double arrow

Лекция за 05.10.07


В осн. вестготы и потом остальные – арианство. Подчёркивали этн.особенность, выделяли себя из среды римлян, среди которых они жили. Отсюда и доп.нелюбовь римлян. Зап-Рим Империя близилась к завершению истории. После 450 (имп. Валентиниан казнил лучшего военочальника Аэция и погиб сам) – хаос. За 20 лет – множество армейских ставников на престоле. 475 – германские отряды избрали Адаакра королём, предводителем (а императора низложили – римское прав-во отказалось выделить солдатом земли, на кот-е они претендовали, армия взбунтовалась) – не императором! 476 – имп.регалии из Рима отосланы в Константинополь – это конец Зап.-Римской империи. Византийская продолжила своё сущ-е. Власть в руках одного имп-ра (но на западе она – формальная, но всё равно воспринималась как часть империи, предводители носили титулы). Попытки воссоздания Зап-Рим.империи были позже. Священная Римская империя – после 10 в.

Возникли многоч.варварские королевства на Западе. Проблема адаптации – местного нас-я и германского. Германское нас-е – было плотным, но в ряде регионов – рассеянный хар-р. Возник парадокс: чем больше они пытались адаптироваться, тем более они растворялись в римском обществе: культ.уровень гораздо выше. В теч. 2 веков – бурлящий котёл, потом в рез-те – принц.новое общество. Позднеантичный мир и мир варваров – его истоки.




Детали этого процесса неясны – мало источников. Существ.фактор – религия: где германцы принимали христианство, отказываясь от арианства, синтез – быстрее и органичнее.

1-е королевство (центр – Рим) – остготское. Король Теодор (?) – примирение готов и римлян – цель его жизни, т.к. римляне – существ.часть подданных. Остготы – замкнутая община.

2-е – вестготское. Первоначально – Галлия, во время ВПН туда пришли франки, вестготы ушли в совр. Испанию. Сохранили римскую адм.систему. Во главе – представители племенной аристократии. 587 – король Рикаред принял христианство, отвергнув арианство. Он подчинил себе церковь. Назначал епископов, ключевые церк.должности, собирались церк.соборы. Это прецедент. Но король и его преемники настроил против себя крупную знать, т.к. он уже не первый среди равных. Король отдельно, знать – отдельно, всё общество – не в восторге от этих порядков. Всё общество – в оппозиции корол.власти, жёсткая политика в отн-и религ.меньшинств – тоже недовольство. Арабы в 711 вторглись, их встретили чуть не как освободителей – иудеи, отчасти знать, простолюдины также не особенно препятствовали. На тер-и Испании возник эмират, кот-й потом получил самост-ть. Но часть была не в восторге – очаг сопротивления на севере – рекантисты (отвоеватели). Гранада – 1482 – оконч.освобождение.

Франки – особая ситуация. У него долгая история. Сначала королевство, потом империя Карла Великого, история Франц.королевства и совр. Франции. Вождь Хлодвиг – подчинили себе всю Галлию, разбил вестготов, римского наместника. Хлодвиг принял христианства в ортодокс.форме. Григорий Турский, еп., историк: христианкой была жена Хлодвига, когда он ещё был язычником. Его офиц.признал визант.имп-р и дал титул консула. Быстро ассимилировались. Сохранили Рим.адм-ю, но франкские законы. При Хлодвиге – сильная королевская власть, но сначала – только на личном авторитете. Хлодвиг избавился от всех родственников. К концу правления – у франков корол.власть утвердилась достаточно, чтобы короли могли передавать её по наследству. Григорий Турский: взяв Суассон, франки начали грабить жителей, церкви, дома; всё награбленное – на площадь, а потом делилось по жребию. К Хлодвигу обратился местный епископ: утащили драг.потир. Хлодвиг обратился мимо жребия вернуть чашу, только 1 воин возразил и разрубил чашу пополам. В марте – общевойсковой сбор. Король осматривал. Проходя мимо того солдат, Хлодвиг выбил секиру из рук и отрубил воин, придравшись. Никто ничего не сказал. Сейчас пока жизнь не принадлежит королю (не как при Людовике 14). Умер Хлодвиг, власть короля уменьшилась пропорц.уменьш-ю его собств-ти, т.к. земля делилась между всеми детьми. Королевства дробились. Сеньор территории. Хлодвиг – основатель династии Меровингов. Скоро - майордомы (3 области) – типа премьер-министров. Из одного из них вышел Карл Великий. Меровингов называли ленивыми королями, т.к. они в принципе уже не правили. Родственные браки не приводили к улучшению генетики.





Генезис феодализма в Зап.Европе. Синтез 2 обществ.систем – все регионы ЗЕ и даже Скандинавия. Наиб.активно там, где варварское и римское на равных – С-в Галлия (8 – 9 вв.), не на равных – хуже, преобладало римское – ещё более тяжело. Если германцы – христиане, всё легче.

Так возникало феодальное общество. Что такое феодализм – можно долго говорить. В рез-те метод.усилий стройного опр-я достигнуто не было. Это сложный процесс.

1) Отн-я феодала и крестьян

2) Особ-ть: соединение собств-ти и власти.

3) Земля имела неск.владельцев

Ступени земельной собственности: 1) аллот – форма зем.владения у франков Хлодвига и Меровингов. Соседская община на пахотные земли, леса и реки. Но было и приусадебное хоз-во – это его безусловная и неотчуждаемая собств-ть. Только по наследству в пределах рода! Он и собственник, но не в полном смысле этого слова. Земля – принадлежность рода. Человек – винтик трудовой машины. Он уходил и приходил, а земля оставалась. 2) бенефиций (благодеяние): 732 между Карлом Мартеллом и арабской конницей – победа франков благодаря боеспособной тяжеловооружённой коннице, а арабы – всадники с детства, раньше основа германского воинства – пехота. Надо было освободить время для воинов. Карл выделял подданным землю с крестьянами – бенефиции на время несения военной службы, чтобы тот занимался военным делом. Не мог служить – отдавай землю. 3) феод – в к. 9 в. на тер-и будущей Франции эволюционировал из бенефиций. Бенефициарии, отправляясь в поход, требовали, что в случае их гибели земля передаётся по наследству. Феод – связующее звено между представителями дворянства. Феод – собственность и крестьянина и феодала и его начальника. На один кусок земли – все владели им по иерархии, отсюда – условный хар-р землевладения.

Средневековое право – до 13 – 14 вв. – господство обычаев. В теч. 10 в. – ещё ссылаются на варварские «правды», но потом их перестают упоминать, а основываются на устном «обычном» праве – основа правового сознания средневек.ч-ка, его не было нужды записывать, сущ-ло стихийно. Его хар-ка – глубокая традициональность. Восприятие права – на убеждении: всё, что уже было, имеет право на сущ-и, за искл. нек.ситуаций, противоречащих понятиям справедливости. Средневековье не принимает изменений. Прилюдно основать новшество, новый обычай – невозможно, надо доказать её ещё большую древность. Люди живут в усл.некогда данного права. Но древнее право удачно приспосабливалось к новым реалиям – типа «воспоминание старого». Люди не доверяли письменным документам. Долго не было проф.толкователей права. Требования новшества и любовь к древности приводила к интересным переплетениям. Мог появиться прецедент. Грамоты о ненанесении ущерба: оказываемая любезность не будет превращена в обязательное право. Хотя право было священно, но это поле для спекуляций.







Сейчас читают про: