ТЕМА 10. Предупреждение конфликтов

План.

1. Прогнозирование и профилактика социальных конфликтов.

2. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта.

Вопрос 1. Прогнозирование и профилактика социальных конфликтов.

Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

Оно включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, пре­дупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управля­ющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.

Деятельность по управлению конфликтами более эффективна, если осуществ­ляется на ранних этапах возникновения противоречий. Чем раньше обнаружена проблема, тем меньшие усилия необходимы для того, чтобы разрешить ее конст­руктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития. Оно основыва­ется на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельно­сти по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.

Любая трудная ситуация взаимодействия – это ситуация неопределенности, поэтому прогноз ее развития значительно снижает величину этой неопределен­ности и повышает вероятность оптимального разрешения противоречия.

Чем значительнее ошибка в прогнозе развития ситуации, тем ниже эффектив­ность разрешения противоречия между оппонентами.

Точный прогноз развития конфликтной ситуации способствует более эффек­тивному ее разрешению. Если возрастает вероятность ошибки в таком прогнозе, то необходимо стараться перестраховаться, т. е. лучше переоценить возможные негативные тенденции, чем их недооценить. Другими словами, будучи «опти­мистом по жизни», необходимо быть «пессимистом по ситуации».

Разработка методик прогнозирования конфликтов возможна при достаточно высоком уровне развития конфликтологии. Прежде чем прогнозировать конфликты, наука должна пройти два этапа их познания.

Во-первых, необходима разработка описательных моделей различных видов конфликтов. Необходимо определить сущность конфликтов, дать их классификацию, вскрыть структуру, функции, описать эволюцию, динамику.

Однако на основе описательных моделей конфликтов дать обоснованный прогноз их возникновения и развития вряд ли возможно.

Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Они позволяют вскрыть движущие силы развития конфликтов, их детерминанты и причины. Объяснительные модели разрабатываются путем системно-генетического анализа конфликтов. Только после того, как конфликтология пройдет описательный и объяснительный этапы развития, она сможет реализовать свою прогностическую функцию.

Важным способом управления конфликтами является их профилактика. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятель­ности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Не всегда конфликты можно однозначно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время оче­видно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть ог­раничены или, еще лучше, предупреждены. Последний акт, ко­нечно, более разумен и полезен со всех точек зрения, чем пре­кращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому именно на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия как общественных, так и государственных институтов. В основном это связано с межгосударственными и криминальными конфликтами, угрожающими жизни, здоровью, имуществу граждан, общественным интересам и ценностям. В 1990-е гг. в нашей стране и в некоторых других странах (США, Индии, Испании) стали обращать серьезное внимание именно на предупреждение этнических конфликтов.

Предупреждению межгосударственных конфликтов постоян­но уделяют внимание такие органы мирового сообщества, как Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН, а также ре­гиональные военно-политические организации (НАТО и др.).

Нельзя не отметить, что эффективность предупреждения конфликтов межгосударственных и этнических, к сожалению, невелика. Объясняется это, главным образом, тем, что пробле­ма постороннего вмешательства в конфликт на его латентной стадии, а тем более ранней, встречает препятствия.

С одной стороны, такое вмешательство (а при раннем предупреждении – даже «предвмешательство») социально полезно, часто необходимо и, во всяком случае, более продук­тивно, чем бесстрастное ожидание развязки. Достаточно вспомнить историю возникновения Второй мировой войны, чтобы убедиться в справедливости этого вывода. Такое вме­шательство может оказаться нелегитимным, если его не под­держивают обе стороны не только внутри «конфликтогенной» страны (Югославия), но и вовне. Так, в марте 1999 г. воору­женные силы стран НАТО воздействовали на одну из сторон межэтнического конфликта (сербы), это вызвало негативную реакцию России, Китая, Индии.

С другой стороны, конфликт нередко рассматривает­ся (и не без основания) как частное дело сторон. Считается, что с позиций гуманизма и невмешательства в чужие дела на­вязывать свое решение, а тем более принуждать стороны к со­гласию или определенному поведению неэтично и неправо­мерно. Поэтому и получается, что вмешательство в конфликт (а предупреждение – одна из форм вмешательства) возможно и эффективно только тогда, когда конфликт перерастает рамки личных (групповых) отношений и становится общественно значимым событием, затрагивающим жизненные интересы других групп (беженцы, экология, катастрофы и т.д.).

Предупреждение конфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые его элементы до того, как открытое противостояние возникло. Поэтому в зависимости от причин и характера конфликта предупредительная деятель­ность может быть весьма разнообразной. Остановимся на не­которых ее аспектах.

Устранение причин конфликта. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреж­дению разнообразна и многоуровнева.

На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и уст­ранении крупных экономических, социальных и политических факторов, дезорганизующих общественную и политическую жизнь. Перекосы в экономике, резкий разрыв в уровне и каче­стве жизни больших групп и слоев населения, политическая неустроенность, неорганизованность и неэффективность системы управления – все это служит постоянным источником крупных и мелких, внутренних и внешних конфликтов. Пред­упреждение их предполагает последовательное проведение со­циальной, экономической, культурной политики в интересах всего общества, укрепление правопорядка и законности, по­вышение духовной культуры людей. Условно назовем его «общим», или «общенациональным», предупреждением любых негативных явлений в обществе, в том числе и кон­фликтных ситуаций. Для его планомерного осуществления нужна продуманная государственная стратегия развития, поль­зующаяся массовой поддержкой населения.

Однако было бы иллюзией считать, что на таком уровне существуют вполне эффективные способы полного устранения конфликтов, связанных с неравенством больших социальных групп. А как показывает история человечества, социальное не­равенство постоянно воспроизводится. Периодически повторяю­щиеся революции значительно меняют типы, формы и методы осуществления неравенства, однако устранить его в принципе не в состоянии. В любом обществе всегда существовал и, видимо, будет существовать конфликт интересов между различными социальными группами, хотя бы из-за права обладать и (или) распоряжаться жизненно важными ресурсами, которые огра­ничены. Представляется постоянным и стремление изменить формы и виды собственности.

Здесь обычно возникает сложная проблема справедливости и несправедливости – нормативные понятия морали, играю­щие большую роль в возникновении любого конфликта.

Эти понятия конкретно-исторические, их содержание меня­лось на протяжении веков. В основе современного подхода лежат два принципа – равенство (по закону) и пропорциональ­ность (по заслугам). Ныне социально справедливым принято считать то общество, в котором люди имеют равные условия для реализации своих различных способностей; а также существует объективный, а не уравнительный подход к оценке результатов деятельности каждого («справедливое неравенство»).

Но в оценке этого явления различные группы населения имеют специфические, чаще всего расходящиеся с общими («усредненными») позиции. И пока будут существовать «груп­пы по интересам», будет актуальна и проблема социальной справедливости. По-видимому, преодоление несправедливос­ти – процесс, не имеющий конца.

И все же немаловажное значение имеют попытки изменить существующие ценностные ориентации населения: повысить уважение к личности, укрепить доверие к государству, активи­зировать борьбу с насилием, с нетерпимостью к чужим мнениям. Толерантность, плюрализм мнений, гласность – относительно новые явления в нашем обществе, они еще не вошли органически в его «плоть и кровь». Тем более актуальны попытки преодолеть кризис, изжить «субкультуру насилия», характерную для мно­гих слоев населения, уважать и защищать права человека, его законные интересы.

Возможности устранения причин конфликтов существенно ограничиваются культурным уровнем населения, растущей со­циальной поляризацией, сохранением отчуждения и другими не менее важными обстоятельствами.

Формы проявления социальных конфликтов конкретны, они зависят от исторических и культурных традиций, органи­зации общества, соотношения сил социальных групп, особенно крупных. При всех возможных отрицательных моментах соци­альный конфликт, как отмечалось, несомненно обладает и со­зидательной энергией, которая чаще всего проявляется не только в ходе, но и в результате конфликта. Это утверждение при некоторых оговорках применимо и к анализу различных противоборствующих сторон в современной России.

В целях предупреждения многочисленных конфликтов, возникающих в общественной жизни, необходимо выявление и изучение их причин, чему должно способствовать развитие конфликтологических исследований. Каждый конфликт на производстве, в быту, сфере досуга возникает по конкретным причинам и при определенных условиях. Это конкретное обычно отражает более общие проблемы и противоречия той или иной сферы жизни. Поэтому анализ и объяснение объек­тивных причин возникновения наиболее распространенных случаев и последующее обобщение данных может сыграть важную роль в определении круга социальных проблем, нуж­дающихся в безотлагательном решении, – экономических, по­литических, социальных. Психологические исследования, изу­чение общественного мнения, массового настроения также дают существенные результаты для определения направлен­ности усилий социальных институтов и властных структур.

В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта тесно связано с воздействием на мотива­цию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные наме­рения конфликтующих участников.

Особо важное значение имеет предупреждение межличност­ных криминальных конфликтов, сопряженных с насилием. Анализ причин преступления в процессе расследования, являющихся, согласно требованиям уголовно-процессуального законодатель­ства, обязательной стороной расследования, чаще всего ограни­чивается самым общим указанием на мотивы, обозначаемые в стандартных юридических категориях безотносительно к их под­линному психологическому содержанию. Нередко совершаемые преступные действия характеризуются как «беспричинные». Это свойственно, в частности, и работникам средств массовой ин­формации, которые нередко не в состоянии профессионально проанализировать ситуацию.

Глубокий и компетентный анализ сути конфликтных ситуа­ций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях, пока разногласия не переросли в насилие, помог бы избежать многих оплошностей и в работе правоохранительных органов. Как известно из практики многих стран, предупреждение «уличного» и бытового видов насилия начинается с контроля за ситуациями, характеризующимися обычно затяжными кон­фликтами.

Поддержка сотрудничества. Напомним, что прежде чем вступить в противоборство, будущие соперники находятся, скорее всего, в нейтральных взаимоотно­шениях, а возможно, и сотрудничают между собой (сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения конфликта – налаживание и ук­репление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд ме­тодов поддержания и развития сотрудничества.

Согласие, состоящее в том, что возможного противника во­влекают в совместную деятельность. Так, например, поступил Президент Российской Федерации в 1993 г. при подготовке проекта новой Конституции. Созвав Конституционное совеща­ние, он пригласил участвовать в нем не только своих сторон­ников, но и вероятных противников, в том числе депутатов Верховного Совета РФ, и представителей многих политичес­ких партий.

Практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.

Сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данное время и расхо­дятся.

Взаимное дополнение партнеров, которое состоит в использо­вании таких черт будущего соперника, которыми не обладает пер­вый субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта.

Исключение социальной дискриминации, которое запрещает подчеркивание различий между партнерами по сотрудничест­ву, какого-либо превосходства одного над другими (хотя оно, возможно, и имеется). «Даже если Вы делаете работу лучше других, не ведите себя, как победитель».

Неразделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п.

Психологический настрой, приемы которого довольно многообразны. В своих конкретных проявлениях оно может включать, например, своевременное информирование партне­ра о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого и т.п. В нашей действительности госу­дарственные руководящие органы зачастую совершенно пре­небрегают этим методом предупреждения конфликтов.

Достаточно напомнить проведение в 1993 г. денежной реформы (изъ­ятие денег образца до 1992 г.), о котором население не только не было заранее предупреждено, но, напротив, введено в заблуждение предыду­щими обещаниями. Правительство осознало и исправило свои ошибки при проведении деноминации денег в 1998 г.; однако оно снова повто­рило их в июле – августе того же года, убеждая население в финансовой стабильности. 17 августа оно же неожиданно объявило о дефолте, т.е. невозможности соблюдать свои обязательства.

Психологическое «поглаживание» означает поддержание хо­рошего настроения, положительных эмоций по самым различ­ным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и затрудняет возникновение конфликтной ситуации.

Названные методы поддержания и укрепления сотрудниче­ства, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отно­шений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникнет, – помогает его разрешить.

Социальное партнерство. Сотрудничество в целях предотвращения трудовых конфлик­тов на предприятиях обычно рассматривается в терминах со­циального партнерства. В широком понимании оно означает гармонизацию интересов различных классов, слоев, социаль­ных групп, в узком – как принцип взаимоотношений между ра­ботодателем и наемным работником.

В основе социального партнерства лежит компромисс, вза­имовыгодные уступки. Так, желание предпринимателей со­трудничать с профсоюзами может быть обусловлено различными мотивами, в том числе заботой о материальном благополучии трудящихся. Однако очевидно, что оно, как правило, направ­лено на «профилактику» возможных трудовых конфликтов.

Сам термин «социальное партнерство» стал употребляться в первой половине XX в. Однако реальное звучание он приоб­рел лишь в последние десятилетия, что обычно связывают с воздействием научно-технической революции. Классовые раз­личия стали размытыми, возросла производительность труда, значительно повысились доходы различных групп населения, в том числе и рабочих. Таким образом, произошла некоторая интеграция рабочих в систему трудовых отношений и одновременно изменилась и их психология.

В создавшихся условиях работодатели отказались от чрезмерного употребления власти, не ставя, разумеется, под вопрос само ее существование. Возрастает и их воздействие на интенсивность коммуникации на предприятии, заключающейся в разъяснении важности субординации и интеграции коллектива. В то же время профсоюзы исходят из необходимости существования оформленных коллективных соглашений, а также расширения «со-участия» в управлении. Социальное партнерство, таким образом, не сняло противоречий между трудом и капиталом, однако заметно их ослабило.

Социальное партнерство во всех странах, где оно утвердилось, имеет много общих сущностных черт, хотя его способы и формы обладают определенной национальной спецификой.

Важно отметить, что партнерские отношения в обществе возможны лишь при условии социальной ориентации рыноч­ной экономики, когда во главу угла ставится не стремление получить прибыль любой ценой, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Другими словами, должен быть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству было бы что терять в случае резкого ухудшения социально-экономической ситуа­ции, реальной угрозы социального взрыва.

В России принцип социального партнерства применяется относительно редко, поскольку этому препятствует не только отсутствие опыта (ранее в роли работодателя выступало исключительно государство). Проблема заключается в кризисном состоянии экономики.

В свое время один из руководителей «Ростовугля» так оценил ситуацию, сложившуюся на шахтах Восточного Донбасса: «Введение с 1 июля 1993 г. свободных цен на уголь обострило финансовое состояние отрасли и предприятий. В результате неплатежи потребителей практически парализовали отрасль... Работа угольных предприятий в «режиме экономической выживаемости» является одной из основных причин роста движений от социального сближения и партнерства к его антиподам».

Помимо необходимых объективных условий социальное партнерство предполагает не только желание, но и возможности его основных субъектов (государство, профсоюзы, работодате­ли) эффективно сотрудничать. Однако руководители государ­ственных органов (министерств, отраслей, территориальных управлений, предприятий) пока не могут эффективно координировать процессы общественного развития в силу многих объективных и субъективных факторов. Очевидно, что переход от тоталитаризма к политическому плюрализму и демократии, к гражданскому обществу требует времени, политической воли и соответствующим образом подготовленных людей. Всего этого государству пока недостает. Нерешительность власти часто гасит положительные эффекты реформы, а самим структурам го­сударственной власти свойствен дефицит ответственности.

Кроме того, профсоюзное движение в России находится в стадии формирования. Количество одних лишь всероссийских объединений профсоюзов в 1994 г. превысило 50, причем только некоторые из них имеют разветвленную структуру (Федерация независимых профсоюзов России насчитывает 36 отрас­левых профсоюзов).

В свою очередь предприниматели-работодатели разобщены по десяткам ассоциаций и союзов, внутренним и международным. Если на низовом уровне такая разобщенность сторон не помеха сотрудничеству, то на федеральном и отраслевом уров­нях она серьезно затрудняет поиск общих решений.

И все же договорные методы регулирования трудовых отношений в России применяются все чаще, а их правовая осно­ва совершенствуется.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» представляет собой пер­вый комплексный закон, установивший принципы и порядок проведения коллективных переговоров, заключения и выпол­нения коллективных договоров и соглашений.

По существу, это основной нормативный акт в сфере коллективных трудовых отношений. Он определил систему коллективно-договорных актов, их правовую природу как особых договоров о труде, содержащих нормы права. Законом установлена процедура коллективных переговоров и гарантии для их участ­ников, предусмотрена и ответственность за его нарушение.

Сама процедура рассмотрения коллективного трудового спора предусматривает широкое использование примирительных актов и предполагает активное участие сторон в достижении компромисса. Это в полной мере согласуется с международным опытом и обеспечивает демократичность разрешения конфликтов в сфере труда.

Особое внимание Закон уделяет использованию забастовки как одного из способов разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовку рассматривается как производное от прав трудящихся на объединение и ведение коллективных переговоров. Забастовка является не самоцелью, а средством разрешения противоречий и продолжения сотрудничества работников и работодателей. Учитывая серьезность последствий любой забастовки как для сторон спора, так и для общества в целом, Закон установил четкую процедуру осуществления та­кого рода коллективных действий. Главная задача его авторов заключалась в том, чтобы обеспечить права трудящихся и со­гласованное разрешение коллективного трудового спора, не нарушив в то же время права и интересы других граждан и не причинив ущерба общенациональным интересам.

В отличие от ранее действовавшего на территории страны законодательства Закон существенно расширяет возможность реализации права на забастовку, что, несомненно, является одним из его достоинств.

В целом значение нового акта определяется, с одной стороны, укреплением правового обеспечения системы социального партнерства, с другой – созданием условий для смягчения противоречий в сфере трудовых отношений.

Институционализация отношений. Во избежание конфликта важно укреплять позитивные отноше­ния возможных его участников. Но не менее важна их институционализациясоздание постоянных или временных форм взаимодействия сторон, которые препятствуют возникновению кон­фликта, помогают решать спорные вопросы. Здесь большое поле для деятельности юридических, правоохранительных органов, рассмотрению которой посвящена следующая глава пособия.

Современное общество постоянно нуждается в сохранении устойчивости. Каждый индивид только тогда сможет реализовать свои права и свободы без угрозы их нарушения, когда они будут четко определены и постоянно поддерживаться. Задачу обеспечения стабильности и безопасности в обществе должны выполнять все социальные институты гражданского общества и государства. Известно, что только большинство социальных институтов так или иначе принимает участие в отправлении власти или оказывает влияние на ее распределение. Не случайно одной из первоочередных задач любого общества является задача государственного и конституционного строительства.

Современная конституционная модель обычно опирается на фундаментальные ценностные ориентации в политико-госу­дарственной и социально-культурной жизни общества и реа­лизуется с учетом продуктивного использования мирового опыта конституционного развития. Она осуществляется через конкретные социальные институты, прежде всего институты власти (конституция юридически оформляет их структуру), механизмами взаимодействия государственных органов и тер­риториального управления, через развитие правового статуса личности.

Важная роль в предупреждении конфликтов принадлежит общественным объединениям. Так, классы и социальные слои – носители противоположных интересов и ценностей – могут сформи­ровать временную общность, члены которой будут придерживаться разных взглядов, но сходиться во мнении, что так или иначе спорный вопрос должен быть разрешен ими самими. Речь идет о создании некоего общественного форума для обсуждения спорных проблем. При этом борьбы как таковой уже не будет, ее подменит развитое взаимодействие общественных организаций.

Надо отметить, что близкая точка зрения, хотя иначе сформулированная, настойчиво выражалась многими публицистами, политическими деятелями, в том числе М.С. Горбачевым (1991-1992), и Б.Н. Ельциным (1997), Е.М. Примаковым (1998). Они призывали к общественному согласию и объединению всех сил и всех слоев общества в интересах возрождения России и успешного осуществления экономической реформы. Конечно, временное объединение тех или иных слоев населения или политических партий под популярным лозунгом возможно, но в современных условиях российской действительности эта цель представляется довольно утопичной.

Что касается институционализации отношений до и во время конфликта, то сама социальная структура содержит оп­ределенные гарантии единства групп перед лицом конфликта: это определение степеней его допустимости. Социальные группы как бы договариваются о приемлемости своих притя­заний и уровне терпимости в отношении друг друга.

В демократическом обществе существует множество конфликтных ситуаций, но интенсивно используются старые и создаются новые разнообразные институты, предназначенные для их разрешения. Чаще используется право обжалования в суде незаконных действий должностных лиц и коллегиальных органов.

Свобода слова и многопартийная система позволяют открыто обсуждать политические конфликты на самом широком общественном уровне. Такая же возможность существует и для представительных органов власти. Ныне практически отсутствуют репрессии по политическим мотивам. Все это, каза­лось бы, создает благоприятную почву для предупреждения многих конфликтов или их мирного разрешения.

В действительности дело обстоит не так просто. Создавая институты, направленные на предупреждение нежелательных форм противоборства, не всегда учитывается вся сложность этой проблемы. Л. Козер справедливо обратил внимание на то, что социальные системы различаются по уровню толерантности и институционализации конфликтов; нет таких обществ, где любое притязание могло бы быть беспрепятственно и незамедлительно удовлетворено. Но в нашем обществе в 1990-е гг. некоторые лица и группы попытались достигнуть этого немыслимого положения, руководствуясь, видимо, тезисом: «Все дозволено». Война законов, суверенитет областей и районов, бессилие милиции и бездействие власти – все это привело не к институциона­лизации, а к безудержному росту конфликтов.

Одним из самых древних способов предупреждения конфликтов является институт выборов. Разные народы на всех континентах давно пришли к пониманию самой необходимости избрания должностных лиц с целью сгладить различия и прийти к соглашению. Смысл выборной процедуры состоял в том, чтобы убедить население в том, что важные решения принимаются с учетом его желания.

Чем успешнее такие приемы осуществлялись, тем в большей степени действующая власть была защищена от внутрен­них конфликтов, протестов, которые могли ее разрушить.

Одна из главных целей выборов – легитимация данной политической системы. Любопытно, что в период выборов происходит меньше забастовок, пикетирований, демонстраций, поскольку выборные процедуры отвлекают людей от этого, направляют их энергию на легитимное разрешение трудностей.

Проведение выборов, разумеется, не сводится только к регулированию конфликтов – выборы вносят серьезные коррективы в политику, выступают фактором и инструментом политической социализации. В самой процедуре выборов нет ни одного этапа, который бы не играл существенную роль в разрешении дилеммы: будут ли выборы служить благородной цели согласования интересов и оптимизации конфликтов или же, наоборот, вести к усилению социально-политической напряженности. Последнее возможно при нарушениях правил, фальсификации результатов. Именно поэтому любым «отдушинам», создаваемым для сохранения стабильности социальной структуры, а также применяемым санкциям свойственна двойственность, функциональная незавершенность, они способны дать обычно лишь частичный регулирующий эффект. Создание же специальных институтов для разрешения конфликтов – дело долгое, трудное и не всегда благодарное. Но оно перспективно – конечно, с учетом региональных и национальных условий и обстоятельств нашего переходного исторического периода.

Нормативные механизмы. Отмечая важность институционализации конфликта, необходимо особо подчеркнуть значение нормативного подхода к его регулированию. Нормы поведения можно в известном смысле также считать институциональным образованием; во всяком случае институты, как известно, без норм не действуют.

Конфликт, как и всякое отношение между людьми, в той или иной степени обычно регулируется нормами общественного поведения. При этом действуют нормы различного рода и содержания: правовые, нравственные, религиозные, политические и т.д. Нормативное регулирование конфликтов в отличие от временно действующих институтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов и тем самым является наиболее эффективным для развитых общественных систем.

Разумеется, нормативное урегулирование конфликтов имеет свои особенности, определяемые как природой самих норм, так и спецификой противоборства сторон. По-видимому, наибольшее значение при регулировании конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей. И это естественно, поскольку почти любой конфликт так или иначе затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т.п. Следовательно, здесь действуют нормы, в соответствии с которыми уже сам конфликт и его участники изначально получают нравственные оценки. Как уже отмечалось, трудность состоит в том, что эти оценки обычно неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны. В 1999 г. власти Республики Ингушетия, ссылаясь на традиции своего народа, сделали легитимным многоженство, что противоречит Конституции РФ. Как известно, многие нравственные, а иногда и юридические нормы не являются общепринятыми и одинаковыми для разных классов, социальных слоев, групп и даже индивидуумов. Разумеется, это не исключает норм обще­человеческой морали, но она распространяется лишь на ограни­ченный круг действий и отношений («не убей», «не укради» и т.п.) и, кроме того, даже эти, казалось бы, общечеловеческие цен­ности приняты далеко не всеми людьми.

В результате конфликт и его причины нередко расценива­ются по-разному не только его участниками, но и окружающи­ми, что, в свою очередь, способно расширить его масштабы и вызвать все новые и новые конфликты. Самый наглядный при­мер – отношение населения некоторых регионов Северного Кавказа к межнациональным распрям, в которых часть жите­лей видит недопустимое нарушение прав человека и даже ге­ноцид, а другая часть – законное утверждение своего нацио­нального достоинства и суверенитета.

Осложняет ситуацию и тот факт, что нравственные нормы, в том числе и относящиеся к конфликтам, обычно четко не сформулированы. (Впрочем, в свое время существовал дуэль­ный кодекс, определявший основания и порядок вызова на по­единок, правила его проведения. Базой такого кодекса были четкие представления о дворянской чести и нравственности.)

К сожалению, обращение к нравственным нормам и представ­лениям в нашей практике встречается еще редко. Нельзя не со­гласиться с М.С. Айвазяном, отмечавшим, что при забастовках шахтеров упор делается, как правило, только на экономические факторы, но никто не обращался к моральным оценкам забастовки, подрывающей благосостояние всего общества. А было бы полезно и, вероятно, убедительно перевести спор в плоскость справедли­вости распределения ресурсов и нравственной оценки завышен­ных, например, требований шахтеров или авиадиспетчеров по сравнению с уровнем жизни остального населения.

Конфликтная ситуация может регулироваться религиозны­ми нормами. Особенно характерно это для тех религий, где, подобно исламу, религиозные правила распространяются на довольно широкую область гражданской жизни (брак, семья, обучение и др.). Конфликт может иметь и межрелигиозный ха­рактер (например, отношения между православными и униата­ми в Украине, исламистами и христианами в Средней Азии и Закавказье). Здесь регулирование конфликта существенно за­трудняется и соблюдение самих по себе религиозных норм становится явно недостаточным.

Важное значение имеют нормы права. В отличие от нрав­ственных и религиозных правил, правовые нормы, как прави­ло, однозначны, они закреплены в законах и других актах и санкционированы государством. Из этого следует, что право­вая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официаль­ный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или под воздействием общественных настроений и пристрастий. В полной мере это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международного права.

В международных конфликтах ориентируются на полити­ческие нормы: необходимость соблюдения устных договорен­ностей между руководителями государств, нормы переговор­ного процесса, встреч глав государств, взаимные уступки и другие акции, в том числе и не оформляемые в юридическом (международно-правовом) порядке.

Нормативный характер имеют и различного рода правила об­щежития. Не все из них можно отнести к нормам нравственности. Например, в различного рода спортивных играх придерживают­ся четко определенных правил. Игра по форме является своеоб­разной имитацией конфликта, искусственно создаваемой и за­конно признанной (бокс, футбол, шахматы и т.д.). Само участие в этих конфликтах представляет удовольст­вие для сторон (и болельщиков). Но правила их проведения должны строго соблюдаться. При этом будут предупреждены и подлинные – межличностные и групповые конфликты, кото­рых в спорте немало.

В США и многих других государствах в целях предупрежде­ния конфликтов принято включать в договоры между фирмами, а также частными лицами специальные параграфы, в которых оговаривается поведение сторон при возникновении споров.

Например, Американская Ассоциация судей рекомендует при подготовке любого делового контракта предусмотреть:

- письменный обмен мнениями в случае возникновения разногла­сия (а не просто устные переговоры);

- привлечение помощника или консультанта – на случай возник­новения разногласий;

- использование любых попыток примирения;

- обеспечение достаточно высокого уровня лиц, ведущих переговоры;

- установление нескольких этапов переговоров;

- заранее определить арбитра, а также судебный или иной порядок рассмотрения спора – на случай неудачи переговоров.

Несомненно, предусмотренные контрактом эти и другие ус­ловия помогают избежать конфликтных ситуаций, удерживают стороны от непродуманных поступков.

Нормативные способы предупреждения конфликтов означа­ют не только установление норм, но и контроль за их соблюде­нием. В таких случаях указываются цель, средства (ресурсы) и правила самого контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: