Журнал хозяйственных операций
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Сумма, руб. | Корреспонденции счетов | |
Кредит | Дебет | |||
Израсходовано топлива в парокотельной станкоинструментального завода на выработку пара | 10/3 | |||
Начислена заработная плата рабочим парокотельной | 15 000 | |||
Произведены начисления страховых взносов в размере 30% от начисленной заработной платы | ? | |||
Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков рабочих парокотельной в размере 5% от начисленной зарплаты | ? | |||
Определить фактическую себестоимость 1 т пара, если в отчетном месяце выработано 2500 т пара. Списать затраты парокотельной, если известно, что пар используется на отопление: | ||||
— цехов основного производства — 2000 т | 24 128 | |||
— здания заводоуправления — 500 т |
К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
К таким расходам относятся:
— заработная плата рабочих по обслуживанию оборудования;
— страховые взносы с оплаты труда;
— текущий ремонт оборудования;
— эксплуатация оборудования (стоимость смазочных и обтирочных материалов, стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, услуги вспомогательных производств);
— амортизация оборудования;
— прочие.
Учет расходов ведут на собирательно-распределительном счете 25 «Учет общепроизводственных расходов», субсчет 1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». На дебете этого счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита материальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60.
По кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета 20,23: Д-т 20, 23 К-т 25/1.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, поэтому они не зависят от объема производства продукции.
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии сметных ставок расходы распределяют пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Сметную ставку исчисляют путем умножения суммы сметных расходов за один час работы оборудования на количество машино- часов работы оборудования.
Аналитический учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут по каждому цеху в отдельности в «Ведомости учета затрат цеха № 12». Заполняют ее на основании разработанных таблиц № 1 распределения материалов и заработной платы и прочих расчетов.
Если на предприятии принята цеховая структура управления производством, то для учета расходов цеха используют собирательно-распределительный счет 25 «Общепроизводственные расходы». По характеристике счет 25 аналогичен счету 25/1.
На счете 2 5 учитывают следующие расходы:
— заработную плату специалистов, служащих и МОП цеха;
— страховые взносы с оплаты труда;
— содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря;
— амортизацию зданий цехов;
— обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности в цехах;
— прочие (расходы на содержание цеховых лабораторий, расходы на рационализаторство и др.);
— потери от простоев.
В течение месяца в дебет счета 25 относят расходы цеха с кредита материальных, расчетных и прочих счетов в корреспонденции Д-т 25 К-т 10, 70, 69, 71, 60.
В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому цеху полностью включают в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) основного и вспомогательного производств Д-т 20, 23 К-т 25 и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорционально принятой базе распределения (например, основной заработной плате производственных рабочих).
Общехозяйственные расходы — расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом. К общехозяйственным расходам относят следующие: 1. Расходы на управление организацией:
— заработная плата аппарата управления;
— командировочные расходы;
— представительские расходы;
— содержание военизированной, пожарной и сторожевой охраны;
— страховые взносы с оплаты труда.
2. Прочие расходы:
— почтово-телефонные, телеграфные, типографские;
— расходы на содержание оргтехники;
— расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, периодических изданий, переплетные работы;
— оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
— расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение);
— амортизация основных средств общехозяйственного назначения;
— расходы по подготовке кадров;
— проведение опытов, испытаний.
Учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно-распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы».
По дебету счета 26 в течение месяца отражаются все расходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов: Д-т 26 К-т 10, 70, 69,02, 71, 60, 76.
В конце месяца собранные общехозяйственные расходы подлежат полностью списанию на счет 20 и 23 и распределению между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих: Д-т 20, 23 К-т 26.
Остатка по счету 26 на конец месяца нет.
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости № 15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочной таблицы № 1, листков-рас- шифровок по прочим расходам.
Объем общехозяйственных расходов не связан с объемом производства, и в практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют «некалькулируемые». Поэтому их относят, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не на производственные счета, а на счет 90 «Продажи», т. е. на уменьшение доходов от продажи в корреспонденции:
Д-т 90 К-т 26.
Применение такого метода списания общехозяйственных расходов целесообразно в организациях, осуществляющих производство и продажу достаточно большой номенклатуры продукции, что позволяет упростить учетный процесс по распределению общехозяйственных расходов.
Способ списания общехозяйственных расходов предприятие выбирает при формировании учетной политики на предстоящий год.