Историческая типология культур

Контркультура и субкультура.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Элитарная(высокая)культура элита (от фр. elite – «лучшее»). Создаваемая профессиональными творцами по заказу, она, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию простых людей. Потребители: - высокообразованная часть общества - критики, литературоведы - театралы - художники, писатели, музыканты Характерные черты: -Индивидуальность. -Оригинальность. -Закрытость, зашифрованность символов культуры. -Широкий спектр выразительности. -Творчество, поиски новых средств и путей развития культуры.
Народная культура Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки Виды: - популярная (сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы) - фольклорная (прошлое) Жанры: легенды, эпос, сказки и др. По исполнению элементы могут быть: - индивидуальными (изложение легенды) - групповыми (исполнение песни, танца) - массовыми (карнавальные шествия) Место сосредоточения: - фольклорная (деревня) - популярная (город)
Массовая культура Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Характерные черты: - Рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания (Унифицированность) - Тривиальность (обычность). - Ориентируется на коммерческие цели - Понятна и доступна всем возрастам, слоям населения независимо от уровня образования - Может стимулировать у "массы" новые потребности - Формировать определенные стандарты эстетического вкуса (Стереотипы). - Минимум изобразительных средств.
Формы культуры Опознавательные признаки Изучающие их науки
Элитарная (высокая) культура Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор Искусствоведение, литературоведение
Народная культура Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая культура Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение Социология, философия
Контркультура Субкультура
хиппи городская молодежь
рокеры сельская молодежь
панки старообрядцы
скинхеды афганцы
тедди-бойз инвалиды

Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох.

Исторические типы культуры 1.Культура древних обществ (до V в. н.э.) 2.Культура Средних веков (V – ХIV вв.) 3.Культура Возрождения и Реформации (XV -XVI вв.) 4.Культура Нового времени (XVII – XIX вв. 5.Современная культура (ХХ – ХХ1 вв.)

Тип культуры объединяет ряд существенных характеристик, обуславливающих ее самостоятельное и достаточно длительное историческое существование, а также высокие показатели в сравнении с другими культурами.

Модель типа культуры создается и на основе так называемого архетипа - прообраз, первичная форма, образец.

К.Г. Юнг определял архетип как – врожденные психические структуры, коллективное бессознательное, основа для творческой деятельности человека

Основные черты античной культуры: -Культура раннегородских цивилизаций, появление политической сферы культуры, сословного общества, развитие гражданского коллектива. -Понимание культуры как части природы и воспитания, как способа включения человека в гармонию космоса. -Человек – мерило всех вещей, человек в силах изменить свою участь. -Расцвет мифологии и борьба против архаических традиций мифологического мышления. Развитие начал научных знаний, развитие абстрактных понятий. Стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях. -Письменность -Вера в судьбу, дух состязательности, появление зрелищных видов искусства. -Необходимость поддерживать порядок в государстве и кодексы законов. -Противоречия античной культуры: чувства и разум, судьба и борьба, социальность и индивидуальность.
Основные черты средневековой культуры: -Восприятие всего через призму религии. Мир создан богом и подчинен только богу. Приоритет веры над разумом. Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. Утверждение торжества человеческого духа над телом. Формирование понятий добродетели и греха. - Мистицизм, иррационализм. -Культ аскетизма. -Искусство направлено на религиозно-церковные нужды. -Образование носит религиозный характер. -В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту.
Основные черты культуры Возрождения: -Возрождение античных традиций. -Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, признание ценности человека как личности, развитие идеи достоинства личности, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма. -Мир создан гармоничным и подчинен вечным и непреложным законам. -Развитие светской культуры, интерес к гуманитарным знаниям, появление гуманистической концепции культуры. -Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.
Основные черты культуры Нового времени: -Формирование нового, индустриального типа общества. Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса. -Буржуазная культура, с характерным для нее типом автономной личности. Рождение концепции прав человека. -Дух индивидуализма, практицизма, деловитости, буржуазная этика. -Характерные черты Новой эпохи – рационализм, европоцентризм. -Признание ценности знания, общедоступного образования, пропаганда научных знаний (XVIII век – век Просвещения). -Научная революция. XVII-XVIII века – формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки. Развитие научного естествознания, появление методологии науки. -Культура становится светской. -Разностилье в искусстве: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. -Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур. -Рубеж XIX-XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры.
Основные черты современной западной культуры: -Современная цивилизация – постиндустриальная, информационная, ноосферная. -Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма. -Идеал свободы и независимости личности от общества и государства, опора на индивидуальный опыт. -Интенсификация социальных отношений. -Динамичность, быстрая смена условий жизни. -Мультикультурная идентичность, модернизм и постмодернизм (множественность культур, стилей). -Ориентация на науку. Научно-техническая революция. -Технократичность культуры, доступность и разнообразие информации, унификация культуры в обществе постиндустриального типа. -Компьютеризация – переход к новому типу общества–«информационному». -Глобализация проблем, стандартизация культурных ценностей, интеграция (межкультурное взаимодействие). -Дегуманизация общественной жизни, «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм). -Противоречия современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: