Концепции интеллекта. При попытке дать определение интеллекта следует учитывать тот факт, что существуют по крайней мере три совершенно различные его концепции

При попытке дать определение интеллекта следует учитывать тот факт, что существуют по крайней мере три совершенно различные его концепции. Никакая дискуссия о природе интеллекта не может быть продуктивной, если она не учитывает этих различий (рис. 2).

Левая часть рисунка изображает наиболее фундаментальный аспект интеллекта, именуемый биологический интеллект. Он служит физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. в основном связан со структурами и функциями коры головного мозга; без них невозможно никакое осмысленное поведение, и представляется резонным предположить, что они же отвечают и за индивидуальные различия интеллекта. В природе этих структур явно важную роль играет генетический фактор; на рисунке отражены некоторые из возможных методов измерения характеризующих их показателей: электроэнцефалография (ЭЭГ), измерение усредненных вызванных потенциалов (УВП), кожно-гальваничеекая реакция (КГР), измерение времени реакции (ВР).

Рис. 2. Соотношение между концепциями биологического, психометрического

и социального интеллекта

Существует такое понятие, как психометрический интеллект, измеряемый обычными тестами IQ. Относительный успех такого тестирования в основном определяется биологическим интеллектом, но не им одним. Культурные факторы, воспитание в семье, образование и социоэкономический статус вносят свой вклад, и вовсе не незначительный. По существующим оценкам, примерно 70% различий при тестировании определяются генетическими факторами, а 30% - перечисленными переменными среды. Таким образом, можно сказать, что психометрический интеллект на 70% зависит от биологического и на 30% - от средовых факторов.

Дж. Гидфорд предложил кубическую структуру интеллекта, состоящую из 120 факторов (способностей) интеллекта, исходя из их предназначения, то есть, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводит эта операция и каково их содержание (Рис. 3).

Так, содержание операций (4): образное, символическое, семантическое, поведенческое. Операции – умение человека, вернее психический процесс (5): познавательные функции (понятие), память, конвергентное мышление (конвергентная продуктивность), дивергентное мышление (дивергентная продуктивность), оценивание. Результат – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым (6): элементы, классы, отношения, системы, преобразования, применения.

Рис. 3. Структура интеллекта по Дж. Гедфорду

Социальный интеллект проявляется в использовании IQ для социальной адаптации, и работы Р. Стернберга могут рассматриваться как типичные для школы, рассматривающей интеллект как проявление социально полезной адаптации [3]. Такое определение, однако, представляется неудачным, поскольку оно объединяет производные от совершенно не связанных между собой компонентов - IQ, личности, мотивации и др. Было бы гораздо продуктивнее с научной точки зрения изучать и измерять все эти составляющие порознь, а не смешивать их в неоправданно сложной концепции социального интеллекта. С этой точки зрения биологический интеллект является гораздо более целостной концепцией, в то время как понятие о психометрическом интеллекте разделяет некоторые из несообразностей, присущих таковому о социальном интеллекте.

Рис 4. Взаимовключенность различных концепций интеллекта

Иногда в литературе биологический интеллект обозначается как интеллект А, социальный - как интеллект Б; при этом ясно, что интеллект Б гораздо шире, чем А, и включает в себя IQ; IQ, в свою очередь, шире, чем интеллект А, и включает его в себя (рис. 4). Таким образом, из трех концепций та, которая касается интеллекта А (биологического интеллекта), может рассматриваться как фундаментальная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: