Исследования сенсорной сферы новорожденных

ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ

Тема 3. Лекция

Сенсорные, перцептивные, когнитивные, эмоциональ­ные и регулятивные феномены (включая интегральные характеристики — речь и сознание), образующие сферу психической реальности, рассматриваются в этой части с точки зрения индивидуальной специфики их организации. Многие исследования обнаруживают появление индиви­дуальных различий уже на самых ранних стадиях челове­ческого онтогенеза, начиная с первичных, "нижних" уров­ней иерархии индивидуальности.

Сейчас многим психологам кажется очевидным тот факт, что люди по-разному слышат, видят и чувствуют окружающий мир. Однако, несмотря на то, что экспери­ментальная психология с момента своего возникновения имела дело с измерениями ощущений и восприятия, уди­вительный феномен психических различий был не сразу понят и оценен по достоинству. Парадокс заключается в том, что субъективные различия поначалу считались арте­фактом! Но история хороша тем, что допущенные ошиб­ки со временем теряют свою магическую власть, стано­вясь прологом к сделанным на их основе открытиям.

История о двух астрономах, обна­руживших различия во времени реакции — одной из фун­даментальных характеристик сенсорно-перцептивной сфе­ры, — один из первых зафиксированных и очевидных при­меров наглядной демонстрации проявлении индивидуаль­ных различий в области первичных психических процессов — ощущений. Исследователя, заинтересовавшегося "астрономической историей", в первую очередь волновал бы вопрос: "Чем были вызваны обнаруженные различия во времени реакции?". Возможные ответы легко класси­фицировать (однако далеко не так легко верифицировать), положив в основание "базового фактора":.

— особенности нервных процессов (психофизиологи­ческий фактор);

— установку или мотивированность (психологический фактор);

— специфику стиля (или способа выполнения) наблю­дения (инструментальный, поведенческий фактор) и др.

Очевидно, Бессель, представляя в печать статью со статистическими выкладками, сделанными в результате наблюдений за временем двигательной реакции других людей, также искал причину обнаруженных различий в одном из ука­занных факторов.

Довольно заманчиво представить вышеупомянутых аст­рономов в детстве, точнее, в младенчестве, и пронаблю­дать, проявляются ли базовые индивидуальные особеннос­ти в поведении на самых ранних стадиях развития.

Большинство психологов сегодня, по мнению Поля Фресса (Press, 1975), согласны с тем, что первичные ре­акции младенцев, характеризующие их интраиндивидуальное развитие, являются недифференцированными. Вместе с тем, на самых ранних этапах жизни межиндивидуальные различия в сенсомотороной сфере проявляются в гораздо большей степени, чем интраиндивидуальные — в силу недифференцированности последних и большей наслед­ственной детерминации наблюдаемой вариабельности пер­вых. Эти выводы, основанные на рассмотренных ниже эк­спериментальных фактах, опровергают бытующее в обы­денном сознании представление: "Младенцы все на одно лицо — невозможно отличить их друг от друга". Уже с момента рождения обнаруживается, что человеку вообще "свойственно отличаться".

Проявляя зачатки индивидуаль­ности, младенцы по-разному реагируют на одни и те же раздражители, например, на громкий шум, яркий свет или близкий физический контакт.

Буквально за несколько последних десятилетий про­изошло значительное изменение во взглядах ученых на специфику мира младенца. На смену представлений об аморфности первичной стадии взаимодействия новорож­денного с внешней реальностью пришло понимание того, что появившееся человеческое существо стремится с са­мого начала проявить свою специфику. В основе таких из­менений лежат две причины.

Во-первых, опровергнуто прежнее допущение, что сен­сорные способности младенцев значительно ограничены;

во-вторых, получены убедительные доказательства изби­рательности в реагировании младенцев на получаемую информацию.

Б.Бернс, изучая реакции тридцати ново­рожденных, предъявлял звуки мягких и грубых тонов, а также прикладывал к области бедра жесткий диск и рези­новый наконечник, Тестирование проводилось четыре раза в возрасте от двух до пяти дней, при этом наблюдатели регистрировали интенсивность проявления каждой реак­ции на стимулы. Обнаружено, что одни младенцы склон­ны бурно реагировать на все стимулы во время каждого предъявления, в то время как другие довольно устойчиво проявляют реакции средней интенсивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: