double arrow

Лекция за 02.11.07

На протяжении всего Средневековья сохранялся идеал сословности – органичное продолжение Божьего замысла. Это основа общественного мышления.

Духовенство – ораторес (молящиеся) – осн. функция в молитве. Епископ – самый яркий представитель – 2 смысла ораторес – молиться и проповедовать (он между землёй и Небом – то молится, то проповедует). Сословие клириков – не общество аскетов. Они вполне светские сеньоры, чиновники, так же и аббаты.

Дворянство (рыцарство) д.б. поддерживать церковь, оберегать народ, поддерживать мир, распространять веру. Но здесь ещё большая расслоённость, чем у клириков. Появление рыцарства – военная функция. Яркий представитель – король: 1-й дворянин, рыцарь, но стоит и над военной аристократией. Епископ и король олицетворяют практически равную власть – в разных сферах. С 8 в. королей начинают помазывать.

У епископа больше возможностей: положение учителя. Король не вполне угадывает волю Божию, как епископ.

3-е сословие – тут сложно. Сословие услужающее, покорное, работающее для содержания первых двух. «Те, кто работают» - лабораторес. В ранний период это крестьяне (упадок городской жизни, всё концентрировалось на селе), с 12 в. (рост городов) – вся совокупность раб.силы. Иногда – эк.элита (т.е. схема не отражает реальность).

Всё завязано на короле.

Нат.хоз-во – раннее и классич.средневековье. Торговцы и ремесленники даже в 12 в. в схемы не попадают. В раннем средневековье крестьян вообще нет – отн-е к труду презрительное (наследие античности – рабы работали, уважался человек, имеющий досуг; варваров – военная добыча, работали те, кто не мог воевать; христианство – предпочитался созерцательный образ монаха). Крестьянин воспринимается как бедняк, препятствующий христианизации, нападающий на рыцарей, житель деревни, он нужен, чтобы другие спасались, подавая ему милостыню, но он кормит всех. Городские профессии оставались сомнительными и подозрительными.

К 13 в. продолжать в том же духе было уже нельзя. Нищенствующие монахи – проповедовали, обращали от ересей. 13 – 14 вв. – рост городов. Авторы переосмысляют схемы. К 13 – 14 в. горожане получали право на сущ-е в теорет.схемах. У профессий – свой иерархия: благородные и неблагородные и т.п. Ростовщичество и проституция – осуждались однозначно. Профессии оценивались в зав-ти от цели (нажива или помощь ближнему в торговле), от лиц (клирики не могли работать). Табу на кровь, на деньги, на нечистоту – пережитки общинного строя. Нищие тоже считалось работой – осуждались за лень, повара – за обжорство, и т.п. Профессия, кот-я ничего не создаёт, - низкая (т.к. не по образу Божию) – напр., профессия учителя за деньги. Ближе к 14 – эк. революция, разделение труда, новые профессия. Люди хотят, чтобы с ними считались – цеховые объединения. Пересматривается отн-е к профессиям. Список запрещённых профессий сокращается. Изгои – только скоморохи и проститутки, но официально были публичные дома. Труд начинает восприниматься как достойное занятие.

Каждая профессия получает своего св. покровителя (Мария Магдалина – у блудниц, свт. Николай – у воров). С 14 в., особенно в 15 – 16 вв. – новое дворянство (торговля, промыслы, промышленное сх ради извлечения прибыли, а не только рента и война).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: