Управление – целенаправленное воздействие на организованную систему, обеспечивающее сохранение ее определенных структур, поддержание режима и цели деятельности.
Управленческое решение – основной элемент воздействия управляющей системы на управляемую.
Разработка и принятие управленческого решения представляют собой вид человеческой деятельности.
Люди, участвующие в процессе разработки управленческого решения:
ЛПР-человек, осуществляющий выбор наилучшего варианта действий – лицо принимающее решение. Владелец проблемы - лицо по своему положению несущее ответственность за принятие управленческого решения, но не принимающее это решение, и ЛПР не всегда одно и тоже лицо. ЛПР может быть и руководителем активной группы – группы людей имеющих общие интересы и стремящимся оказать влияние на процесс выбора решения.
Эксперт- профессионал в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями.
Одно из основных допущений- человек делает рациональный выбор, т.е. решение человека являются результатом упорядоченного процесса мышления (в строго математической форме). Вводится ряд предположений о поведении человека-аксиомы рационального поведения. Если аксиомы справедливы, то поведение рационально, полезно. Полезность-величина, которую в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением.
|
|
Задачи принятия решений с рассмотрением полезностей и вероятностей событий были первыми, которые привлекли внимание исследователей. Постановка задач: человек выбирает какие-то действия в мире, где на получаемый результат действия влияют случайные события, неподвластные человеку, но, имея некоторые знания о вероятностях этих событий, человек может рассчитывать наиболее выгодную совокупность и очередность своих действий.(последовательность действий – деревья решения) Следовать рациональному выбору – быть рациональным. Последовательность правильных решений, ведущих к максимально ожидаемой полезности.
Классификация управленческих решений насчитывает 20 критериев признаков:
1. по уровням управления – решения высшего уровня (федерального, муниципального, республиканского и др.);
2. по масштабу управления – отраслевые, макро- и микрорегиональные, внутрипроизводственные;
3. по сфере деятельности – экономические, социальные, технические и др.;
4. по функциональному содержанию – организационные, координирующие, контрольные и др.;
5. по объекту управления – производственные, коммерческие, социальные и др.;
6. по способу принятия решений – формализованные или неформализованные, разовые и др.;
|
|
7. по субъекту управления – законодательных, исполнительных органов, фондов, общественных организаций и др.;
8. по цели – стратегические, тактические, оперативные.
9. по продолжительности реализации – долгосрочные, срочные, плановые и др.;
10. по степени обязательности – жесткие, гибкие;
11. по степени самостоятельности – по собственной инициативе, исполнение решений вышестоящих организаций;
12. по организации разработки – коллективные, единоличные;
13. по форме – письменные, устные, графические и др.;
14. по сроку действия – на определенный срок, без ограничения срока, временные;
15. по возникновению ситуации – экстренные, текущие.