Этнос, нация и национальность

Ключевыми понятиями с точки зрения национальных и этнических отношений являются «этнос» и «нация». Понятие этнос в переводе с древнегреческого означает «племя», «народ». Нация в переводе с латыни тоже означает «племя», «народ». Однако в современном обществознании эти понятия не равнозначны. Определим основные черты и характеристики этих понятий.

Познакомьтесь с материалом учебника на с.78-79, дополнительным материалом и выявите основные черты понятий «этнос», «нация», «национальность».

ЭТНОС

П о н я т и е м этнос ч а щ е всего о б о з н а ч а ю т социальные общности, склонные в о с п р и н и м а т ь и о ц е н и в а т ь все

ж и з н е н н ы е явления с к в о з ь п р и з м у своих т р а д и ц и й и ц е н н о с т е й.

Этнос о б о з н а ч а е т п р е д п о ч т е н и е с о б с т в е н н о г о о б р а з а ж и з н и всем остальным. К а ж д а я э т н и ч е с к а я

о б щ н о с т ь о б я з а т е л ь н о ф и к с и р у е т свои отличительные черты по о т н о ш е н и ю к д р у г и м общностям, с которыми она

взаимодействует. Но чувство п р и н а д л е ж н о с т и к о п р е д е л е н н о й э т н и ч е с к о й о б щ н о с т и не в с е г д а о з н а ч а е т

в р а ж д е б н о с т ь к д р у г и м ч е л о в е ч е с к и м общностям. Н а р я д у с в р а ж д е б н о с т ь ю м е ж д у э т н о с а м и (там, г д е в реальных о т н о ш е н и я х п р е о б л а д а е т к о н к у р е н ц и я) встречаются и д р у ж е с т в е н н о с т ь (там, г д е р а з н ы е этнические

г р у п п ы с о т р у д н и ч а ю т д р у г с д р у г о м), и покровительственность, и м н о г и е д р у г и е чувства.

Т а м, г д е с ф е р а о б щ е н и я э т н о с о в о г р а н и ч е н н а, м е с т н ы е т р а д и ц и и и ц е н н о с т и н е и з б е ж н о укрепляются. И н т е н с и в н о е о б щ е н и е с д р у г и м и э т н о с а м и, е с л и о н о н е носит к о н ф л и к т н о г о х а р а к т е р а, с н и м а е т э т у

ограниченность, позволяет л у ч ш е понять к а к с в о ю с о б с т в е н н у ю, т а к и ч у ж у ю культуру. Культурные контакты, не отменяя необходимости о п р е д е л е н н о й э т н и ч е с к о й с а м о и д е н т и ф и к а ц и и, о б л е г ч а ю т п р е о д о л е н и е чувства этнической исключительности и с п о с о б с т в у ю т с б л и ж е н и ю народов.

О д н а к о существует и д р у г о й подход к т р а к т о в к е понятия «этнос». Я р к и м представителем э т о г о подхода является

р о с с и й с к и й мыслитель Л. Гумилев. С е г о т о ч к и з р е н и я, э т н о с - э т о е с т е с т в е н н о с л о ж и в ш и й с я на о с н о в е

оригинального с т е р е о т и п а поведения коллектив людей, существующий к а к э н е р г е т и ч е с к а я система (структура), противопоставляющий себя всем д р у г и м коллективам. С п е ц и ф и к а т о й или иной э н е р г е т и ч е с к о й системы складывается

на о с н о в е геобиоценоза, т. е. на основе о б щ н о с т и тех г е о г р а ф и ч е с к и х и б и о л о г и ч е с к и х сред, в которых проживает тот или иной этнос.

Этнос

«... Э т н о с - к о л л е к т и в о с о б ы й, п р о т и в о п о с т а в л я ю щ и й себя всем п р о ч и м к о л л е к т и в а м. Этнос б о л е е или м е н е е устойчив, хотя в о з н и к а е т и и с ч е з а е т в и с т о р и ч е с к о м времени. Нет ни о д н о г о р е а л ь н о г о п р и з н а к а для

о п р е д е л е н и я э т н о с а, п р и м е н и м о г о к о всем известным нам случаям: язык, п р о и с х о ж д е н и е, обычаи, материальная культура, и д е о л о г и я и н о г д а являются о п р е д е л я ю щ и м и моментами, а и н о г д а нет. Вынести за с к о б к у мы м о ж е м

т о л ь к о о д н о - п р и з н а н и е к а ж д о й о с о б и: "Мы т а к и е - т о, а все п р о ч и е - д р у г и е "» (Л.Н. Гумилев).

Вопросы и задания к документу

1. Какие из указанных Л.Н. Гумилевым признаков применимы при определении этноса?

2. Как Л.Н. Гумилев предлагает подходить к определению этноса, если нет ни одного признака, применимого ко всем случаям?

3. Сравните гумилевскую характеристику этноса с той, которая дана в учебнике, и укажите, в каких отношениях они находятся: противоречат друг другу или, напротив, дополняют? Почему вы так думаете?

НАЦИЯ

П о н я т и е нация н е р е д к о у п о т р е б л я е т с я к а к с и н о н и м н а р о д н о с т и. Одна к о в м а р к с и с т с к о й т р а д и ц и и, о к а з а в ш е й б о л ь ш о е влияние на ф о р м и р о в а н и е о б щ е с т в о з н а н и я XX в., в о п р е д е л е н и е н а ц и и д о б а в л я е т с я е щ е один п р и з н а к - о б щ н о с т ь э к о н о м и ч е с к о й ж и з н и. В м а р к с и с т с к о й т р а д и ц и и считается, что нация к а к

и с т о р и ч е с к и высшая ф о р м а э т н и ч е с к о й о б щ н о с т и в о з н и к л а в п е р и о д с т а н о в л е н и я к а п и т а л и з м а и

з а м е т н о г о у с и л е н и я роли г о с у д а р с т в а в о б щ е с т в е н н о й ж и з н и.

