ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ИПРИНЦИПЫ
ЛЕКЦИЯ 2
4 основных типа информационно-консультационной деятельности (просветительский, академический, консультационный, интеграционный) включают в себя различные ее виды.
Консультанты ФАО и Всемирного банка выделяют следующие виды информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве:
1. Агентский – этот вид ИК деятельности основан на систематическом посещении хозяйств, анализе ситуации и результатов деятельности их работников с целью выявления проблем, формирования отношений и общественно-значимых мнений, а также мотивирования сельских товаропроизводителей.
2. Адаптационный – вид ИКД, основанный на разработке (адаптации) и внедрении системы ведения хозяйства (производства) в данной зоне или на предприятии.
Цель деятельности – увеличение количества внедренных современных производственных систем.
3. Аутсорсинг – принятие ИКС на себя выполнения ряда вспомогательных управленческих функций в хозяйстве клиента. Цель деятельности – повышение эффективности выполнения основных производственных функций клиентом на предприятии за счет передачи выполнения вспомогательных управленческих функций внешней организации.
4. Инновационный вид ИКД основан на разработке и реализации прикладных научных исследований мероприятий, приводящих к комплексным изменениям в образе хозяйствования и/или образа жизни населения.
5. Информационный вид деятельности основан на распространении информации, имеющей отношение к государственной политике, а также распространение рыночной информации. Цель деятельности – увеличение информированности клиентов (производителей, населения) об изменениях в государственной политике и ситуации на рынке и, как следствие, увеличение конкурентоспособности предприятий.
6. Консультационный – оказание помощи в принятии решений по конкретным проблемам конкретному клиенту.
Цель деятельности – увеличение устойчивости производства,
повышение конкурентоспособности предприятия.
7. Образовательный вид ИКД основан на проведении общеразвивающего и профессионального обучения.
Цель деятельности – повышение уровня образования, в том числе и
профессионального, сельского населения.
8. Партиципативный (кооперирующий) вид – предусматривает добровольное вовлечение товаропроизводителей в процесс взаимного общения, обмена мнениями и опытом, создания объединений.
Цель деятельности – выявление и распространения знаний и опыта, самостоятельно приобретенных товаропроизводителями, формирование общественных или производственных объединений товаропроизводителей.
9. Рекомендационный вид – предусматривает разработку и распространение рекомендаций.
Цель деятельности – повышение научного и методического уровня решений и действий, предпринимаемых клиентом.
10. Тренинговый (обучение и посещение) вид ИКД – целенаправленное обучение сельских товаропроизводителей и посещение их хозяйств для проверки правильности использования полученных знаний и умений.
Цель деятельности – увеличение урожайности культур (объема производства продукции) в хозяйствах, охваченных программой обучения.
Каждая отдельная сельскохозяйственная ИКС может одновременно проводить несколько видов деятельности.
Это зависит от подхода к организации службы, который выбран при ее создании.
Структура и задачи службы уточняются в зависимости от:
- масштаба и сложности проблем целевой группы клиентов,
- от круга политических задач и других функций, возлагаемых на службу,
- возможностей выполнения общественных задач вне системы информационно-консультационного обслуживания,
- наличия ресурсов,
- возможностей обеспечения финансовой устойчивости службы и др.
Каждому из перечисленных видов ИКД в сельском хозяйстве соответствует свой комплекс форм и методов работы.
Организационная (организационно-правовая) форма службы зависит от:
- ситуации в регионе,
- целей государственной и местной политики,
- типа и вида ИКД.
Существует ряд принципов ИКД, соблюдение которых обязательно для любой ИКС, независимо от типа и вида.