Различия в специфически-субъективной организации поведенческих паттернов также обнаруживаются очень рано. Проводя наблюдение за младенцами в течение первой недели их жизни, Дж.Браун (Brown, 1964) установил разницу в пропорциях при сочетании признаков, характеризующих типы поведения малышей, связанные с комбинацией разных видов активности.
Малышка Дороти, например, спит немного (37 процентов наблюдаемого времени), много кричит (39 процентов) и редко тревожится (4 процента), а также сильно реагирует на стимуляцию в процессе измерения чувствительности.
В противоположность ей, Тэд много спит (56 процентов наблюдаемого времени), мало кричит (17 процентов), употребляя большую часть своей активности на то, чтобы избавиться от любого напряжения и снова погрузиться в сон.
В исследовании моторики спящих и бодрствующих новорожденных, Т.Бразельтон (Вгаг.еНоп, 1969; 1984) удалось определить те тонкие характеристики, которые отличают одного младенца от другого.
Разработав специальную шкалу, психологи выделили шесть измерений (условно названных "состояниями сознания"), включающих параметры моторики, интенсивность проявлений которых лежит в основе отличий одного поведенческого паттерна от другого —
|
|
глубокий сон (глаза закрыты, дыхание регулярное, движения возникают только в случае необходимости);
активный сон (глаза закрыты, дыхание нерегулярное, легкое подергивание телом, без резких движений);
спокойное бодрствование (глаза открыты, движения тела не выражены, дыхание регулярное);
активное бодрствование (глаза открыты, голова, конечности и туловище в движении, нерегулярное дыхание);
нервозность (глаза частично или полностью закрыты, периодически возникают всхлипывания, сопровождаемые нерегулярным дыханием);
плач (глаза частично или полностью закрыты, сильные движения тела сопровождаются криком).
Кроме доказательства того, что младенческие состояния — вещь гораздо более сложная, чем это кажется наивным наблюдателям, наблюдения Т.Бразельтон подтвердили гипотезу о том, что поведение младенцев определяет широкий диапазон их взаимодействия со взрослыми.
Специфика активности младенцев проявляется и в особенностях организации ими необходимых физических контактов с миром предметов и людей. Г.Шаффер и П.Эмерсон (Schaffer, Emerson, 1964), изучая реакции тридцати семи новорожденных па физический контакт, обнаружили деление младенцев на "стремящихся к объятиям", получающих удовольствие от близкого физического контакта, и "отстраняющихся от объятий", то есть сопротивляющихся контакту, вызывающему у них физическое напряжение. Правда, "отстраняющиеся" не избегали других — помимо объятий — форм физического взаимодействия, например, качания и подбрасывания.
|
|
Дальнейшее наблюдение в течение первых двух лет жизни показало, что малыши обнаруживают различия в моторном развитии. "Отстраняющиеся" оказались более развитыми, проявляя способность сидеть без поддержки, стоять с опорой и ползать раньше, чем " стремящиеся ".
Возможно, локус контроля (поиск поддержки, ориентация на автономию) в сенсомоторной сфере, позднее трансформирующийся в важнейшее личностное измерение, а также связанная с характеристиками проприоцептивных ощущений зависимость/независимость от поля (опора на внешний источник информации, опора на собственные ощущения), проявляющаяся в различных формах практически на всех уровнях индивидуальности, имеют в своей основе обнаруживаемую в раннем детстве предрасположенность.
Конечно, речь идет о механизмах формирования будущих индивидуальных свойств, степень выраженности которых зависит от характера подкрепления со стороны окружения. Более подробный анализ различий в сенсомоторной сфере связан с изучением проявлений темперамента в поведении младенцев.
Довольно неожиданным оказалось выявление половых различий, проявляющихся у однолетних детей в моторной сфере (Malina, 1982). Мальчики больше времени тратили на овладение видами активности, сопровождающимися проявлением грубой моторики, а девочки — тонкой.
Для содержательной интерпретации различий в сенсомоторной сфере нам уже недостаточно исходить только из наличия двух факторов организмического уровня — наследственности и созревания. Влияние среды — ближайшего социального окружения — также становится существенным фактором в формировании стиля моторного поведения субъекта.
Психологи исследовали, насколько влияние упражнений усиливает рефлексы младенцев, связанные с последующими навыками ходьбы. С одной группой младенцев мужского пола ежедневно занимались упражнениями на развитие рефлексов ходьбы в период со второй по восьмую неделю их жизни. Вторая группа получала пассивную моторную и социальную стимуляцию, не связанную с упражнениями рефлексов. Группа, не получавшая никаких дополнительных занятий, просто тестировалась еженедельно вместе с упражняющимися. Наконец, четвертую группу протестировали лишь однажды, в конце эксперимента.
Результаты показали, что в последующем навыки ходьбы гораздо быстрее появились в группе, получавшей специальные упражнения на развитие рефлексов.
Психологи подчеркивают важность стимулирования рефлекса ходьбы, связанного с последующим формированием двигательной и исполнительной компетентности. Возможно также, что многие показатели вариативности в моторной сфере детей связаны с характером родительского отношения к детской подвижности. Рассмотренный пример наглядно иллюстрирует одну из важнейших дискуссий в современной психологии развития о роли созревания и научения в процессе формирования индивидуальных особенностей.