Нация - э т о э т н и ч е с к а я о б щ н о с т ь л ю д е й, х а р а к т е р и з у е м а я е д и н с т в о м т е р р и т о р и и, исторических корней,

э к о н о м и ч е с к о й ж и з н и, языка, культуры, э т н и ч е с к о г о с а м о с о з н а н и я. Чтобы г л у б ж е уяснить специфик у национальных

о б щ н о с т е й, н е о б х о д и м о п о д р о б н е е р а с с м о т р е т ь п р и з н а к и н а ц и и.

1. Е д и н с т в о т е р р и т о р и и следует понимать к а к к о м п а к т н о с т ь проживания н а ц и и в о п р е д е л е н н ы х пространственных границах, к о т о р а я о б е с п е ч и в а е т в з а и м о д е й с т в и е м е ж д у и н д и в и д а м и и ф о р м и р о в а н и е на э т о й о с н о в е всех иных х а р а к т е р н ы х для нации п р и з н а к о в.

2. П о д о б щ н о с т ь ю и с т о р и ч е с к и х к о р н е й следует понимать культурно-и с т о р и ч е с к и е условия ф о р м и р о в а н и я,

е д и н у ю судьбу нации, преемственность в традициях.

3. П р а к т и ч е с к и для к а ж д о й нации х а р а к т е р е н свой специфический у к л а д э к о н о м и ч е с к о й ж и з н и, а к ц е н т на

п р о и з в о д с т в е тех или иных товаров, использовании традиционных или инновационных технологий.

4. П р е д с т а в и т е л и н а ц и и говорят и пишут на о д н о м языке, п о н я т н о м в с е м ч л е н а м нации. С у щ е с т в о в а н и е в н а ц и о н а л ь н о м я з ы к е диалектов хотя и привносит различия, но п р и этом, к а к правило, не с о з д а е т с е р ь е з н ы х языковых

б а р ь е р о в.

5. Е д и н с т в о культуры о з н а ч а е т п р е ж д е в с е г о н а л и ч и е у к а ж д о й нации с в о е г о ф о л ь к л о р а, т р а д и ц и й, обычаев, с п е ц и ф и ч е с к о г о у к л а да быта, а т а к ж е о с о б о г о с т р о е н и я психики у ее п р е д с т а в и т е л е й.

6. Э т н и ч е с к о е с а м о с о з н а н и е указывает на наличие в с о з н а н и и индивидов п р е д с т а в л е н и й об их принадлежности к н а ц и и, о м е с т е и роли д а н н о г о н а р о д а в истории, общих национальных и н т е р е с а х.

Нация

«По и с т и н е нация не п о д д а е т с я н и к а к и м рациональным о п р е д е л е н и ям... Бытие н а ц и и не о п р е д е л я е т с я и не и с ч е р п ы в а е т с я ни р а с о й, ни языком, ни р е л и г и е й, ни т е р р и т о р и е й, ни г о с у д а р с т в е н н ы м с у в е р е н и т е т о м,

хотя все э т и п р и з н а к и б о л е е или м е н е е с у щ е с т в е н н ы для н а ц и о н а л ь н о г о бытия. Н а и б о л е е п р а вы те, которые о п р е д е л я ю т н а ц и ю к а к е д и н с т в о исторической судьбы. С о з д а н и е э т о г о е д и н с т в а и есть национальное сознание.

Но е д и н с т в о и с т о р и ч е с к о й судьбы и есть и р р а ц и о н а л ь н а я т а й н а. В э т о й т о ч к е н а ц и о н а л ь н о е с о з н а н и е п о г р у ж а е т с я в г л у б и н у ж и з н и, в н е д р а исторической р е а л ь н о с т и, е д и н о й и н е п о в т о р и м о й. <... > Национальное с о з н а н и е... п р и з н а е т н а ш и х д е д о в и отцов, наших п р е д к о в столь ж е ж и выми, к а к и н а с самих, т а к и г р я д у щ и х

п о т о м к о в наших.. Ж и з н ь н а ц и и, н а ц и о н а л ь н а я ж и з н ь есть н е р а з р ы в н а я связь с п р е д к а м и и п о ч и т а н и е их

заветов» (Н.А. Бердяев).

Вопросы и задания к документу

1. Какие элементы нации называет Н.А. Бердяев? Почему, по его мнению, через них нельзя понять тайну нации? Что общего или, напротив, различного между бердяевским определением нации и тем, которое дано в учебнике?

2. Какое определение философ сам считает наиболее правильным?

3. Дайте ваше объяснение понятия «единство исторической судьбы». Почему Н.А. Бердяев видит в нем «иррациональную тайну»? Как он ее объясняет?

Вопросы и задания

1. В каком значении употребляется понятие «этнос»?

2. Что оно обозначает?

3. Какой признак этноса считается основным?

4. Сравните два подхода к трактовке понятия «этнос». Какая из них вам кажется более убедительной?

Вопросы и задания

1. Проанализируйте марксистский взгляд на понятие «нация».

2. Что такое нация?

3. Назовите и проанализируйте признаки нации.

4. Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией?

Вопросы и задания

1. На основании фактического материала, приведенного в учебнике на с. 79, выясните, что означает понятие «национальность».

2. Приведите примеры, подтверждающие понимание данного определения.

3. Как определяется этническая самоидентификация в большинстве демократических стран?

4. Как вы понимаете смысл высказывания Н.В. Гоголя: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа»? Согласны ли вы с ним? Мнение аргументируйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: