Лекция за 26.09.07

Варварский мир.

Кельты; германцы; гунны – 3 столпа мира, населённого неримскими племенами.

Кельты населяли обширные тер-и центр.и зап. Европы. Это первые варвары, кот-е оказали упорное сопрот-е римлянам, хотя большинство подчинились и усвоили их обычаи. Варвары участвовали в великом переселении народов, отсюда их огромная роль в средневековой истории.

Римляне впервые столкнулись с многотыс.племенами варваров до н.э. – именно кельты, римляне называли их галлами (т.е. петухами) – презирали как некультурных. Кельты любили всё яркое, красили волосы иногда в 3 цвета. Яркая внешность. Галлы были оч.сварливы и заносчивы. Бесстрашны. Воинственны: старики и юноши. Кельты отличались физ.силой и оружием владели великолепно.

Причудливый кельтский стиль искусства (стиль чеширского кота). Кельтов называли также галатами, бриттами, бретонами, скоттами, аквитанцами, и др. Место происхождения неизвестно: тер-я совр. Франции или побережье Северного моря; совр. – Междуречье между Дунаем и Рейном.

Они занимались чем и все остальные на этом уровне развития – скотоводство (гуси, утки, свиньи - особенно, коровы), примитивное земледелие, охота.

Кельты селились на горных возвышенностях, либо поблизости. Тесная группа домов, в каждом жила большая семья. Прагород.

Это всё до н.э. У них выделилась племенная знать (археолог.раскопки – погребения – наиб.знатные погребения – оружие, богато украшенная одежда, утварь, даже колесницы). Предполагают, что у кельтов было что-то вроде военной демократии. Власть вождей основывалась на личном авторитете и доблести, вокруг них – боеспособное население. Постоянный костяк – аналог дружины.

В какой-то момент кельты покинули прародину и пустились в путь вплоть до Апеннинского п-ова. Причины: поиск новых плодородных земель (экстенсивный хар-р). Предание: 3 кельтских вождя, кот-е показали окруж.мир – Беловес, Амбигат, Сигавес. Разграбили ряд городов. В 390 г. до н.э. – угрожали Риму. Гуси Рим спасли.

Ср. и юж.Галлия – осели. Фермы. Оппидумы – дунумы – мощные укрепления. 12 оппидумов и 400 деревень. Оппидум – культурный, ремесленный и политический центр. Известны кельтские ювелиры. Гончары, стекольщики, кузнецы. Вибрапта – классический пример галльского стиля (это оппидум). Ряд кварталов, кот-е разделялись улицами. Ремесленный квартал (мастерские – одновременно торговые лавки). Ближе к центру из них – ювелиры. Дома – 4-хугольная форма, из дерева и камня, покрывались соломой и реже черепицей. Городской рынок (ярмарка) – обязательная составляющая. Рядом – святилище местному или общекельтскому божеству. Был квартал для тех, кто искал в городе защиту – без особых домов.

В Британии было попроще: оппидумы – военные укрепления, где жители спасались во время набегов, военных действий, строились на возвышенностях, вмещали нас-е вокруг.

Гос.строй: нормального гос-ва создать не удалось, объединялись в виде крупного племени или союза племён. Цезарь – ок. 60 таких объединений. Там знать, соверщательно-«законодательный» орган – народное собрание, в кот-м принимало участие всё мужское население – полноправное.

У кельтов было понятие частной и общинной собственности. К 3 – 4 вв. перешли из стадии кровно-родственной. Была в Галлии у кельтов и другая сила – жрецы. Цезарь: только 2 класса людей, пользовавшихся почётом: друиды и всадники. Друиды – не только племенные жрецы, они образовывали могущественную корпорацию, управляя всей религ.жизнью Галлии, обладая высоким полит. и юр. властью. Объединяли галльские племена. Дуб – отсюда друид; или много знающий человек. Толковали сны, обряды, хранили традиции. Провозглашали души бессмертными. Самые разные представления о загробной смерти. Более-менее классическое представление о том, что там хорошо. Друиды пользовались высшим авторитетом в духовных делах, но не меньшим и в земных делах. Их слово было часто решающим и в военных конфликтах. Могли отлучать от участия в религ.церемониях – это вне закона (потом папы могли отлучать от причастия целые области). Друиды – верховные судьи (крупные конфликты между племенами). Приговор друидов – окончательный. Считались справедливыми. У друидов была иерархия, возможно, даже гл.

Цезарь подчинил галлов Риму, но не весь кельтский мир вошёл в состав империи. Ни Шотландия, ни Ирландия не вошли (только гарнизоны).

Галло-римлянин – негерманец, знающий римскую культуру.

Менее цивилизованны были гунны. Их история полна тайн и загадок. Они – гроза империи. От их набегов пострадала не только Римская империя. Сначала – Китайская империя пострадала (в защиту от хуннов выстроена Великая китайская стена). Воинственны и жестоки. Жили в шатрах, земледелия не было. Хунны и Китай враждовали неск.веков, пока опасность для Китая не стала гос.масштаба – ок. 1 в. до н.э. Договор мира: император обязывался платить хуннам дань. К концу 1 в. до н.э. – время кризиса хунну – южные (за мир) и северные (агрессивная политика). Южные переселились к Китаю и там смешались. Северные – набеги, но в 93 н.э. погиб последний большой вождь, хунны пошли на запад. Хунну имели нац.костяк. Но уже к 3 в. кто пришёл в Европу – сложно сказать (к ним вливались по мере движения др. народы). В к. 2 – нач. 3 в. – сведения появляются в произведениях античных авторов. Первыми – сорматы (Нижнее Поволжье), Волга, Предкавказье (аланы), дошли до готов. Готские историки описывают с неприязнью. Далее – на Балканы, 4 в. – достигли Константинополя, много земель выжгли. Гунны поражали дикостью, свирепостью, неукротимостью – исчадия ада. Они – наказание за грехи (всякими слухами ещё обросли). Возможно, побеждали страхом, а не силой. Вождь Аттила – самый известный – бич Божий.

Они вели кочевой образ жизни. Неприхотливый внешний вид. Гунны – единое целое с конём.

Гунны столкнулись с готами, разгромив их, - за Дунай и вторглись в пределы Римской Империи. Сначала в Нижнем Дунае (к. 4 – нач. 5). Гунны угрожали и Вост.и Зап. Римской империи. Византия выплачивала дань, одновременно укрепляя северные границы. Аттила обратил внимание на Запад, намереваясь получать дань и от запада. Но с деньгами у них было оч.плохо. 451 г. на каталаунских полях летом – битва народов, в кот-м сошлись 2 интернац.армии: Аттила (гунны и др. покорённые племен) и римляне (большая пестрота – многочисл.германские и даже кельтские племена). Битва окончилась ничем, можно отдать победу римлянам, т.к. Аттила отступил, но потом вторгся в Галлию. После смерти Аттилы, история гуннов не была примечательна. Между племенами – борьба за власть – полная дисперсия союза племён, ушли восвояси и растворились в своих пределах.

Германские племена – северные соседи Римской империи. Чередовались мир и военные противостояния. К 5 в. – большая часть германцев оставили кочевой образ жизни, их занятия – земледелие, скотоводство, пограничная торговля. Но гунны разгромили остготское гос-во, потом вестготов. Вестготы попросили убежище в западно-римской империи, получили позволение жить в качестве федератов – пограничного нас-я (д. охранять границы). Но скоро – трения и восстания (запрет на ношение оружия – а оружие – продолжение воина. Получал оружие при инициации). Вестготы восстали, против них – римское войско. 378 – поражение римлян, император погиб. Амвросий Медиоланский говорил о скором конце света. В Галлию хлынули франки и бургунды, свеи… ещё др. – всё пришло в смешение. Вестготы (Аларих) в 410 подошли к Риму, после переговоров захватили Рим и разграбили его. Правительство переехало в Равенну. Преемник Алариха отвёл войска. Правительство вернулось. Полит.последствия были незначительны, но огромный моральный ущерб. Блж. Иероним: я онемел. Настроение последних времён. Но самих кочевников полит.положение Рима устраивало.

Германцы чувствуют себя полноправными членами Римской империи. У них есть титулы. 455 – Рим снова пал жертвой вандалов, кот-е менее цивилизованны и полностью разграбили Рим, пленили императрицу и дочерей императора. Происходило нек.слияние германской верхушки и римской, но проблема – в вере. Германцы приняли христианство в аринской форме (еп. Ульфилла).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: