Контркультура и субкультура.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Элитарная(высокая)культура
элита (от фр. elite – «лучшее»).
| Создаваемая профессиональными творцами по заказу, она, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию простых людей.
Потребители:
- высокообразованная часть общества
- критики, литературоведы
- театралы
- художники, писатели, музыканты
Характерные черты:
-Индивидуальность.
-Оригинальность.
-Закрытость, зашифрованность символов культуры.
-Широкий спектр выразительности.
-Творчество, поиски новых средств и путей развития
культуры.
|
Народная культура
| Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
Виды:
- популярная (сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы)
- фольклорная (прошлое)
Жанры: легенды, эпос, сказки и др.
По исполнению элементы могут быть:
- индивидуальными (изложение легенды)
- групповыми (исполнение песни, танца)
- массовыми (карнавальные шествия)
Место сосредоточения:
- фольклорная (деревня)
- популярная (город)
|
Массовая культура
| Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом.
Характерные черты:
- Рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания (Унифицированность)
- Тривиальность (обычность).
- Ориентируется на коммерческие цели
- Понятна и доступна всем возрастам, слоям населения независимо от уровня образования
- Может стимулировать у "массы" новые потребности
- Формировать определенные стандарты эстетического вкуса (Стереотипы).
- Минимум изобразительных средств.
|
Формы культуры
| Опознавательные признаки
| Изучающие их науки
|
Элитарная (высокая) культура
| Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор
| Искусствоведение, литературоведение
|
Народная культура
| Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай
| Этнография, антропология, фольклористика
|
Массовая культура
| Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение
| Социология, философия
|
Контркультура
| Субкультура
|
хиппи
| городская молодежь
|
рокеры
| сельская молодежь
|
панки
| старообрядцы
|
скинхеды
| афганцы
|
тедди-бойз
| инвалиды
|
Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох.
Исторические типы культуры
| 1.Культура древних обществ (до V в. н.э.)
2.Культура Средних веков (V – ХIV вв.)
3.Культура Возрождения и Реформации (XV -XVI вв.)
4.Культура Нового времени (XVII – XIX вв.
5.Современная культура (ХХ – ХХ1 вв.)
|
Тип культуры объединяет ряд существенных характеристик, обуславливающих ее самостоятельное и достаточно длительное историческое существование, а также высокие показатели в сравнении с другими культурами.
Модель типа культуры создается и на основе так называемого архетипа - прообраз, первичная форма, образец.
К.Г. Юнг определял архетип как – врожденные психические структуры, коллективное бессознательное, основа для творческой деятельности человека
Основные черты античной культуры:
| -Культура раннегородских цивилизаций, появление политической сферы культуры, сословного общества, развитие гражданского коллектива.
-Понимание культуры как части природы и воспитания, как способа включения человека в гармонию космоса.
-Человек – мерило всех вещей, человек в силах изменить свою участь.
-Расцвет мифологии и борьба против архаических традиций мифологического мышления. Развитие начал научных знаний, развитие абстрактных понятий. Стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях.
-Письменность
-Вера в судьбу, дух состязательности, появление зрелищных видов искусства.
-Необходимость поддерживать порядок в государстве и кодексы законов.
-Противоречия античной культуры: чувства и разум, судьба и борьба, социальность и индивидуальность.
|
Основные черты средневековой культуры:
| -Восприятие всего через призму религии. Мир создан богом и подчинен только богу. Приоритет веры над разумом. Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. Утверждение торжества человеческого духа над телом. Формирование понятий добродетели и греха.
- Мистицизм, иррационализм.
-Культ аскетизма.
-Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.
-Образование носит религиозный характер.
-В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту.
|
Основные черты культуры Возрождения:
| -Возрождение античных традиций.
-Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, признание ценности человека как личности, развитие идеи достоинства личности, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма.
-Мир создан гармоничным и подчинен вечным и непреложным законам.
-Развитие светской культуры, интерес к гуманитарным знаниям, появление гуманистической концепции культуры.
-Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.
|
Основные черты культуры Нового времени:
| -Формирование нового, индустриального типа общества. Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.
-Буржуазная культура, с характерным для нее типом
автономной личности. Рождение концепции прав человека. -Дух индивидуализма, практицизма, деловитости, буржуазная этика.
-Характерные черты Новой эпохи – рационализм, европоцентризм.
-Признание ценности знания, общедоступного образования, пропаганда научных знаний (XVIII век – век Просвещения).
-Научная революция. XVII-XVIII века – формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки. Развитие научного естествознания, появление методологии науки.
-Культура становится светской.
-Разностилье в искусстве: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
-Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.
-Рубеж XIX-XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры.
|
Основные черты современной западной культуры:
| -Современная цивилизация – постиндустриальная, информационная, ноосферная.
-Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма.
-Идеал свободы и независимости личности от общества и государства, опора на индивидуальный опыт.
-Интенсификация социальных отношений.
-Динамичность, быстрая смена условий жизни.
-Мультикультурная идентичность, модернизм и постмодернизм (множественность культур, стилей).
-Ориентация на науку. Научно-техническая революция.
-Технократичность культуры, доступность и разнообразие информации, унификация культуры в обществе постиндустриального типа.
-Компьютеризация – переход к новому типу общества–«информационному».
-Глобализация проблем, стандартизация культурных ценностей, интеграция (межкультурное взаимодействие).
-Дегуманизация общественной жизни, «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм).
-Противоречия современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация.
|