Эмоциональный и социальный интеллект

Практический и академический интеллект.

Классификация интеллекта.

Концепции интеллекта.

План

Методы измерения и оценки

Время проведения: 2 часа.

Цель занятия: рассмотреть теоретические основы академического и практического интеллекта будущего магистра техники и технологии; углубить и закрепить знания; развить глубину и критичность мышления; воспитать целеустремленность, ответственность.

1. Понятие«интеллект».

1. Понятие «интеллект»

Понятие «интеллект» ввел Цицерон. В переводе с латинского «intellgentia» означает «способность понимать». Смысловой образ интеллекта концептуально определен Платоном: «интеллект – это то, что отличает человеческую душу от животной, индивидуальное по природе творческое начало, включающее интуицию и приобщающее человека к божественному миру». Аристотель допускает существование преходящего, смертного, пожизненного интеллекта и противопо­ставляет наблюдаемую деятельность или поведение человека гипотети­ческой скрытой способности, от которой зависит эта деятельность.

Интеллект, считает Ж. Пиаже, – это «…определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, реализующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсомоторных механизмов», «гибкое и одновременно структурное равновесие поведения, система наиболее жизненных и активных операций», «интеллект является адаптацией». Определяя интеллект, Ж. Пиаже исходит из его двойственной природы: логической и биологической.

Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т. е. cпособность адаптироваться к окружающей среде.

Как замечает М.А. Холодная, «на начальном этапе интеллект отож­дествляется с простейшими психофизиологическими функциями, при этом подчеркивается врожденный (органический) характер интеллектуаль­ных различий между людьми» [4].

На основе обсуждения многочисленных результатов исследований, отмечает Г. Айзенк, «было достигнуто окончательное согласие относительно па­радигмы, что разные люди имеют разные способности для решения интеллектуаль­ных проблем и что среди этих способностей особенно важны общие спо­собности (сам общий интеллект). Существуют также специальные спо­собности для решения проблем специфического характера - например, память, способности оперировать числами, вербальные, визуально-про­странственные или технические способности, - которые могут быть очень важны в определенных обстоятельствах» [1].

Интеллектпредставляется системным проявлением позна­вательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), вли­яющего на другие способности[5]. С другой стороны, каждая позна­вательная способность, представленная предметной мыслью, вно­сит свой вклад в успешность интеллекта индивида. В данном слу­чае мы рассматриваем интеллект как врожденное качество индиви­да.

В реальной конкретной деятельности умственные способности выступают в двух функциях: с одной стороны, как опера­циональный компонент других познавательных функций, с другой - как собственно мыслительные способности, обеспечивающие прямо, а не опосредованно через другие познавательные функции, решение задач, стоящих перед индивидом.

Приведенное определение относит интеллект к так называемому в тестологии флюидному интеллекту, минимально зависящему от зна­ний, образования или иных культурных факторов.

В отличие от флюидного, выделяют кристаллизированный ин­теллект, базирующийся на знаниях и информации, тесно связанный с об­разованием и культурой и во многом определяемый ими.

Предложенная модель интеллекта хорошо согласуется с совре­менными нейропсихологическими представлениями о деятельности головного мозга (А.Р. Лурия). Согласно этим представлениям в струк­туре мозга можно выделить три основных функциональных блока, учас­тие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности:

- регуляции тонуса и бодрствования;

- получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира;

- программирования, регуляции и контроля психической деятель­ности.

Каждый из этих блоков имеет иерархическое строение.

С учетом того, что в нейропсихологическую структуру интеллекта входят функциональные структуры экстрасенсорных способностей, движений, памяти, речи, мы предполагаем, что общий интеллект может проявляться как экстрасенсорный, предметно-действенный и абстрактно-понятийный [5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: