double arrow

Иностранный капитал в экономике России


Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, уча­ствует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в меж­дународной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вы­возящая капитал).

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:

1) иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени снимая при этом все барьеры и ограничения;

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегу­лируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.

Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну толь­ко в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инве­стиций в экономику России).

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой се­редины» состоит в следующем:

1) международная миграция капитала это общемировой про­цесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и уходит», а Россия является составной частью мирового хозяй­ства и, соответственно, участницей процесса международной миг­рации капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;




2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратеги­чески важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).

В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечествен­ные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестицион­ный климат, то в нее «не придет» иностранный капитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капи­тала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (поли­тических, социально-экономических, финансовых и других усло­вий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоя­щий момент и на перспективу.

Несколько слов об истории привлечения иностранного капи­тала в Россию. По существу, первый опыт в этой области относит­ся еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с боль­шей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80- 90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основ­ном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым.



Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте  (министр финансов России в 1892 - 1903 гг. и глава правительства в 1905 - 1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлече­ния прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли про­мышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог.

Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые при­родные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (вслед­ствие чего - не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая доходность вложения капитала; достаточно раз­витое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала и одновременно за­щиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возмож­ность иностранным инвесторам обойти высокие импортные по­шлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров.



В результате политики привлечения иностранного капитала пря­мые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осущест­вляли филиалы иностранных компаний или обществ, специаль­но учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъем­лемым элементом экономического развития нашей страны, вы­ступая в качестве одного из существенных факторов формирова­ния российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мировых хозяйственных связей.

Тем не менее историки России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в России в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способ­ствовал возникновению и развитию в России новых отраслей про­мышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской си­стемы и других рыночных институтов, росту занятости и конку­ренции. С другой - в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (иногда они были существенно больше вло­жений иностранного капитала в России).

Характерно, что и общественные деятели того периода по-раз­ному оценивали место и роль иностранного капитала в экономи­ке России. Так, премьер-министр С. Ю. Витте, выдающийся уче­ный и организатор промышленности Д. И. Менделеев в своих про­граммах промышленного развития России рассматривали иност­ранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъе­ма производительных сил страны. Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иност­ранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убе­диться в том, что подобная дискуссия продолжается до настояще­го времени.

К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял ино­странный капитал. Главной формой иностранных капиталовложе­ний стали прямые инвестиции в действующие в России акцио­нерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза.

После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была прове­дена национализация, акции национализированных компаний ан­нулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после прихода к власти: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предло­жение о концессиях американскому представителю в России.

Практически иностранные капиталовложения стали поступать в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу  (новой экономической политике). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio разреше­ние, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хо­зяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом ис­пользовались формы так называемых чистых концессий, где ка­питал был полностью иностранным, и смешанных обществ акционерных обществ, где государству принадлежала определен­ная часть.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 2030-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется фак­торами политического характера, а также общим тяжелым состо­янием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответ­ствующего качества и их дороговизна, значительные общие рас­ходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т. п. все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные пред­приятия с участием отечественного капитала создавались исклю­чительно за рубежом.

В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени со второй половины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, техноло­гий, лицензий и т. п., а также кредитов в рамках компенсацион­ных соглашений. Последние использовались в СССР для привле­чения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития но­вейших производств и технологий.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвести­ций в экономику СССР длительное время считалось нецелесооб­разным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные некоторые идеологические догмы, пере­оценка собственных научно-технических и технологических воз­можностей.

Определенный пересмотр подходов к привлечению и исполь­зованию иностранных инвестиций начал происходить уже в кон­це 80-х гг. (это было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кар­динальные сдвиги в отношении иностранных инвестиций про­изошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного разви­тия экономики России после распада СССР.

В целом для этого периода был характерен по существу обваль­ный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д., но в еще большей степени инвестиционной сфере). И только в 1999 г. проявились первые признаки повышения активности в инвестиционной сфе­ре, когда общие инвестиции в основной капитал выросли на 4,5%. В 2000 г. этот показатель составил уже 17,7 %. В 2001 2003 гг. инве­стиционная активность в России продолжала возрастать.

