Равновесие при монополистической конкуренции

План лекции

Тема 6. Монополистическая конкуренция.

1. Модель монополистической конкуренции. Кривая спроса монополистически конкурентной фирмы.

2. Равновесие при монополистической конкуренции.

3. Издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Реклама.

1. Модель монополистической конкуренции. Кривая спроса монополистически конкурентной фирмы.

В рыночной экономике широко распространена модель монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую организацию рынка, при которой на нем действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками: наличием множества небольших фирм, производством и реализацией дифференцированного продукта, отсутствием препятствий при входе на рынок и выхода из него, некоторым воздействием на цены, но в довольно узких рамках, значительным упором на рекламу, торговые марки, торговые знаки, наличием некоторых ограничений в доступе к информации. Примерами данной структуры рынка могут быть производство одежды и обуви, розничная торговля, рестораны, пекарни, станции технического обслуживания и т. д.

Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает кривая спроса, которая показывает суммарный объем продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса в условиях данной рыночной структуры является убывающей, но в отличие от кривой спроса производителя монополиста более эластичной. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монополистической конкуренции. Кривая предельного дохода в этих условиях будет находиться ниже кривой спроса производителя и ее наклон будет составлять половину угла наклона последней.

При данной убывающей кривой спроса на краткосрочном интервале фирмы в условиях монополистической конкуренции будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек (МR = MC).

Объем выпуска определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а колебания цены задается высотой кривой спроса вне этой прямой.

В условиях долгосрочного временного интервала на рынке появляются новые фирмы, привлеченные экономической прибылью. В связи с этим происходят следующие изменения. Во-первых кривая спроса существующих фирм опускается вниз. Это связано с тем, что товары новых фирм, хотя и не идентичны продукции существующих фирм, являются их заменителями. Во-вторых «старые» фирмы могут также вести борьбу за сохранение своей доли рынка путем увеличения расходов на рекламу, улучшения своих товаров и другими способами. В результате этих действий кривая общих средних затрат сдвинется вверх. Эти изменения будут продолжаться до тех пор, пока не останется доходов, привлекающих новые компании. Результатом этих действий будет установление долгосрочного равновесия, снижающего доходы. Условием максимизации прибыли на долгосрочном временном интервале является равенство предельного дохода долгосрочным предельным издержкам (MR = LMC).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: