Содержание и динамика управления конфликтами
Управление конфликтами
Виды конфликтов.
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным основаниям (признакам). С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения. Общая классификацияконфликтов (по С.М. Емельянову) приведена в таблице 2.
Таблица 2
Классификация конфликтов
Тип конфликта | Виды конфликтов |
По сферам проявления | -производственно-экономические -идеологические -социально-психологические |
По масштабам, длительности и напряженности | -общие и локальные -бурные быстротекущие, кратковременные -острые длительные, затяжные -слабовыраженные, вялотекущие, быстротекущие |
По субъектам конфликтного взаимодействия | -внутриличностные; - межличностные; -межличностно – групповые; - межгрупповые |
По предмету конфликта | -реалистичные (предметные) -нереалистичные (беспредметные) |
По формам и степени столкновения | -скрытые и открытые -спонтанные, инициативные, провоцируемые -неизбежные, вынужденные, нецелесообразные |
По коммуникативной направленности | -горизонтальные -вертикальные -смешанные |
По источникам и причинам возникновения | -объективные и субъективные -организационные -эмоциональные и социально-трудовые -деловые и личностные |
По социальным последствиям | -позитивные и негативные - конструктивные и деструктивные - созидательные и разрушительные |
По способам и масштабам yрегулирования | -антагонистические и компромиссные -полностью или частично разрешаемые -приводящие к согласию и сотрудничеству |
Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор).
Управление конфликтом — целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт [4, c. 77].
Обратимся к конструктивному аспекту управления конфликтами, т.к. основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных противоборств. Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой.
Как сложный процесс управление конфликтами включает следующие виды деятельности:
• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
• предупреждение или стимулирование конфликта;
• регулирование конфликта;
• разрешение конфликта [4].
(стимулирование) конфликтов
Прогнозирование конфликта — один из важнейших видов деятельности субъекта управления, направленный на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии [4, c. 78].
Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей (стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и др.).
Предупреждение конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта [4, c/79].
Необходимо отметить, что предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это вынужденная форма предупреждения конфликта.
Кроме того, конфликты можно предупреждать в превентивной форме, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:
• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-
психологических особенностей;
• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
• воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.
Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Для этого проводятся различные методы диагностики.
|
|
Рисунок 3. Схема диагностики конфликта
По мнению А.Я. Кибанова, диагностика конфликтов - это знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны [5]. Конечная цель диагностики конфликтов – получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное решение конфликта [6].
Современная конфликтология для диагностики конфликтов а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний, в частности в психологии и социологии.
Широкую известность получила схема диагностики конфликта А.Я. Кибанова (рисунок.3) [5]. Существует также модульная методика диагностики межличностных конфликтов (А.Я. Анцупов), которая включает четыре базовые измерительные шкалы: отношение к каждому члену группы; представление об отношении каждого к нему самому; качество выполнения должностных обязанностей; развитость нравственных качеств [1, 2].
4.3.3. Способы и приемы п редупреждение конфликта
Конфликт можно предупредить путем изменения как своего поведения, так воздействуя на поведения партнера.
К основным способам и приемам п редупреждение конфликта, т.е. изменения своего поведения в предконфликтной ситуации, можно отнести следующие:
• умение прекратить или сгладить обостряющийся спор можно различными приемами: свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и др. Признаками высокого эмоционального накала могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, теми и тембр речи;
• учитывать, что сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться. Только из-за этого ваши с партнером позиции по проблеме могут значительно различаться. Именно это, а не действительные противоречия между людьми, может способствовать возникновению предконфликтной ситуации;
• децентрация — понятие противоположное по значению «эгоцентризму», способность видеть и обсуждать проблему с различных точек зрения;
• сообщать партнеру, что он не прав, вовсе не обязательно при свидетелях, тем более настаивать па публичном признании неправоты и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям;
• осознать, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими, повышая конфликтность. Снижать их можно, используя аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат в семье и т. п.;
• контроль за собственным психическим состоянием, позволяет существенно повлиять на свое восприятие и оценку складывающейся ситуации, предупредить собственное раздражение;
• окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их. В основу взаимодействия с ними должно быть положено сотрудничество, которое позволит учесть потребности обеих сторон;
• улыбка — важный невербальный компонент общения. Она выполняет целый ряд позитивных функций и может приводить к уменьшению негативных эмоций, если они есть;
• нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, быть готовым к нему и не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих. Негативные эмоции часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал, и способствуют возникновению конфликтов;
• искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом, в сочувствии; в предупреждении конфликтов высока роль здорового чувства юмора, которое способно разрядить ситуацию и снять собственное напряжение [2, С.193].
К основным способам и приемам воздействия на партнера т.е. п редупреждение конфликта можно отнести следующие:
• реально подходить к возможностям оппонента и заданию сроков выполнения задачи; завышенные требования и нереальные сроки выполнения работы приводят к тому, что подчиненные не могут добиться поставленных целей, делают ее быстро, но плохо, либо не укладываются в срок;
• быстро идут только разрушительные процессы. Занимаясь перевоспитанием оппонента, не следует рассчитывать на немедленные результаты. Эти ожидания могут привести к конфликтам;
• необходимо уметь оценивать актуальное настроение оппонента. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы;
• знание закономерностей невербального поведения человека поможет более глубоко и оперативно оценивать истинные намерения собеседника и заранее обнаруживать угрозу конфликта;
• нужно информировать оппонента о том, в чем затронуты ваши интересы. Он может просто не догадываться об их существовании; иметь верное представление о мотивах или слабостях других затруднительно;
• мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость защиты ваших интересов. Это уменьшит вероятность конфликта, увеличив ваши шансы на отстаивание своих прав;
• возможность выговориться позволяет минимизировать негативные эмоции оппонента, что важно для конструктивного выхода из предконфликтной ситуации;
• принимая решения, необходимо оценивать, чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше согласовывать их с людьми до того, как они будут приняты. Человек оказывается не готов к внезапным изменениям обстановки, когда он вынужден принимать решения экспромтом;
• для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов;
• в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить свое лицо». Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острые конфликты ради сохранения чести и достоинства;
• чем более расположен к вам собеседник, чем более вы воспринимаете его как личностно значимого человека, тем меньше вероятность конфликтов;
• категоричность суждений — далеко не всегда признак зрелости ума. Крайние оценки часто ошибочны и несправедливы, а безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное [2, с. 195].
Стимулирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта [4, с. 80]. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.
Техники и практики его стимулирования разнообразны, чаще всего используют те из них, которые относятся к коммуникационной системе: в этом случае конфликт усиливается путем манипулирования коммуникационными каналами. Еще один способ стимулирования конфликта - структурные изменения, приводящие к перераспределению сил и ресурсов и, как следствие - увеличивает конфликт. Это происходит вследствие естественно возникающих опасений у работников по поводу возникшей неопределенности, необходимости освоения новых задач или возможной потери статуса. Названные технологии обычно объединяют в рамках отдельной стратегии управления конфликтом, которую и называют стратегией эскалации.
Существуют различные приемы стимулирования конфликтов в организации (по С.Д. Резнику):
· собирать и предавать гласности компрометирующие документы;
· настаивать на своей власти и исключительности;
· не обращать внимания на частные предложения, мнения, решения;
· перечислять подчиненным их старые ошибки и обиды;
· перекладывать на других свои ошибки [9].