Понятие охраны труда и ее правовое регулирование

План

Охрана труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда

Материальная ответственность предприятия за необеспечение сохранности личных вещей работника во время работы

Материальная ответственность собственника или уполномоченного им органа при нарушении обязанностей по выдаче работнику документов о его труде и заработной плате

Собственник (уполномоченный им орган) обязан не только соответствующим образом оформлять трудовые отношения, его обязанностью является выдача документов, которые имеют значение для работников (трудовую книжку, справку о его работе на данном предприятии, в учреждении, организации, справку о наличии стажа, о заработной плате и т.п.).

Материальный ущерб работника при нарушении собственником этой обязанности выражается в невозможности трудоустройства из-за отсутствия трудовой книжки, в несвоевременном назначении пенсии, пособий, иных выплат. Действующее трудовое законодательство не содержит норм, предусматривающих прямую материальную ответственность собственника в таких ситуациях. На практике используется в субсидиарном порядке статья 441 ГК Украины, предусматривающая

ответственность организации за вред, причиненный по вине ее работников.

В соответствии со ст. 153 КЗоТ, правилами внутреннего трудового распорядка на предприятиях должны создаваться здоровые, безопасные условия труда, соответствующие условия для нормальной работы. К числу таких условий относится создание на предприятиях, в учреждениях, организациях специальных мест, где работники во время работы могут оставить свои личные вещи. Вне зависимости от того, как организовано хранение личных вещей работников (оборудованы специальные гардеробы, комнаты хранения вещей и т.п.), собственник обязан обеспечить сохранность этого имущества. Невыполнение этой обязанности, повлекшее порчу, уничтожение или хищение личных вещей работника во время работы, влечет за собой обязанность возмещения причиненного ущерба.

Следует отметить, что если вопросы материальной ответственности за повреждение здоровья работника в достаточной мере урегулированы действующим трудовым законодательством, то другие случаи материальной ответственности собственника или уполномоченного им органа в значительной мере нуждаются в дальнейшей регламентации нормами трудового законодательства.

Лекция 13

13.1. Понятие охраны труда и ее правовое регулирование

13.2. Гарантии прав граждан на охрану труда

13.3. Организация охраны труда на предприятии

13.4. Специальные правила охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах

13.5. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью

13.6. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных

заболеваний и аварий, связанных с производством

13.7. Понятие и основные виды надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

13.8. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

13.9. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Конституция Украины в число социальных прав включает право каждого на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда (ст. 43). Однако в последнее время требования по охране труда часто не соблюдаются предприятиями различных организационно-правовых форм, использующих труд наемных работников. Это объясняется прежде всего тяжелым экономическим положением государства, а также другими объективными и субъективными причинами, заключающимися в износе основных производственных фондов, отсутствии заинтересованности собственников в улучшении условий и безопасности труда, некомпетентности большинства персонала в вопросах охраны труда, низкой трудовой и технологической дисциплине, недостаточной роли органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В Основных направлениях социальной политики на 1997-2000 годы говорится о необходимости реформирования системы охраны труда, основной целью которой является существенное снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, уменьшение факторов вредного воздействия на организм работающих и высвобождение работников с вредных и тяжелых условий труда.

Для этого предусматривается завершить формирование системы управления охраной труда на региональном и производственном уровнях для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, видов деятельности; осуществить пересмотр законодательных и нормативных актов по вопросам охраны труда с учетом требований нормативных актов Европейского Союза; принять законодательные акты об объектах повышенной опасности и о безопасности промышленной продукции; перейти к территориально-отраслевому принципу осуществления государственного надзора за охраной труда; обеспечить стабильное финансирование мероприятий по вопросам охраны труда и др.

В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле охрана труда рассматривается как совокупность социально-экономических, организационно-технических, са-нитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий в сочетании с правовыми нормами. В узком смысле — как институт трудового права, т.е. совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Эти важнейшие нормы закреплены в Законе Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 года (Biдoмоcmi Верховної Ради України. — 1992. — № 49. — Ст. 668), четырех главах КЗоТ (глава XI «Охрана труда», глава XII «Труд женщин», глава XIII «Труд молодежи», глава XVIII «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде»), а также в подзаконных актах — положениях, правилах, инструкциях, актах социального партнерства, локальных нормативно-правовых актах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: