Сейчас я запишу на доске слова «Конфликт - это...». Закончите фразу. (Ответы записываются на доске, так появляется коллективное описание конфликта.)
- В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?
- Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?
- Сколько людей требуется для конфликта?
- Какого типа люди чаще попадают в конфликтные ситуации? Это было ваше видение данного социального явления. Посмотрим, какие определения дают понятию «конфликт» ученые-обществоведы.
Работая с текстом учебника на с. 71-72, внимательно прочитайте определения понятия «конфликт», найдите общие черты и черты отличия в суждениях ученых.
Представьте себе, что мы на заседании дискуссионного клуба, где рассматривается вопрос о роли конфликтов в жизни общества. В ходе обсуждения выявились две точки зрения.
Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».
|
|
Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они – нормальное явление в нашей жизни...»
- Подумайте, к какой позиции вы присоединитесь и почему. Посмотрите на схему, которая познакомит вас с типологией конфликтов.
- Используя эту схему, приведите примеры конфликтов. Попробуйте определить причины конфликтных ситуаций, которые вы будете описывать. Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Научиться их преодолевать - вот главная задача.
- Как вы думаете, какие условия влияют на развитие социального конфликта? (Примерный ответ. Намерения участников конфликта либо добиться компромисса, либо полностью устранить соперников; отношения к средствам физического насилия; уровень доверия между сторонами; адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел; внешние обстоятельства.)
Все социальные конфликты проходят три стадии. Работая с текстом учебника на с. 73-74, заполните таблицу «Стадии прохождения конфликта».
Стадии прохождения конфликта
Предконфликтная | Конфликтная | Послеконфликтная |
Период, в течение которого накапливаются противоречия | Совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон | Принимаются меры для окончательного устранения противоречий, снятие социально-психологической напряженности |
|
|
Познакомимся с методами разрешения конфликта.
Обратите внимание, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией.
Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».
Такой вид поведения так и называется - избегание.
Разбейтесь на две примерно равные группы. Одна группа должн найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни. Вторая группа должна найти отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.
- Предположите, почему люди могут избегать конфликтов. (Не хотят проиграть, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)
Стили поведения в конфликте и соответствующие девизы.
Тексты на карточках
1. Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
2. Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
3. Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас
должен что-то проиграть».
4. Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты д олжен тоже выиграть».
Вопросы
1. Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства? Почему?
2. Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?
3. По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?
4. Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?
5. Какой стиль вам показался наиболее конструктивным? Почему? Каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Группы предъявляют свои результаты. Они называют девиз, полученный в качестве задания. После каждой показанной сценки вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия девизу и заявленному стилю. По ходу обсуждения на доске появляется схема.