Сенсомоторные стратегии младенцев

Различия в специфически-субъективной организации поведенческих паттернов также обнаруживаются очень рано. Проводя наблюдение за младенцами в течение первой не­дели их жизни, Дж.Браун (Brown, 1964) установил разни­цу в пропорциях при сочетании признаков, характеризу­ющих типы поведения малышей, связанные с комбина­цией разных видов активности.

Малышка Дороти, напри­мер, спит немного (37 процентов наблюдаемого време­ни), много кричит (39 процентов) и редко тревожится (4 процента), а также сильно реагирует на стимуляцию в процессе измерения чувствительности.

В противоположность ей, Тэд много спит (56 процентов наблюдаемого време­ни), мало кричит (17 процентов), употребляя большую часть своей активности на то, чтобы избавиться от любого напряжения и снова погрузиться в сон.

В исследовании моторики спящих и бодрствующих новорожденных, Т.Бразельтон (Вгаг.еНоп, 1969; 1984) удалось определить те тонкие характеристики, которые отличают одного младенца от другого.

Разработав специальную шкалу, психологи вы­делили шесть измерений (условно названных "состояния­ми сознания"), включающих параметры моторики, интен­сивность проявлений которых лежит в основе отличий од­ного поведенческого паттерна от другого —

глубокий сон (глаза закрыты, дыхание регулярное, движения возника­ют только в случае необходимости);

активный сон (глаза закрыты, дыхание нерегулярное, легкое подергивание те­лом, без резких движений);

спокойное бодрствование (глаза открыты, движения тела не выражены, дыхание регуляр­ное);

активное бодрствование (глаза открыты, голова, ко­нечности и туловище в движении, нерегулярное дыхание);

нервозность (глаза частично или полностью закрыты, пе­риодически возникают всхлипывания, сопровождаемые нерегулярным дыханием);

плач (глаза частично или пол­ностью закрыты, сильные движения тела сопровождаются криком).

Кроме доказательства того, что младенческие состояния — вещь гораздо более сложная, чем это ка­жется наивным наблюдателям, наблюдения Т.Бразельтон подтвердили гипотезу о том, что поведение младен­цев определяет широкий диапазон их взаимодействия со взрослыми.

Специфика активности младенцев проявляется и в осо­бенностях организации ими необходимых физических кон­тактов с миром предметов и людей. Г.Шаффер и П.Эмер­сон (Schaffer, Emerson, 1964), изучая реакции тридцати семи новорожденных па физический контакт, обнаружили де­ление младенцев на "стремящихся к объятиям", получаю­щих удовольствие от близкого физического контакта, и "отстраняющихся от объятий", то есть сопротивляющих­ся контакту, вызывающему у них физическое напряжение. Правда, "отстраняющиеся" не избегали других — помимо объятий — форм физического взаимодействия, например, качания и подбрасывания.

Дальнейшее наблюдение в те­чение первых двух лет жизни показало, что малыши обна­руживают различия в моторном развитии. "Отстраняющи­еся" оказались более развитыми, проявляя способность сидеть без поддержки, стоять с опорой и ползать раньше, чем " стремящиеся ".

Возможно, локус контроля (поиск поддержки, ориен­тация на автономию) в сенсомоторной сфере, позднее трансформирующийся в важнейшее личностное измере­ние, а также связанная с характеристиками проприоцептивных ощущений зависимость/независимость от поля (опора на внешний источник информации, опо­ра на собственные ощущения), проявляющаяся в различ­ных формах практически на всех уровнях индивидуальнос­ти, имеют в своей основе обнаруживаемую в раннем детстве предрасположенность.

Конечно, речь идет о механизмах формирования будущих индивидуальных свойств, степень выраженности которых зависит от харак­тера подкрепления со стороны окружения. Более подроб­ный анализ различий в сенсомоторной сфере связан с изу­чением проявлений темперамента в поведении младенцев.

Довольно неожиданным оказалось выявление половых различий, проявляющихся у однолетних детей в мо­торной сфере (Malina, 1982). Мальчики больше времени тратили на овладение видами активности, сопровож­дающимися проявлением грубой моторики, а девочки — тонкой.

Для содержатель­ной интерпретации различий в сенсомоторной сфере нам уже недостаточно исходить только из наличия двух факто­ров организмического уровня — наследственности и со­зревания. Влияние среды — ближайшего социального ок­ружения — также становится существенным фактором в формировании стиля моторного поведения субъекта.

Пси­хологи исследовали, насколько влияние упражнений уси­ливает рефлексы младенцев, связанные с последующими навыками ходьбы. С одной группой младенцев мужского пола ежедневно занимались упражнениями на развитие рефлексов ходьбы в период со второй по восьмую неделю их жизни. Вторая группа полу­чала пассивную моторную и социальную стимуляцию, не связанную с упражнениями рефлексов. Группа, не полу­чавшая никаких дополнительных занятий, просто тести­ровалась еженедельно вместе с упражняющимися. Нако­нец, четвертую группу протестировали лишь однажды, в конце эксперимента.

Результаты показали, что в последу­ющем навыки ходьбы гораздо быстрее появились в груп­пе, получавшей специальные упражнения на развитие реф­лексов.

Психологи подчеркивают важность стимулирова­ния рефлекса ходьбы, связанного с последующим форми­рованием двигательной и исполнительной компетентнос­ти. Возможно также, что многие показатели вариативнос­ти в моторной сфере детей связаны с характером роди­тельского отношения к детской подвижности. Рассмотрен­ный пример наглядно иллюстрирует одну из важнейших дискуссий в современной психологии развития о роли со­зревания и научения в процессе формирования индивиду­альных особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: