Средневековое образование
V-IX века – все школы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения и главная задача – воспитание служителей церкви. Но христианская церковь сохранила элементы античной светской культуры, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы.
Особенность данных школ:
Ø Дети учились вместе с юношами;
Ø Деление по возрасту не было;
Ø Обучение шло на латинском языке, языке образованных людей. На нём читали молитвы, писали книги, составляли важные послания.
В полное школьное образование входило изучение «семи свободных наук».
«семь свободных наук» делились на группы:
· тривиум (грамматика, риторика, диалектика)
· квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)
Царицей наук считали богословие, а библию главным учебником.
Во второй половине IX века появились первые частные школы в Англии. Основы их – сочинения античных авторов. В XI веке в Европе появляются университеты:
Ø Болонский (1088г.) - возрождается изучение римского права.
Ø Оксфордский (1167г.),
Ø Кембриджский (1209г.).
Ø Парижский университет.
Они становятся пристанищем крупнейших европейских ученых:
- Беккон (1214-1292). Он ввел в сферу науки экспериментальный метод, в физике – природой света и цвета, изобрел очки, в химии установил способы получения пороха. -- Жан Буридан разработал теорию импульса.
В Оксфорде появились работы по ускоренному движению. Важное место в средние века в науке занимала алхимия, преимущественно занималась поиском некоторой субстанции, способной трансформировать простые металлы в серебро или золото.
Главное достижение – новые принципы познания и обучения (дисциплинарный):
1. Разработана система воспроизводства дисциплинарных кадров: школьник-бакалавр-специалист-магистр.
2. Разработаны методы обучения: семинар диспут, диссертация, лекция.
3. Разработана структура учебных заведений: студенческая группа-специальность-факультет-университет.
Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:
· Дороманское искусство (V-Xвв.)
· Романский стиль (XI-XII вв.)
· Готический стиль (XIII-XIV вв.)
Дороманское искусстводелится на три периода:
• раннехристианское искусство
• искусство варварских королевств
• искусство Каролингской и Оттоновской империй.
В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов.
Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями.
Внутренним украшением этих зданий были:
• мозаика
• фрески.
В изображениях преобладала:
• символика
• условность
• мистичность образов (увеличение глаз, молитвенные позы, разномасштабность в изображении фигур согласно духовной иерархии)
Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И уже, не имела тесной связи с античными традициями.
Искусство Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте.
Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя:
• центрические каменные храмы
• деревянные храмы
Внутренним украшением этих зданий были:
• мозаика
• фрески.
Памятником архитектуры дороманского искусства является:
• капелла Карла Великого в Аахене
• монастыри
В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.
Романский стиль (XI-XII вв.) Термин введен в начале XIX века французскими археологами, т.к. постройки этого периода напоминали постройки Древнего Рима. Возник во времена царствования Карла великого. | Готический стиль (XIII-XIV вв.) от итальянского gotico – «готический»: 1 по названию германского племени готов; 2. во всех европейских языках «гот» -Бог. Появление этого термина приписывают великому итальянскому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю. Возник в результате развития городов и формирующейся городской культуры. | |
Стилевые признаки архитектуры | ||
Ø Здания огромные по размерам (чтобы вместить наибольшее число людей, желающих принять участие в богослужениях) Это были здания, целиком выстроенные из камня Ø В архитектуре полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима Ø Массивные толстые стены, круглые опоры, гладкие поверхности Ø Использовали рельефы, их помещали над входами Ø Скульптурные изображения ярко раскрашивались Ø Настенные росписи – библейские сюжеты. Изображения плоскостные, необъемные. Ø Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях. | Ø Готический собор легок, устремлен ввысь. Ø Внутри в качестве опоры стали использовать стрельчатые арки, придающие ощущение полета. Ø Каркасная система с крестонервюрным сводом(нервюр –скелет свода) Ø Витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Витраж помещали в проем окна, благодаря чему в храме было много света. «розетки» - окно над входом. Ø Внутри и снаружи собор украшало множество статуй, рельефов Ø В скульптуре появляется портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур. Ø Рельеф – скульптурное, выпуклое или углубленное, изображение В результате пространство собора создавало образ небесного мира, воплощения мечты о чуде | |
Основные архитектурные сооружения | ||
1.Светская архитектура – феодальный замок. Замок- обычное жилище феодала - одновременно являлся крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Строились в труднодоступных местах. Массивные стены, узкие окна, высокие башни. В центре башня феодала прямоугольной или многогранной формы - Донжон. нижний этаж – кладовая второй этаж – жилью владельца третий – помещение для слуг и охраны крыша – для дозора подземелье – тюрьма. С начала XI в. феодалы стали строить каменные замки, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими каменными стенами с бойницами и дозорными башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня «донжон». В XII в. в Донжоне заселяются во время осады. В комплекс замка входили: - капелла - хозяйственные помещения. | 1.Феодальные замки с конца XIIIв. строились только с разрешением короля, а в XIV в. это становится привилегией короля и его приближенных. Как правило, замок строился на горе, а город на равнине на некотором расстоянии от него. Замки превращаются в увеселительные резиденции. | |
2.Храм (церковь- крепость Бога) Традиции базиликальной формы В плане – латинский крест В центре – башня со шпилем. | 2. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Строились соборы от 40до 100 лет. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются: во Франции: Собор Парижской Богоматери - начало готики (вместимость -9 тыс.чел.) строился 45лет. Зрелая готика – Собор в Реймсе(место коронации французских королей), строился 99 лет. Самый большой и высокий – Амьенский, строился 40 лет, его называют «готическим Парфеноном» В Италии: Миланский собор построен из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, завершилось в начале XIX века. В Германии: Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в. В Англии: Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. В Чехии: Собор святого Вита (1344—1929 гг.) | |
3.Монастырские комплексы. Толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом - моя крепость». | 3.Городское строительство. Ратуши (здание городского самоуправления). Строили на центральной площади или набережной. Были двух-или трехэтажные. Галерея –на нижнем, второй этаж – парадные залы (городской совет, суд), третий этаж - подсобные помещения. | |
4.Города-крепости. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды. Центр города –рыночная площадь, на которой строился собор города. Состав городского населения (1-5 тыс. человек), был очень пестрым. Здесь проживают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы. Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров. Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Город заселялся по профессиям. Улицы и целые кварталы оружейников, аптекарей, булочников, ткачей. | 4. С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления. Появляются биржи, таможня, больницы, склады, рынки | |