Что же происходило в 90-е гг. с процессом привлечения в нашу страну иностранного капитала?

У современной России имеется целый ряд факторов, способ­ствующих «приходу» в страну иностранного капитала:

- огромные запасы природных ресурсов;

- еще сохранившийся научно-технический и производствен­ный потенциал (прежде всего у предприятий оборонно-промыш­ленного комплекса);

- кадровый потенциал;

- потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны;

- отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса;

- перспективы экономического роста, связанные с реформи­рованием экономики России.

Однако имеют место и факторы, сдерживающие приток ино­странного капитала в Россию:

- неразвитость инфраструктур транспорта и связи;

- устаревший (со значительным физическим и моральным из­носом) производственный аппарат во многих отраслях экономики;

- «утяжеленность» структуры экономики, где высок удельный вес отраслей добывающей и тяжелой промышленности при отно­сительной неразвитости современных отраслей перерабатывающейпромышленности;

- сохраняющийся со времен СССР высокий удельный вес оборонно-промышленного комплекса в структуре экономики страны;

- низкий уровень развития сельскохозяйственного производства;

- высокий уровень коррупции и криминализации экономики.

Соотношение указанных позитивных и негативных факторов (учитывая, что влияние негативных факторов было велико) вы­разилось в том, что доля РФ в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций составляла в конце 90-х гг. лишь около 0,5%.

В 90-е гг. можно выделить три основных этапа привлечения ино­странных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций).

Первый этап (с 1991 г. до финансового кризиса августа 1998 г., когда произошла девальвация отечественной валюты, рубль «упал» по отношению к доллару в течении одного месяца в 4 раза).

В этот период объемы прямых иностранных инвестиций в РФ возрастали. Если затри года (1991- 1993 гг.) они составили 2,9 млрд. долл. (т. е. менее 1 млрд. долл. в год), а в 1994 г. - 1,05 млрд. долл., то в 1997 г. - уже 5,3 млрд. долл. К концу 1997 г. в России было заре­гистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестиция­ми, в том числе и предприятия со 100%-ным участием иностран­ного капитала.

Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных ин­вестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции со­ставили 3,5 млрд. долл.

Для третьего этапа, начавшегося в 1999 г., характерен посте­пенный рост объемов прямых иностранных инвестиций: 1999 г. - 4,26 млрд.долл., 2000 г. - 4,43 млрд. долл. В 2001-2002 гг. ежегод­ные прямые иностранные инвестиции в России стабилизирова­лись на уровне 4 млрд. долл.

К концу 90-х гг. в России было зарегистрировано свыше 27 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. Несмотря на то, что фактически из них работала только половина предприятий (дру­гие же по существу сохраняли свое присутствие в России), их удельный вес в основных макроэкономических показателях РФ был достаточно высок. Доля предприятий с иностранными инве­стициями в ВВП России в 1999 г. составляла 9,6 %, в промышлен­ном производстве - 11,4 %, в инвестициях в основной капитал - 10,2 % (при этом в пищевой промышленности и в сфере услуг связи - по 24 %), в общей численности занятых в экономике РФ - 1,4 %. Производительность труда на предприятиях с иност­ранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям России.

По имеющимся оценкам, общий объем накопленных иност­ранных инвестиций на 1 января 2003 г. составлял 43,0 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций - 20,5 млрд. долл.

В целом же приток иностранных инвестиций в Россию к концу 2003 г. оставался на относительно низком уровне и не соответ­ствовал реальным возможностям привлечения иностранного ка­питала в нашу страну.

Как же изменялось соотношение между прямыми, портфель­ными и прочими иностранными валютными инвестициями в 90-е начале 2000 гг.? Об этом свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1. Структура поступивших в 1991 2002 гг. в Российскую Федерацию иностранных валютных инвестиций (%)

Инвестиции              
Всего: в том числе:              
прямые 87,9 67,1 21,9 44,6 40,4 27,9 20,2
портфельные 2,4 1,1 1,6 0,3 1,3 3,2 2,4
Прочие* 9,7 31,8 76,5 55,1 58,3 68,9 77,4

* Относятся кредиты (в том числе и торговые) и банковские вклады.

Анализ данных табл. 7.1 позволяет выделить следующие харак­терные тенденции в соотношении прямых, портфельных и про­чих иностранных инвестиций:

- снижение (по 1998 г. включительно) заинтересованности ино­странных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост их удель­ного веса в 1999 г.;

- уменьшение удельного веса портфельных иностранных инве­стиций (при небольшом росте в 1995-1998 гг.);

- существенный рост до 1998 г., а затем снижение в 1999 г. Доли прочих иностранных инвестиций (причины - замораживание кре­дитов МВФ, замораживание и приостановление правительствен­ных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов);

- начиная с 1999 г. по 2002 г. снова существенное сокращение удельного веса прямых иностранных инвестиций и значительный рост прочих инвестиций при сохраняющемся относительно небольшим удельном весе портфельных иностранных инвестиций.

Отраслевая структура иностранных валютных инвестиций в России в 2002 г. выглядела следующим образом: торговля и обще­ственное питание 44 % (включая и 22 % иностранных инвести­ций, которые приходились на внешнюю торговлю). При этом 87 % всех инвестиций в торговлю и общественное питание составляли прочие иностранные инвестиции. Это значит, что иностранные инвесторы заинтересованы в большей степени не в развитии и модернизации реального сектора экономики России, а в финан­сировании поставок, прежде всего импортных в РФ.

В промышленность РФ были направлены 37% всех иностран­ных инвестиций в 2002 г.. Из них 26,4 % составили прямые иност­ранные инвестиции, 71,5% - прочие и 2,1 % - портфельные иностранные инвестиции. При этом самыми привлекательными для иностранных инвесторов были цветная металлургия - 12,5 % всех иностранных инвестиций, топливная промышленность - 9,8 %, пищевая промышленность - 6,1 %.

Традиционно большие иностранные инвестиции направляют­ся в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка, а также в транспорт и связь (соответственно 6,9 % и 3,1 % иност­ранных инвестиций в Россию в 2002 г.). Существенной проблемой является привлечение и использование иностранных инвестиций в техно- и наукоемких отраслях промышленности, в том числе и экспортно-ориентированных, а также в аграрно-промышленном комплексе страны.

В целом распределение иностранных инвестиций между основ­ными отраслями (сферами) экономики России в период с начала 90-х гг. по 2003 г. выглядит неудовлетворительно, поскольку край­не незначительна в их структуре доля реального сектора экономи­ки. Но эта структура иностранных инвестиций сложилась не толь­ко в результате политики иностранных инвесторов, но и опреде­ленной непоследовательности (а нередко и ошибочности) эконо­мической политики в самой России. В настоящее время в нее вно­сятся необходимые коррективы.

В 2003 г. в России были сняты существовавшие ранее ограниче­ния для иностранного банковского капитала, однако сохранились ограничения для поступления иностранного капитала в страхо­вой бизнес страны в связи с недостаточной конкурентоспособно­стью отечественных страховых компаний.

Как распределяется иностранный капитал по регионам Рос­сии?

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов яв­ляются следующие регионы России: города Москва и Санкт-Пе­тербург, области Сахалинская, Тюменская, Московская, Ниже­городская, Иркутская, Омская, Челябинская, Ленинградская, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Татарстан. Недостаток региональной структуры иностранных инвестиций состоит в том, что их основная часть сосредоточена в небольшом числе регионов, что сдерживает выравнивание уровней их соци­ально-экономического развития.

В 2002 г. в Россию были инвестированы средства из 107 стран. При этом по всем накопленным инвестициям в Россию первое место занимала Германия (19% всех накопленных иностранных инвестиций в РФ), далее - Кипр (13,1 %), США (12,9 %), Вели­кобритания (11,8%), Франция (7,1%), Нидерланды (6,6%).

Характерно то, что в число ведущих стран-инвесторов в Рос­сию в начале 2000-х гг. входили не только ведущие развитые стра­ны с рыночной экономикой (Германия, США, Франция, Вели­кобритания и др.), обладающие значительными инвестиционны­ми ресурсами, но и такие страны, как Кипр (не опускавшийся в 2000 2002 гг. ниже третьего места в списке ведущих стран-инве­сторов в РФ), Гибралтар, Антильские острова, Виргинские ост­рова, Люксембург. Все они не относятся к разряду ведущих стран с рыночной экономикой, но в течение продолжительного време­ни выступают как наиболее известные оффшорные центры или зоны.

Анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело в значительной мере с российским капиталом, ранее ушедшим в указанные оффшорные центры, а теперь возвращающимся в Рос­сию уже под маркой иностранных инвестиций. Причины этого связаны как с улучшением инвестиционного климата в самой России, повышением выгодности вложений капитала и сниже­нием риска этих вложений, так и повышением прозрачности фи­нансовых отношений в некоторых из указанных стран (в частно­сти, на Кипре) и формированием в них более жесткого налого­вого режима.

Из стран СНГ значительные рублевые инвестиции в России приходились на Казахстан, Украину и Узбекистан. Развитие инве­стиционного сотрудничества является одной из наиболее акту­альных проблем хозяйственного взаимодействия стран СНГ.

Рассмотрим, каким образом регулируются иностранные инвестиции в России.

Регулирование иностранных инвестиций в России на совре­менном этапе осуществляется международными и российскими законодательными и нормативно-правовыми актами. На между­народном уровне все большее значение приобретают соглаше­ния, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицирован­ными нормами, гарантирующими соблюдение баланса интере­сов как инвестора, так и принимающей инвестиции стороны, как конкретного хозяйствующего субъекта, так и соответствую­щего государства. К числу международных документов, подпи­санных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаим­ной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хар­тии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осу­ществляют также международные экономические организации, такие как МВФ, группа Всемирного банка, в состав которой входят МБРР, Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многосторон­нее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международ­ный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), ОЭСР, а также ряд региональных организаций, среди ко­торых важное значение отводится ЕБРР. Россия является членом этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности.

Указанными международными экономическими организация­ми разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режи­ма, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования спо­ров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консульта­ции в реализации проектов, передаче идей и технологий, способ­ствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движе­нию прямых частных инвестиций между странами членами агент­ства путем страхования от некоммерческих (политических) рис­ков принадлежит МАИГ.

В чем состоит законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России?

Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в РФ начала создаваться еще во времена Советского Союза. В годы «перестройки» (1986 1987 гг.) был принят ряд постановлений, которые определили основные направления из­менений во внешнеэкономической деятельности: прямой выход на внешний рынок широкого круга предприятий, переход от пре­имущественно торговых отношений к специализации и коопе­рированию производства. Было признано, что должны получить развитие новые формы участия в международном разделении труда: совместное предпринимательство, производственная ко­операция с фирмами зарубежных стран, компенсационные сделки и т.д.

Первый российский Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1991 г. был принят еще в рамках СССР и действовал до 1999 г., когда был принят новый российский закон об иност­ранных инвестициях.

В последующие годы был принят целый ряд нормативных ак­тов общефедерального характера, определяющих политико-эко­номический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» дей­ствия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностран­ного капитала регламентируется этими актами, Имеются в виду прежде всего так называемые базисные законы Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налого­вый кодекс РФ и другие законодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансо­во-промышленным группам и т. д.

Важными шагами в улучшении условий деятельности иност­ранных инвесторов явилось принятие Федерального закона «О со­глашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 220-ФЗ, Феде­рального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Фе­дерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ и в 1997 2000 гг. нескольких за­конов об участках недр, которые могут разрабатываться на усло­виях соглашений о разделе продукции. Кроме указанных законов к 2000 г. вступили в силу законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной дея­тельности: «Об инвестиционной деятельности в Российской Фе­дерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений» от 02.01.2000 № 22-ФЗ, «О внесении в законодательные акты Российской Феде­рации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального за­кона «О соглашениях о разделе продукции» от 10.02.99 № 32-ФЗ. Однако к началу 2001 г. не были приняты законопроекты «О кон­цессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «Об основах создания, функционирова­ния и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации».

Существенное значение для «чистоты» отношений, складыва­ющихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.04 № 115-ФЗ.

В целом же в 2001 г. действовавшее российское законодатель­ство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ определяет: основные га­рантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получае­мые от них доходы и прибыль, а также условия предпринима­тельской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона обес­печение стабильных условий деятельности иностранных инвесто­ров и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормам международного права и между­народной практикой инвестиционного сотрудничества.

Существенным аспектом данного Федерального закона явля­ется то, что он не распространяется:

1. На отношения, связанные с вложениями иностранного капи­тала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании («Закон об иностранных инвестициях» от 1991 г.
распространялся на эти сферы, но вводил фактические ограниче­ния, связанные с необходимостью получения лицензии в федеральных органах власти РФ на право заниматься такой деятельностью);

2. На отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения какой-либо общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной или религиозной), которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации» от 09.07.99 г. № 160-ФЗ содержит целый ряд очень важных понятий:

а) «иностранный инвестор», которым в соответствии с указан­ным законом являются:

- иностранные юридические лица;

- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но которые вправе в соответствии с законодательством того государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на тер­ритории РФ;

- иностранные граждане, которые по своей гражданской правоспособности и дееспособности в соответствии с законодатель­ством «своего» государства могут осуществлять инвестиции на территории РФ;

- лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ и имеющие право в соответствии с законодательством страны своего постоянного места жительства осуществлять инвести­ции на территории РФ;

- международные организации, которые в соответствии с меж­дународным договором вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранные государства;

б) к иностранным инвестициям согласно указанному закону от­носятся: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права; имеющие денежную оценку исключитель­ные права на результаты интеллектуальной деятельности (интел­лектуальная собственность), услуги и информация.

В Федеральном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости ин­вестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налого­вой нагрузки и др.

В соответствии с указанным Федеральным законом, приори­тетным считается инвестиционный проект, если суммарный объем иностранных инвестиций составляет не менее 1 млрд. р. (или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату вступления этого закона, т. е. свыше 40 млн. долл.) или если в нем минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале составляет не менее 100 млн. р. (или не менее 4 млн. долл.).

Однако с учетом девальвации национальной валюты ситуация в стоимостной оценке инвестиционных проектов меняется. По­этому важно то, что в соответствии с указанным Федеральным законом инвестиционный проект приобретает статус приоритет­ного только согласно решению Правительства РФ.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации» имеются также такие важные статьи, как пра­вовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и ком­мерческих организаций с иностранными инвестициями, где фак­тически развиваются положения о национальном режиме деятель­ности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми усло­вия деятельности последних не могут быть менее благоприятны­ми по сравнению с российскими юридическими лицами (за ис­ключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными зако­нодательными актами Российской Федерации.

Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.

Изъятия ограничительного характера в РФ, как и в других стра­нах, преследуют цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности стран. Изъятия же стимули­рующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов ус­тановлены в интересах социально-экономического развития РФ. Несмотря на отрицательное отношение к подобной практике со стороны международных финансовых организаций она отражает объективные реалии конкурентной борьбы за привлечение пря­мых иностранных инвестиций и является неотъемлемым элемен­том стратегии стран, которые добились наибольшего успеха в дан­ной сфере (в этом смысле показателен опыт Китая). В условиях национального режима именно льготы определяют в значитель­ной мере правовые, экономические, финансовые и другие усло­вия деятельности иностранных инвесторов в России.

Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» важной, хотя и косвенной льготой для предприятий с иностранными инвестициями реального сектора эко­номики является государственная гарантия, заключающаяся в им­мунитете по отношению к неблагоприятному изменению законо­дательства РФ (так называемая стабилизационная, или «дедушки­на» оговорка). Однако ее использование ограничено следующими критериями:

1. Стабилизационной оговоркой могут воспользоваться только следующие категории организаций с иностранным капиталом:

- осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты;

- организации, в которых доля иностранных инвесторов в ус­тавном капитале превышает 25 %.

2. Стабилизационная оговорка распространяется только на изменения:

- ввозимых таможенных пошлин (кроме введенных в целях за­щиты экономических интересов стран при осуществлении внеш­ней торговли);

- федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, производимые на территории РФ);

- взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

- иных изменений в законодательстве, ведущих к увеличению совокупной налоговой нагрузки либо устанавливающих ре­жим дополнительных запретов на осуществление по сравнению с теми, которые действовали на момент начала инвестиционно­го проекта.

3. Стабилизационная оговорка действует на протяжении всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет с начала его финансирования.

Следует заметить, что предус­мотрена возможность его продления в исключительных случаях на основании решения Правительства РФ (при осуществлении инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной или иной инфраструктуры с суммарным объе­мом предприятия с иностранными инвестициями ПИИ не ме­нее 1 млрд. руб.).

Таким образом, в Федеральном законе не зафиксирован прин­цип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь пе­речислены условия, факторы, которые определенное время мо­гут оставаться неизменными. Понятно, что подобный перечень не является исчерпывающим. Более того, речь идет исключи­тельно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвес­тиционные проекты. И понятие «неизменности совокупной на­логовой нагрузки» относится только к этим приоритетным ин­весторам. При этом стабилизационная оговорка связана лишь с окупаемостью (возвратом вложенных денег). Никак не оговорена проблема сохранения «коммерческих результатов», долгосроч­ной доходности инвестора, имеющих для последнего первосте­пенное значение.

Понятно, что в условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увели­чения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд РФ и т.д., о стабильности условий инвестирования говорить достаточно сложно.

Помимо этого в Федеральном законе «Об иностранных инве­стициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесто­рам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые уча­ствуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, пре­доставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставле­ние тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капи­талы предприятий с иностранными инвестициями, а также выво­зимых этими предприятиями отдельных товаров собственного про­изводства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных ин­вестиций.

Таким образом, инвесторы ввозят имущество, предназначен­ное для уставных капиталов предприятий с иностранными ин­вестициями, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее уста­новленные правила: ввозимые товары должны относиться к ос­новным производственным фондам, не быть подакцизными и срок их ввоза не должен превышать одного года с даты регистра­ции предприятий с иностранными инвестициями. Эти же инвесторы имеют возможность беспошлинного (или по сниженным ставкам) вывоза произведенных либо в достаточной степени пе­реработанных продуктов (в случаях, когда вывозные пошлины на такие товары установлены).

Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они мо­гут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая дея­тельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически половина субъектов РФ имела в 2000 г. свои законы или иные законодательные акты.

Льготы предоставляются и другими нормативными актами, ко­торые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66 - 67), предусматрива­ющего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе «О лизинге», постанов­лении Правительства РФ «О лизинге машиностроительной про­дукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств Федерального бюджета» от 26 февраля 1999 г. № 228 и некоторых других.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собою изме­нение срока уплаты налога, при котором организациям предо­ставляется возможность в течение определенного срока и в опре­деленных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последу­ющей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процен­тов в соответствии с условиями договора о предоставлении нало­гового кредита. На получение налогового кредита могут претендо­вать инвесторы, осуществляющие: НИОКР либо техническое пе­ревооружение производства; внедренческую или инновационную деятельность; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важ­ных услуг населению.

Федеральный закон «О лизинге» не содержит прямых льгот для участников совместных проектов, но предусматривает меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний. Среди них: разработка и реализация лизинговых программ на федеральном уровне и в регионах; предоставление инвестици­онных кредитов; выделение лизинговым предприятиям государ­ственного заказа на поставки товаров для государственных нужд; финансирование из федерального бюджета и предоставление го­сударственных гарантий в целях реализации лизинговых проек­тов, в том числе с участием фирм-нерезидентов; предоставле­ние льгот лизингополучателям в отраслях народного хозяйства РФ и др.

В целях направления дополнительных инвестиционных ресур­сов в экономику России постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. № 272 иностранным инвесторам - нерезиден­там разрешено использование средств, находящихся на специ­альных счетах типа «С», по финансированию создания мощно­стей для увеличения производства экспортной продукции. Доля средств со специальных счетов типа «С», которые используются для закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных в России юридическими лицами, зарегистриро­ванными в качестве налогоплательщиков на территории РФ, должна составлять не менее 70 %.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации» определен статус филиала иностранного юри­дического лица, созданного на территории РФ. Филиалу предо­ставлено право заниматься на территории России той же дея­тельностью, что и его головная организация в стране регистра­ции.

Специальная статья Федерального закона «Об иностранных ин­вестициях в Российской Федерации» посвящена вопросам разра­ботки и реализации государственной политики в сфере иностран­ных инвестиций.

Это прежде всего функции Правительства РФ в области международного инвестиционного сотрудничества:

- определение целесообразности введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций на территории РФ, подготовка законопроектов по таким мерам;

- определение мер по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

- утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов;

- разработка и реализация федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

- привлечение инвестиционных кредитов международных фи­нансовых организаций и иностранных государств на финансиро­вание инвестиционных проектов федерального значения;

- решение проблем взаимодействия с субъектами РФ по воп­росам международного инвестиционного сотрудничества;

- контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

- контроль за подготовкой и заключением международных дговоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Значительную роль в привлечении и использовании иностран­ных инвестиций в России играет и Федеральный закон «О согла­шениях о разделе продукции». Это по сути синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России, «недропользования» и инвестицион­ной деятельности.

Данный Федеральный закон определяет правовые основы от­ношений, возникающих в процессе осуществления отечествен­ных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу ми­нерального сырья на территории РФ, а также на континенталь­ном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны РФ на ус­ловиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) - это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмез­дной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обя­зуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связан­ные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглаше­ния в соответствии с положениями Федерального закона «О со­глашениях о разделе продукции».

Существенно при этом, что условия пользования недрами, уста­новленные в СРП, не должны противоречить требованиям Зако­на РФ «О недрах».

Перечни участков недр, право пользования которыми на усло­виях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами. В 1997- 2001 гг. принято 9 федеральных законов об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Всего выделено 25 таких участков.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разде­ле продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полно­мочий, установленных Конституцией РФ и федеральными закона­ми) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.

В СРП участвуют две стороны:

1) государство (Российская Федерация), от имени которого выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, где расположен предоставляемый в пользование участок недр;

2) инвесторы как отечественные, так и иностранные (граждане, юридические лица, объединения юридических лиц), кото­рые осуществляют вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являются пользователями недр на условиях СРП.

Инвесторы получают соответствующую лицензию у субъектов РФ и федерального органа управления Государственным фондом недр. Для выбора инвестора проводятся конкурсы или аукционы.

В некоторых случаях (по совместному решению Правительства РФ и органа субъекта Федерации) СРП могут заключаться без прове­дения конкурсов или аукционов.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о раз­деле продукции» это возможно в следующих случаях:

1) если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения СРП с конкретным инвестором;

2) если объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В
этом случае СРП заключается с данным единственным инвесто­ром;

3) если к моменту принятия Федерального закона «О соглаше­ниях о разделе продукции» инвестор уже являлся пользователем недр на других условиях, отличных от условий СРП. В этом случае СРП можно заключать именно с данным инвестором;

4) если переговоры от имени Правительства РФ и субъектов Рос­сийской Федерации по подготовке СРП уже велись до принятия указанного закона.

Разработка условий пользования недрами и подготовка проек­та СРП по каждому конкретному объекту недропользования осу­ществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по со­гласованию с органом исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации. Решение о подписании СРП со стороны госу­дарства принимается Правительством РФ и органом исполнитель­ной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъек­том Российской Федерации.







Сейчас читают про: