Лекция за 22.02.08

Продолжение КП.

После 1 КП перед крестоносцами встала задача орг-ть собств. упр-е на завоёванной тер-и. В короткое время система крестоносных гос-в на востоке было создано. Из числа рук-лей КП избрали Защитника Гроба Господня, первым правителем стал Готфрид Бульонский (?), он принёс вассальную присягу ц. в лице католического патр. Иерусалимского. 1100 г. (через год) он умер и пост иерпредложили его брату Будену (?) Фландрскому графу Эдессы, он уже принимает титул короля. Так возникает Иерусалимское гос-во (первоначально, кроме столицы, только порт Яффа и Вифлеем с округами). В первые десятилетия 12 в. прибавляются ещё Хайфа, Кесария, Акра, Триполи, Сайды и Пейру. 1124 – ещё и г. Тир. Король был лишь номин. сюзереном владет. князей, они приносили аммаж (вассальную присягу), но в ост. чувствовали себя незав. гос-ва крестоносцев в Сирии состояли из Иерусалима, графства Едесского, кн-ва Антиохийского и графства Триполи – 4 крупных полугос. образования. Но новых тер-ях крестоносцы стали уст-ть свои порядки – аналог. европ. – в осн. сев-франц.: делились на баронии, а те на рыц. феоды, владельцы кот-х были обязаны нести службу в пользу сеньора (военную) – как в Европе. Сеньор имел право призывать во все дни (а не в огр. дни – только 40 дней в году – как в Европе) – т.к. во враждебной обстановке.

Вассалы не м. надолго покидать свои владения – только в зоне доступа, чтобы сеньор их мог призвать в любой момент.

Сначала земель было достаточно для большей части желающих (дошло не 400 тыс. рыцарей), но позже, когда мусульмане опять стали теснить крестоносцев, зем. фонд сократился, поэтому стали жаловать доходные статьи (налоги, пошлины, торг. привилегии). В Палестине крестоносцы быстрее всягивались в торг-ден. отн-я. Был и верх. орган упр-я гос-в на Востоке – Ассиза Высшего суда (королевская курия) – высший полит. совет и высший судебный орган, феодальный суд. Решения м. огр-ть королевскую власть, нормировать отн-я государя и его вассалов. Была и Ассиза суда горожан – дела более низшей кат-и по имуществ. вопросам. Позднее записи решений этих палат, судебные казусы были объединены в свод феодального права – Иерусалимская Ассиза (свод судебных прецедентов – памятник права на тер-и Палестины). Иерус. ассизы были популярны практ-ки до 15 в. (там уж и крестносных гос-в почти не осталось).

Изм-лось и положение местного нас-я (пёстрый нац. состав: арабы, сирийцы, армяне, греки и т.д.). Они лишены личной свободы, стали зависимыми крестьянами, платили оброк сеньору и налоги гос-ву. Оброк м. достигать трети или половины урожая и приплода скота.

Абс. зависимые люди (типа рабов – с натяжкой) – взятые в плен или купленные у сарацинов.

Эк. ж.: сосредоточена в руках ит. (генуэзских) купцов, оказавшие значит. помощь флотом и доп. снаряжением. Пиза, Венеция и немного марсельских купцов были представлены. Экспортировались предметы роскоши, специи, импорт металлов, оружия, коней, сукна, экзот. продовольствия. Купцы пользовались большим влиянием, в порт. гг. имели свои практически самоупр-е кварталы.

Крупным землевладельцем стала и ц. Было учр-но патриаршество, включающее 14 епископств. Возникло много мон-рей – они м.б. крупными земельными собственниками, обложение церк. десятиной. Иерус. ц. не была самост. – выбор епископов контроль папы через легатов.

Лат. гос-во на востоке с самого начала не было прочным: сеньоры враждовали др. с др., соперничали, не хотели объединяться. Недовольство местного нас-я. Сокращение притока новых воинов из Европы (поняли, каким тяжёлым м.б. КП). Нужно было стимулировать крестоносное движ-е, чтобы закрепить успех, надо было находить доп. ср-ва защиты от возможного натиска исламского мира. С целью защиты, иметь постоянное боеспособное ядро на Востоке не без стараний папы были созданы духовно-рыцарские ордена.

ДРО были созданы по примеру орденов монашеских (свид-во то, что принимали 3 мон. обета: целомудрия, бедности и послушания – старшим коллегам и папе). Принимали и 4 обет – сражаться за веру с оружием в руках. Они оставались рыцарями, но подчинялись непоср-но папе и высшему орденскому начальству (орденский капитул, состоявший из высших магистров ордена). Они не подчинялись местным епископам. Орденам были предоставлены многие замки в Св. Земле и нек. земельные тер-и. Всего наиб. известных ДРО было 3: 1) иоанниты или госпитальеры. Ещё до захвата Иерусалима ок. 1070 купцами был построен странноприимный дом в Иерусалиме для пилигримов из Европы. В ходе 1 КП там был устроен госпиталь для больных и раненых. Его освятили в честь св. патр. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского. Вскоре братия, ухаживающая за рыцарями, сами стали принимать участие в боевых вылазках, многие лечившиеся оставались при госпитале. В рез-те смешения монахов и рыцарей в 1113 папа учредил орден и утвердил орденский устав: новый симбиоз под именем госпитальеров или иоаннитов были призваны воевать с неверными. Этот орден больше известен под именем Мальтийского, т.к. после завоевания Палестины мусульманами, иоанниты в 309 г. овладели о. Родос, а когда в 1522 добрались и туда – на Мальту. По имени о. и получили новое название.

2) орден тамплиеров или храмовников возник в нач. 12 в. 1128 г. – получил устав. Назван – близ храма царя Соломона. Их наделили многими привилегиями, полномочиями и землевладениями. Орден накопил и значит. ден. ср-ва. Уже с 13 в. орден перемещает свой центр в Европу: Франция (гл. штаб) и др. Судьба ордена печальна: он в нач. 14 в. был ликвидирован фр. королём Филиппом 4-м Красивым. У него всегда не хватало денег, одно из его прозвищ – Фальшивомонетчик (начал добавлять в серебр. монеты др. металл. примесь, в рез-те чего она потеряла в цене). Тамплиеры дали Филиппу убежище во время мятежа из-за денег в одном из замков под Парижем. Филипп был поражён их богатством. Тамплиеры были первыми банкирами – давали деньги в рост, открывали представительства. Вскоре Филипп при поддержке нового папы обвинил тамплиеров в ереси, орден был обезглавлен, верхушка ордена была арестована, рук-во было сожжено на костре как непокаявшиеся еретики. Все богатства были конфискованы в пользу казны фр. королевства.

3) создан в 90-х гг. 12 в. немецкими рыцарями, кот-е образовали в Палестине орден Св. Девы Марии – Тевтонский орден. В Палестине сущ-л ок. 2 десятилетий и в нач. 13 в. был переведён в Прибалтику, где развернул активную военно-колонизационную (миссионерскую) д-ть в Пруссии. Это было санкц-но папой. Д-ть ордена в Прибалтике также получила статус крестоносного движения.

У каждого из орденов была своя экипировка. Иоанниты – красный плащ с белым крестом, тамплиеры – белые плащи с красным крестом, тевтонцы – белые плащи с чёрным крестом.

Ордена на протяжении своего сущ-я в Палестине были наиб. мощной, активной ударной силой Иерус. королевства и играли акт. роль в защите Св. Земли. Не в посл. очередь из-за этого они стали серьёзной полит. силой.

Тевтонский и тамплиерский ордена после переселения в Европу стали играть важную роль во взаимоотношениях между гос-вами.

26.00 (дальше – была на лекции!)

Тевтонский орден: могущество росло, только в 15 в. 1410 г. – поколеблено – поражение в битве при Годенвальде против объединённых сил Польши и Литвы.

Утверждение крестоносных гос-в на Востоке пришлось не по вкусу правителям турецкого мира – увидели в этом опасность своему положению и влиянию в Св. Земле. После первого шока после взятия Иерусалима, исламский мир на Св. Земле перешёл вновь в наступление. Первым тревожным звоночком стало падение Эдессы 1144 г. (один из эмиров), крепости. Франция была отзывчива к событиям Св. Земли (больше всего рыцарей отсюда). Во главе кат. Ц. был папа Евгений 3, кот-й по масштабности действий, харизматичности сильно уступал предшественнику, поднявшему Европу на 1-й крестовый поход. Его больше занимали внутриит. дела, борьба партий. Там Арнольд Брешианский (проповедник ордена?) действовал активно, поднял смуту.

Предводители крестовых походов. Наиболее вероятный государь – Людовик 7 (фр.), германский имп., хотя его и привлекли, Коннард 3 был тоже больше озабочен своими делами. Людовик 7 на призыв 2-го крестового похода откликнулся. Большая роль кат. монаха (цистернасского ордена) – Бернар Клервосский – отправился по благословению папы к фр. королю, а потом – по всей Европы с призывом встать на защиту Св. Земли. Благодаря его д-ти вступила Германия. В 1147 г. 2-й крестовый поход состоялся.

Коннард пошёл с 70 тыс. воинов. Путь нового войска шёл через Византию. Там было неспокойно – внутр. смуты. Под Константинополем Коннард докучал императора, прося быстрее переправить, тот сделал. Коннарда переправили в МА, но армия разделилась: одним путём Готфарда Пульонского (1 КП), ост. – др. путём, в рез-те скоро много погибло. Абс. фиаско, почти никто не вернулся. Надо было французов ждать.

Французы прибыли через 2 мес., настроены более агрессивно к Византии. Принялись штурмовать Конст-ль, имп. смог их остановить и переправил в МА. Но там поражения. 2-й КП – неудача.

Осложняли разногласия между крестоносцами – местными баронами (уже 50 лет там жили, уже др. поколение, желали сохранить мир с местным нас-ем) и вновь прибывшими. Столкновение интересов.

В рез-те 2 КП – абс. провал крестоносной идеи. Рыцари (даже оставшиеся) проклинали и Бернара, и папу. Бернар, видя чем закончились его призывы, ссылался на папу. Поэтому проклинатели Бернара выступают против Бога.

Идея встала снова с ещё большей актуальностью.

3 КП. В Египте ко 2 пол. 12 в. начался закат династии Фатемидов. В рез-те интриг и борьбы за власть султанский трон занял турецкий полководец Саладин, объединивший Египет и Сирию под своей властью (власть на факт-ки незав-ми князьями). В Иерус. царём был Балдуин 4 (несоверш.). Поэтому Саладин косился на Иерус. королевство. Многие рыцари как нарочно раздражали соседей-мусульманин экспедициями, вылазками, особенно один из родственников фр. короля Роберт Шатиньонский. Потом Балдуин 4 умер. Королевство наследовал Гилузиньян, ближ. родственник. Он ещё не освоился. Роберт напал на караван Саладина, где была его сестра, сестра погибла. Ряд сражений, 5 июня 1177 г. при Хитине – Роберт и Гилузиньян взяты в плен. 19 сент. – Иерусалим взят.

Сильнейшая реакция Запада. К 3 КП подошли гораздо более профессионально. Был введён налог (салодинова десятина), дипломат. приготовления – переговоры с визант имп. (до этого – как снег на голову), посольства к некоторым восточным эмирам, переговоры почти со всеми сеньорами и правителями земель, по кот-м предполагалось совершать путешествия. Императоры Ангелы (новая династия) – у Византии, конфликт с норманнскими рыцарями, были враждебно настроены против всех зап. союзников. Но всё равно переправили в МА.

Кылыч Султар умер (эмир), его наследник пошёл на союз с Саладином. 1190: имп. Фридриг 1 Барбаросса (герм.) утонул. Нем. войско распалось. Небольшая часть дошла до азийских городов. Немцы – Фридрих Швапский, остались французы и англичане, приморские города завоёвывали. Филипп фр. уехал (возможно, повздорил с Ричародом), воины тоже. Король Ричард Львиное Сердце возглавлял англичан. 1192 – договор с Саладином: Иерусалим оставался за турками, но паломникам из Европы было дозволено посещать город беспрепятственно. У христиан осталась лишь береговая полоска до Тира.

Ричард погиб во время осады одной из европ. крепостей.

После 3 КП в 1192 – мирный договор, через год в 93 г. Саладин умер, но изм-я ситуации не было. Среди исламского мира началась борьба за власть в Иерус. королевстве. Др. плюсов не было. Наоборот, было вытеснение христиан с приобретённых в 1 КП тер-й.

В Европе утверждается мысль: ключ к удержанию Св. Земли лежит в Египте – осн. матер. база для исламского сопротивления в Св. Земле (воины, продовольствие и пр. матер. обесп-я). Поэтому в нач. 13 в. – стратегия – удар надо направить против Египетского султана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: