План лекции. 1. Эксплуатационные показатели работы

1. Эксплуатационные показатели работы

2 Фактическая производительность автомашин

3. Расходы па техническое обслуживание, эксплуатационный и капитальный ремонт автомашин

4. Экономические показатели работы карьерных автосамосвалов

Краткое содержание лекции

Эффективность работы автотранспорта определяется теми же эксплуатационными показателями, что и эффективность работы железнодорожного транспорта. По аналогичной методике определяется и техническая производительность автомобилей. При расчете величины , по формуле целесообразно выделять отдельно время движения на отвале автомобиля с грузом порожняком При кольцевом движении на отвале , а при веерном расположении отвальных дорог ; при длине фронта разгрузки 150—200 м разница во времени движения отдельных машин может составлять 2—3 мин.

Величина коэффициента КП определяется по формуле и соответствии с фактическим и паспортным показателями трудности транспортирования пород. (табл 11) Паспортное время разгрузки автомашин , зависящее от скорости поднимания и опускания кузова, составляет 0,7—0,9 мин у автосамосвалов МАЗ-205,КрАЗ-256 и БелАЗ-540 и 1 —1,3 мин у БелАЗ-548. При времени маневрирования на отвале 0,5—1 мин полное паспортное время операций по разгрузке составляет 1,5—2 мин.

Фактическая производительность автомашинзависит от грузоподъемности, трудности транспортирования пород, расстояния перевозок, высоты подъема (глубины карьера), типа и состояния автодорог, сочетания по емкости автомашин и ковша экскаватора и числа автомашин на один экскаватор (см. часть четвертую), организации движения, обслуживания и ремонта и на практике изменяется в больших пределах (табл 12). Производительность автосамосвалов БелАЗ-540 изменяется от 750—870 до 230—310 т/смену при увели­чении расстояния откатки с 0,5 до 2 км, Фактическая годовая производительность машин грузоподъемностью 25-27 т при расстоянии перевозок 2—2,5 км достигает 300—350 тыс. т, а годовой

Таблица 11

Таблица 12.

пробег составляет 40—50 тыс. км. Наибольшая производительность и экономичность автоперевозок достигается при возможно более прямолинейных дорогах (R > 50 м), уклонах i < 7—8%, расстоянии транспортирования до 1,5—1,8 км с преобладанием движения на.поверхности.

Эксплуатационные расходы:

1.Расходы па техническое обслуживание, эксплуатационный и капитальный ремонт автомашин {с учетом амортизационных отчислений на восстановление и капитальный ремонт, а также затрат на ремонт и восстановление шин) для центральной географической зоны и средних дорожных условий составляют, тыс.тенге/100 км пробега: 17—130 для автосамосвалов грузоподъемностью 12—75 т и 108 — 218 для автопоездов грузоподъемностью 65—120 т (в том числе на заработную плату рабочих соответственно 2,7—10 и 9,4—12,8).

2.Для центральной климатической зоны, средних дорожных условий, 1-тр — 2 км и i = 0 расходы па топливо составляют, тыс. тенге/100 км пробега: от 2,34 до 12,2 для автосамосвалов грузоподъемностью от 12 до 75 т и от 11,5 до 21,6 для автопоездов грузоподъемностью от 65 до 120 т. Для этих же условий расходы на смазочные материалы для автосамосвалов изменяются от 1,25 до 3,95 и для автопоездов от 4,3 до 8,3 тыс.тенге /100 км пробега. Эти затраты возрастают при LТР = 4 км на 15% и при 7/тр = 1 км на 10%; в тяжелых дорожных условиях расходы увеличиваются на 30—35%, а в легких уменьшаются па 10%; в северной климатической зоне увеличиваются па 5—6%, а в южной уменьшаются на 5—7%; при подъемах 3—12% затраты возрастают в 1,6—5,5 раза.

3. Расходы на 1 ч работы автомашин (пребывания в наряде), тыс. тенге.: 1,06—1,25 для автосамосвалов грузоподъемностью 12—75 т; 1,25 — 1,28 для автопоездов.

4. Затраты на содержание, текущий и средний ремонт 1 км автодорог, млн. тенге/год: при цементобетонном покрытии 0,95—4,2 при грузообороте 5—30 млн. т/год; при щебеночном покрытии-3—19,7 при грузообороте 3—15 млн. т/год.

5.Расходы на содержание автоцеха составляют 1—8 млн. тенге /год на один списочный автомобиль грузоподъемностью 12—75 т и существенно зависят от мощности автопарка; при увеличении числа списочных автомашин с 5 до 1200 расходы снижаются в 5—6 раз.

Капитальные затраты. Стоимость автосамосвалов грузоподъемностью 7—75 т составляет 7—65 млн. тенге. Затраты па сооружение 1 км постоянных карьерных автодорог с цементобетонным покрытием в зависимости от грузоподъемности машин (расчетной осевой нагрузки) и технической категории дороги изменяются в пределах 40—280 млн. тенге., а для дорог с щебеночным покрытием в зависимости от грузонапряженности и грунтовых условий составляют 17—50 млн. тенге. Капиталовложения в дорожно-ремонтную службу •составляют 26—11О млн. тенге /км. Затраты на строительство гаража на одну автомашину в зависимости от способа хранения (открытый и закрытый на 50% парка) и грузоподъемности машин (12—75 т) изменяются в пределах 4,7—15,5 тыс. руб. при списочном парке-200 машин; при парке 50 машин затраты увеличиваются на 50%, а при парке 700—800 машин уменьшаются на 25%.

Расходы на 1 т-км перевозок находятся в пределах 0,07—0,12 тыс. тенге. Наибольший удельный вес приходится па амортизационные отчисления (30—40% вследствие относительно высокой стоимости машин и небольшого срока их службы), заработную плату (20—30%), ремонт и замену шин (20—25%). Затраты на перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния перемещения, грузоподъемности машин и дорожных условий составляют 0,15—0,7 тыс. тенге. Экономические показатели работы карьерных автосамосвалов существенно улучшаются при увеличении их грузоподъемности. Если принять расходы на 1 т-км перевозок автосамосвалами МАЗ-205 за 100%, то в одинаковых условиях расходы на перевозки автосамосвалами КрАЗ-256 составляют 90%, БелАЗ-540 60—65%, БелАЗ-548 50—55%. Расходы на перевозку 1т груза снижаются примерно в 1,6— 1,7 раза при увеличении грузоподъемности машин в 2 раза. Рациональное соотношение емкостей ковша экскаватора и кузова автомашин и полное использование грузоподъемности в соответствии с транспортируемостью пород также существенно снижают расходы на автоперевозки.

Рекомендуемая литература

1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов Е.С.Кузнецов, В.П.Воронов, А.П.Болдин и др.-М.:Транспорт, 1991-413с.

2. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов/Под.ред. Г.В.Краморенко.-М.:Транспорт 1983.-488с.

3. Клейнер Б.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление.-М.:Транспорт, 1986.-237с.

4. Напольский Г.М., Пугин А.В. Реконструкция и техническое перевооружение автотранспортных предприятий. Учебное пособие.-М.:МАДИ, 1994.-82с.

5. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91.М.:ЦБНТИ, 1991.-129с.

6. Положение и ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – М.:Транспорт 1986.-173с.

7. Ухарский В.Б. Техническое обслуживание и ремонт автобусов. Управление качеством и эффективностью-М.: Транспорт, 1986.-207с.

8. Техническое обслуживание, ремонт и хранение автотранспортных средств./Организация, планирование и управление./В.Е.Канарчук, А.А.Лудченко, И.П.Курников, И.А.Луйк. Учебник для вузов.-Киев.:Высш.шк., 1991.-359с.

9. Жакенов Г.К.Техническая эксплуатация самоходного дизельного оборудования в подземных условиях: Учебник для вузов.-Жезказган: ИздательствоЖезУ,1997.-205с.

10. Ананьич Г.П., Голутвин В.А., Завьялов Л.Н. и др. Автомобильный транспорт при подземной разработке полезных ископаемых.-М.:Недра,1973.-160с.

11. Циперфин И.М., Штейн В.Д., Карьерный автомобильный транспорт:Справочник.-М.:Недра,1992.-415с.

Контрольные задания для СРС (темы 2,3,4,5,6,7,8,9) [1-8]

1. Основные причины изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации [1,2,4,6]

2. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей [1,2,6]

3. Классификация отказов [2,4,6,7]

4. Классификация случайных процессов при технической эксплуатации [1,2,4,6]

5. Методы определения периодичности технического обслуживания автомобилей [1,2,6,7]

6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта [1,2]

7. Определение предельных и допустимых значений параметров технического состояния [1,2,3]

8. Диагностирование агрегатов, узлов и систем автомобиля [1,2,3,4,6,7]

9. Формирование и распределение заработной платы коллективного фонда бригады ремонтных рабочих [1,7]

10. Классификация и маркировка автомобильных шин [1,2,5]

11. Расходы па техническое обслуживание, эксплуатационный и капитальный ремонт автомашин

12. Экономические показатели работы карьерных автосамосвалов

В квадратных скобках указывается рекомендуемая литература для выполнения заданий по СРС с указанием страниц при необходимости.

Примечание: выбор тем лекций для заочной формы обучения в пределах часов учебного плана осуществляется преподавателем - лектором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: