оспариваемого ре­шения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для при­нятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение, совершили действие либо допусти­ли бездействие;

5) решение суда по рассматриваемой категории дел подле­жит немедленному исполнению, если иные сроки не уста­новлены в решении суда.

Данное решение может быть обжаловано лицами, участвую­щими в деле, в апелляционном, а затем кассационном по­рядке.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. К подведомственности ар­битражного суда относятся дела о привлечении к админи­стративной ответственности только юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ин­дивидуального предпринимателя, приобретенный в установ­ленном законом порядке. Дела о привлечении к административной ответственности руководителей организаций, для которых установлена административная ответственность как для должностных лиц, подведомственных суду общей юрисдикции.

К ведению арбитражного суда КоАП относит 20 соста­вов административных правонарушений. Среди них:

• производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);

• нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и ис­пользования указанного объекта (ст. 7.24);

• осуществление предпринимательской деятельности без го­сударственной регистрации или без специального разре­шения (лицензии) (ст. 14.1);

• незаконное использование товарного знака (ст. 14.10);

• незаконное получение кредита (ст. 14.10);

• фиктивное или преднамеренное банкротство(ст. 14.12);

• промышленное производство этилового спиртав объемах,превышающих квоты (ч. 1 ст. 14.17);

• ненадлежащее управление юридическим лицом(ст. 14.21);

• нарушение правил обязательной сертификации (ч. 2 ст.19.19);

• другие дела.

Производство по указанным делам возбуждается на основании заявлений о привлечении к ад­министративной ответственности юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей, осуществляющих предприни­мательскую и иную экономическую деятельность. Заявление подается органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушени­ях.

Заявление о привлечении к административной ответст­венности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Поскольку подтверждением совершения административ­ного правонарушения является протокол об административ­ном правонарушении, то он обязательно должен быть при­ложен к заявлению о привлечении к административной от­ветственности помимо общих документов.

Особенностями рассмотрения данной категории дел являются:

1) они рассмат­риваются судьей едино­лично

2) они должны быть рассмотрены в срок не превышаю­щий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявле­ния о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Однако срок на рассмотрение дела может быть продлен арбит­ражным судом до одного месяца по ходатайству об этом лиц, участвующих в деле, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обсто­ятельств дела

3) арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа и лица, в отношении которого составлен протокол об адми­нистративном правонарушении, и вызвать их в судебное за­седание

4) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена законом на должностное лицо.

5) апелляционная жалоба на решение может быть подана в течение 10 дней со дня его принятия

6) если при рассмотрении дела в суде апелляционной ин­станции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции; если решение арбитражного суда не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

5. Рассмотрение дел об оспаривании решений администра­тивных органов о привлечении к административной ответст­венности. Постановление по делу об административном пра­вонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, может быть об­жаловано в арбитражный суд.

Средством возбужде­ния производства по делу об обжаловании решений админи­стративных органов о привлечении к административной от­ветственности является жалоба или заявле­ние. Жалоба (заявление) подается лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность в арбитражный суд по месту нахождения или месту житель­ства заявителя.

Для обжалования постановления, решения по делам об административных правонарушениях законом установлен 10-дневный срок. Началом течения этого срока считается день вручения или получения копии обжалуемого постановления, решения.

По ходатайству заявителя исполнение постановления, ре­шения административного органа о привлечении к админи­стративной ответственности может быть приостановлено ар­битражным судом. Заявление об обжаловании по­становления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.

К особенностям разрешения данной категории дел относятся:

1) обязанность по доказыванию обстоятельств, послужив­ших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается законом на административный орган, принявший обжалуемое постановление.

2) арбитражный суд при рассмотрении указанной катего­рии дел проверяет обжалуемое постановление в полном объеме, независимо от доводов, содержащихся в жалобе (за­явлении).

3) перечень полномочий суда по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренный в КоАП РФ значительно шире. В соответствии с ним суд вправе вынести одно из следующих решений:

- об оставлении постановления без изменения, а жало­бы без удовлетворения;

- об изменении постановления, если при этом не уси­ливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесе­но постановление;

- об отмене постановления и прекращении производст­ва по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказан­ности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмот­реть дело, а также в связи с необходимостью применения за­кона об административном правонарушении, влекущем на­значение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость применен­ного административного наказания;

- об отмене постановления и о направлении дела на рас­смотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено не­правомочными органом, должностным лицом (ст. 30.7 КоАП).

4) решение арбитражного суда по делам рассматриваемой категории может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок со дня его принятия. Если при рассмотрении дела в суде апелляционной ин­станции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

6. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Заявление о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций подается в арбитражный суд государственными органами, органами местного самоуправления, иными орга­нами, осуществляющими контрольные функции. Заявление подается в арбитражный суд, если требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке не было исполнено или был пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Рассмотрение дела о взыскании обязательных платежей и санкций производится судьей единолично в срок, не пре­вышающий двух месяцев, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послужив­ших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается законом на заявителя.

Арбитражный суд в случае непредставления заявителем доказательств по делу, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, вправе истребовать их по своей ини­циативе.

Решение арбитражного суда о взыскании обязательных платежей и санкций может быть обжаловано в апелляцион­ном и кассационном порядке в сроки, установленные зако­ном для подачи апелляционной и кассационной жалоб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: