Контркультура и субкультура.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
| Элитарная(высокая)культура элита (от фр. elite – «лучшее»). | Создаваемая профессиональными творцами по заказу, она, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию простых людей. Потребители: - высокообразованная часть общества - критики, литературоведы - театралы - художники, писатели, музыканты Характерные черты: -Индивидуальность. -Оригинальность. -Закрытость, зашифрованность символов культуры. -Широкий спектр выразительности. -Творчество, поиски новых средств и путей развития культуры. |
| Народная культура | Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки Виды: - популярная (сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы) - фольклорная (прошлое) Жанры: легенды, эпос, сказки и др. По исполнению элементы могут быть: - индивидуальными (изложение легенды) - групповыми (исполнение песни, танца) - массовыми (карнавальные шествия) Место сосредоточения: - фольклорная (деревня) - популярная (город) |
| Массовая культура | Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Характерные черты: - Рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания (Унифицированность) - Тривиальность (обычность). - Ориентируется на коммерческие цели - Понятна и доступна всем возрастам, слоям населения независимо от уровня образования - Может стимулировать у "массы" новые потребности - Формировать определенные стандарты эстетического вкуса (Стереотипы). - Минимум изобразительных средств. |
| Формы культуры | Опознавательные признаки | Изучающие их науки |
| Элитарная (высокая) культура | Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор | Искусствоведение, литературоведение |
| Народная культура | Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай | Этнография, антропология, фольклористика |
| Массовая культура | Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение | Социология, философия |
| Контркультура | Субкультура |
| хиппи | городская молодежь |
| рокеры | сельская молодежь |
| панки | старообрядцы |
| скинхеды | афганцы |
| тедди-бойз | инвалиды |
Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох.
| Исторические типы культуры | 1.Культура древних обществ (до V в. н.э.) 2.Культура Средних веков (V – ХIV вв.) 3.Культура Возрождения и Реформации (XV -XVI вв.) 4.Культура Нового времени (XVII – XIX вв. 5.Современная культура (ХХ – ХХ1 вв.) |
Тип культуры объединяет ряд существенных характеристик, обуславливающих ее самостоятельное и достаточно длительное историческое существование, а также высокие показатели в сравнении с другими культурами.
Модель типа культуры создается и на основе так называемого архетипа - прообраз, первичная форма, образец.
К.Г. Юнг определял архетип как – врожденные психические структуры, коллективное бессознательное, основа для творческой деятельности человека
| Основные черты античной культуры: | -Культура раннегородских цивилизаций, появление политической сферы культуры, сословного общества, развитие гражданского коллектива. -Понимание культуры как части природы и воспитания, как способа включения человека в гармонию космоса. -Человек – мерило всех вещей, человек в силах изменить свою участь. -Расцвет мифологии и борьба против архаических традиций мифологического мышления. Развитие начал научных знаний, развитие абстрактных понятий. Стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях. -Письменность -Вера в судьбу, дух состязательности, появление зрелищных видов искусства. -Необходимость поддерживать порядок в государстве и кодексы законов. -Противоречия античной культуры: чувства и разум, судьба и борьба, социальность и индивидуальность. |
| Основные черты средневековой культуры: | -Восприятие всего через призму религии. Мир создан богом и подчинен только богу. Приоритет веры над разумом. Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. Утверждение торжества человеческого духа над телом. Формирование понятий добродетели и греха. - Мистицизм, иррационализм. -Культ аскетизма. -Искусство направлено на религиозно-церковные нужды. -Образование носит религиозный характер. -В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту. |
| Основные черты культуры Возрождения: | -Возрождение античных традиций. -Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, признание ценности человека как личности, развитие идеи достоинства личности, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма. -Мир создан гармоничным и подчинен вечным и непреложным законам. -Развитие светской культуры, интерес к гуманитарным знаниям, появление гуманистической концепции культуры. -Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья. |
| Основные черты культуры Нового времени: | -Формирование нового, индустриального типа общества. Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса. -Буржуазная культура, с характерным для нее типом автономной личности. Рождение концепции прав человека. -Дух индивидуализма, практицизма, деловитости, буржуазная этика. -Характерные черты Новой эпохи – рационализм, европоцентризм. -Признание ценности знания, общедоступного образования, пропаганда научных знаний (XVIII век – век Просвещения). -Научная революция. XVII-XVIII века – формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки. Развитие научного естествознания, появление методологии науки. -Культура становится светской. -Разностилье в искусстве: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. -Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур. -Рубеж XIX-XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры. |
| Основные черты современной западной культуры: | -Современная цивилизация – постиндустриальная, информационная, ноосферная. -Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма. -Идеал свободы и независимости личности от общества и государства, опора на индивидуальный опыт. -Интенсификация социальных отношений. -Динамичность, быстрая смена условий жизни. -Мультикультурная идентичность, модернизм и постмодернизм (множественность культур, стилей). -Ориентация на науку. Научно-техническая революция. -Технократичность культуры, доступность и разнообразие информации, унификация культуры в обществе постиндустриального типа. -Компьютеризация – переход к новому типу общества–«информационному». -Глобализация проблем, стандартизация культурных ценностей, интеграция (межкультурное взаимодействие). -Дегуманизация общественной жизни, «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм). -Противоречия современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация. |






