Лекция за 23.11.07

Город (продолжение).

Ср-в город как феномен, свойственный конкр. эпохи.

Город – это особый тип поселения, значит. часть кот-го связана с промыслами, торговлей и др. видами несельскохозяйственного пр-ва. Античные города – не так. Город отделён от окружающей его местности, от деревни во всех смыслах – эк., правовом и даже в бытовом, обладает устойчивым нас-ем. Это оч. важно. Город производит продукцию иначе – специализация, всё более углубляющаяся. Город ориентирован на ден. обмен, а не нат.

Устройство городов достаточно традиционно. Раннесредневековые города – связь с природной средой – органично вписан и приспособлен к ландшафту. Они возникали ок. крепости, рынка, пересечения торг. дорог, брод реки.

Топография: как правило, по радиальному принципу – в центре источник, вокруг кот-го образовался город, а вокруг постепенно пристраивающиеся жилища ремесленников, торговцев и т.д.

Класс. средневековье: топография прямоугольная – по заранее написанному плану – по воле сеньора, государя, дух. лица.

Внутр. облик: кафедральный собор на гл. площади, 1 или неск. крупных рынков, укреплённый центр, адм-я (здание ратуши, мэрии, сеньории), система ирригационных сооружений, торгово-ремесленные здания. На домашних участках м. разводить некрупную живность.

Город разделяется на 2 замкнутых тер-и: верхний (старый) город – укрепление, внутри кот-го перечисленные выше эл-ты, и нижний город. Верхний город хорошо укреплён, сначала это было укрепление всего города, а потом противостоял нижнему городу и торгово-ремесленному нас-ю. Стены не только укрепления, в позднюю эпоху символизировали права города – там геральдика. Разрушение стен становилось страшной расплатой за сопротивление или мятеж. Города имели 2 или 4 ворот. 2 – на гл. магистрали. 4 – пересечение главных дорог. Главные ворота украшались и укреплялись. Над воротами помещали сторожевые башни, их было больше, чем ворот.

Внутри город поделён на ремесленные кварталы. Оч. узкие улицы (даже повозка не могла часто проехать, два человека не могли разойтись), земля в городе стоила оч. дорого, поэтому оч. близко строились. Хотя были городские нормы – улица не уже обычного копья (до 2 м). Они не всегда соблюдались. Часто наращивали этажи, верхние нависали над нижними, неосвещённость отсюда. До 4 этажей + мандсарды и чердаки. На 1 этаже обычно лавки и ремесленные мастерские, жилые – на 2.

В ср. века отн-е к дому своеобразное, они не нумеровались, а опр-лись индивидуально – герб, скульптура, кол-во ступенек. Они имели имена.

С к. 12 в. – в Европе волна коммунального движения. Города всегда возникали на чьей-то земле и были обязаны ему формами феодальной зависимости. К 12 в. могли уже противостоять – от выкупа прав и привилегий до вооружённого восстания. Если город находился на тер-и короля, то вооруж. сопр-е исключалось, они не получали привилегий др. городов (на тер-и сеньоров). Города на тер-и сеньоров м. рассчитывать на поддержку королевской власти, т.к. короли враждовали с сеньорами за власть, король в городах видел опору. 1066 завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем – все города одновременно на тер-и короля и тер-и сеньора. Деревня не помогала в борьбе против сеньоров. В ряде случаев сельские жители стекались, чтобы пограбить, а не помочь.

Результаты ком.движения – разные: право самоупр-я (коммуна); часть свобод; выборное рук-во (ассамблея горожан и исп. власть – городской совет). Наиб. полный комплекс привилегий: полит. самост-ть; прав. автономия (собств. городской суд, а не суд сеньора); подвластность выборной адм-и; право самообложения и расп-я всем налогом городской казны; избавление от экстраординарного налогообложения со стороны сеньора; рын. право, монополии в обл. торговли и ряда ремёсел – распространяется для горожан (чужаки не м. заниматься); права на прилегающие угодья (ок. 3 км). В усл. слабости центр. власти, как в Италии или Германии, возможна полная незав-ть города вплоть до права вести войну (Флоренция, Венеция, Генуя, в Германии – Ганза – союз торг. городов).

В рез-те ком. движ-я города вставали вне феодального права, а рук-лись городским правом, макс-но приспособленным к нуждам горожан. Город воспринимается как особое пространство, где др. нормы и правила. «Город делает ч-ка свободным». Прожив год и день человек получал полную свободу – от повинностей, феод. связей.

И по своей внутр. ж. город противостоял окр. среде, т.к. среднев. феод. орг-я – это господство верт. иерархии. Здесь противопост-на иерархия горизонтальная – по состоянию, по профессии и т.п. Это все граждане 3 сословия. В городе др. представления о времени и труде. Часы появляются именно в городе. Люди начинают считать время, дорожить им. Люди ориентируются уже не на церк. календарь, ритм, а на вполне конкр. промежутки времени, независимые от окр. мира. Здесь нек. иссл-ли отмечают, что горожане узурпировали власть над временем, кот-я принадлежит Творцу по среднев. представлениям.

Соц. жизнь. Стабильность города как соц. организма была основана не на гармонии соц. групп и эл-тов, а благодаря состоянию вражды. Город – арена борьбы – несогласие разных групп др. с др. Ремесл. цехи, объединения горожан, орг-я городской самообороны или патруля – это порождения конфликта: улаживание ссор, борьба с чужаками, борьба с феодалами. Полная победа никогда никакой стороной не одерживалась. Это состояние вражды постепенно исчезает по мере усиления королевской власти, кот-я узурпирует право наказания у горожан. Вражда порождала систему связи между людьми.

Средневековый горожанин – член цеха, подчиняется цех. уставу, выполняет опр. предписаний, чувствует защиту цеха, он участвует в самообороне города, знает своё место, принадлежит группе из враждующих кланах, участвует в церк. праздниках и торжествах, знает своё место там.

Стабильность городу обесп-ла и Ц., её праздники. У каждого город был свой особо почитаемый св. Среднев. сознание хорошо соотв-ет литургическому сознанию, поэтому все рел. шествия – не просто иллюстрация к системе соц. отн-й, но система воспроизводства системы, сущ-щей в городе. Были печати и др. знаки, кот-е подчёркивали самост-ть города и единство городской общины. С усилением королевской власти вражда отступает на 2-й план, т.к. королевская власть берёт на себя обяз-ть урегул-ть споры и недоразумения между горожанами. На города постепенно распр-ся действие королевского суда. Когда система суда становится из обычной инквизиционной (дело возбуждается не ч-ком, а властью), тогда система вражды как поддержание стабильности исчезает. Человек м.б. незнатным и небогатым, неавторитетным, но королевский суд может его поддержать. Власть монополизирует право мести за преступления.

Атрибуты ср-в города: публичные казни – по мере укрепления королевской власти – для усмирения насилия – попытка показать торжество справедливости, умиротворить общество, вывести из него агрессию. Показывает монополию власти на творение суда.

ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА. РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

В Тёмные века церковь на Западе была представлена практически исключительно монашеством. Мон.ж. практ-ки никогда не умирала. Основатель на Запада – св. Бенедикт Нурсийский. Ему принадлежит первый устав. Монастыри, появляющиеся в 6 – 8 вв. основаны на этом уставе. В 10 в. церк. ж. в ЗЕ принимает организованные формы и достойные масштабы, но наступает и кризис церк. ж., т.к. церк. иерархи и аббаты крупных монастырей вовлекаются в сферу феодального права, они становятся светскими сеньорами, особенно в Германии, где дух. лиц стали привлекать к светским должностям, отсюда обмирщение Ц. Отсюда в 10 в. попытки возрождения аскет. жизни – из нескольких монастырей – движение за реформу монастырей, к 11 в. – реформу всей церкви. Стало самым сильным церк. движением. Наиб. влияние приобрели клюнийцы (насельники монастыря Клюни в Бургундии). Клюни оказался вне действия феод. права, т.к. герцог Аквитании на вечные времена отказался от своего права на это монастырь, передав его в ведение Римского Папы. Это обесп-ло незав-ть от сеньора, и от епископа. Клюнийцы направили усилия на осн. нарушения бенедектийского устава вследствие обмирщения 9 – 10 вв. Своим цветом избрали чёрный – отказ от всего мирского, осн. дело монахов – молитва, молитва там не прерывалась, богослужения особенно торжественны, они осуждали вмешат-во Ц. в светские дела и выступали за аскетич. жизнь монахов. Постепенно вокруг них складывается объединение монастырей, во главе – аббат Клюни. Им подчинялись уже сотни монастырей. Постепенно все они были выведены из-под власти местных епископов. Аббат Клюни получил все знаки епископского звания.

В 10 – 11 в. попытки реформирования начинаются и др. монастырями. На тер-и Германии (правление Генриха 3 – 2-я треть 11 в.). В 11 в. Ц. становится полностью подконтрольна светской власти (период немецкого папства: папы впервые из немцев, а немецкий император их меняет). Такое подчинённое положение Ц. при Генрихе 3 способствовало тому, что церк. ж. пришла в более строгое состояние: запрещена симония, среди клириков устанавливается целибат.

В 11 – 12 вв. – укрепились связи папства с епископствами и аббатствами ЗЕ (понтификат Льва 9 – реформировал упр-е кат. ц., создал из папской канцелярии папскую курию из своих советников, эти советники создали коллегию кардиналов – первоначально, не только еп. Их первая обязанность – избрание Папы и сослужение ему). В 11 в. были оформлены осн. положения, кот-е обусловили разрыв с вост. ц.

В к. 50-хх г. 11 в. зарождается идея более глубокого реформирования, прежде всего, освобождения ц. из под власти светских государей. Гл. бедствие, как они думали, было право мирян (сеньоров, государей) инвеституры – введения дух. лица в должность (при этом ему давалась земля, без неё епископ сущ-ть не мог). Церк. должности стали распр-ться поэтому больше сеньорами и государями, чем Папой. 1059 – декрет папы Николая 2: выборы Папы – исключительная прерогатива кардиналов, потом утверждался клиром и народом. За имп. не оставалось особых прав. Понтификатом Николая 2 заканчивается эпоха немецкого папства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: