Лекция за 08.02.08

Тема крестовых походов в Ср. века.

КП – военно-религиозные движения западных европейских рыцарей, части горожан и крестьянства, кот-е происходили в форме рел. войн под лозунгом освобождения хр. святынь Палестины из под власти мусульман или обращения язычников и еретиков в кат. веру (северный походы немецких рыцарей-тевтонцев в Пруссию, где они обращали язычников в хр-во; нач. 13 в. – военные экспедиции рыцарства по благословению Ц. в регионы, охваченные ересью – альбигойские войны 20-х гг. 13 в., когда весь юг и часть центр. Франции были охвачены этой ересью).

Классическая эпоха КП – к. 11 и 13 в. Попытки возродить – практ-ки всё средневековье.

Термин появился не ранее 1253 г., общепринятым стал ок. 16 – 17 вв. Первые крестоносцы называли себя паломниками, пилигримами, а саму экспедицию – паломничеством (в не вполне мирных формах). Крестоносцами называли потому, что участники нашивали на одежду крест.

Причины КП – нет одной генеральной, а комплекс причин и предпосылок: рост товарно-ден. отн-й размывал традиц. картину мира, соотв-но, росли стремление владеть вещами, кот-е нельзя приобрести в нат. хоз-ве в среде знатных людей, нестабильность в обществе, обычай майората (наследство ст. сын) – масса бедных рыцарей; благодаря подъёму ур-ня ж. – демограф. подъём – применение новому нас-ю; благодаря паломничествам и торговле укореняется мысль, что на Востоке – источник истинного богатства, свид-во этого – поток специй, тканей, предметов роскоши, оружие, кот-е оттуда привозилось. К к. 11 в. в ЗЕ накапливается опыт свящ. войн, яркий пример – движ-е реконкистов на Пиренеях (освобождение от арабов – с рел. мотивами). Большую роль играла КЦ. Крестовые походы с формальной т.зр. начались с призыва папы Урбана 2, кот-й в 95 г. обратил к народу.

В ноябре 1095 г. Урбан 2 собрал собор во фр. г. Клермоне. Осн. дело – урег-е церк. дел и отн-й между феодалами («Божий мир» - период, в кот-й феодалам запрещалось вести между собой междоусобные войны). Урбан оповестил, что в его намерения входит оказание помощи вост. братьям-христианам (Византия, страдавшая от турецкой экспансии). В ходе переговоров этот план приобрёл чёткие очертания. Урбан стал объезжать фр. аббатства, там он хотел найти моральную поддержку с идеей КП, он сам когда-то был в Клюни аббатом. Клюнийцы (орден) хотели, чтобы рыцари направили свою энергию на что-то кроме междоусобных войн, кроме того, у них был опыт проповеди священных войн и такого рода паломничеств. Урбан вступил в переговоры с представителями знати – в т.ч. графом Тулузским Раймоном 4. Нужен был предводитель помимо папы (он не мог сам поехать), это был еп. Адемар Монтейский. Ко времени нач. собора были осведомлены наиб. влиятельные члены клюнийского ордена, знати и Адемар Монтейский. В Клермон стеклось огр. кол-во народу (почуяли), город не смог вместить: рыцари, дух. лица, даже простые крестьяне.

По оконч-и офиц. заседаний Урбан 2 выступил с программной речью на открытой площади, забитой народом. Обрисовал бедствия вост. хр-н, внешнеполит. Обстановку, он говорит от имени Христа и призвал помочь вост. хр-нам и освободить святыни. Обещал участникам КП полное отпущение грехов, а погибшим – вечную награду на небесах.

Площадь в едином порыве закричала: Этого хочет Бог, и побежали нашивать кресты на одежду.

Не посл. целью была помощь вост. хр-нам. К-ль в нач. 90-х гг. испытывал серьёзные проблемы с турками и нек. др. народами (печенегами). 71 – поражение от турок при Монцегерте и продвигались внутрь империи. Печенеги обложили К-ль (имп. Алексей Комнин). На море византийцев терроризировал флот тур. пирата Чага. Алексий 1 обратился к зе знати, в т.ч. Раймону Тулузскому (обещает ему передать корону К-ля и привести Ц. в подчинение римскому папе). Но к началу похода ситуация разрешилась: сеньжуки начали междоусобные войны, печенегов умело отбросили от К-ля с помощью половцев, пират умер, флот распался. Поэтому когда зе рыцари пришли, Алексей Комнин о своём письме забыл. С 1 КП начинается (а не с 54 г.) появляется взаимное недоверие между западом и востоком, которое в 1204 г. выльется в захват К-ля крестоносцами.

Первый КП распадается на 2 этапа: 1) поход бедноты, кот-й не был толком орг-на 2) орг-й поход рыцарей под рук-вом знатных феодалов. В 1096 г. весной в осн. с тер-и Франции двинулись тысячи крестьян с мелкими группами горожан, слились и двинулись на восток. Среди представителей были в осн. местные харизматики – местный проповедник Пётр Пустынник, нек. его сподвижники, священники, обедневшие сеньоры, вооружение – косы, дубины, топоры. Их путь – вдоль Рейна и Дуная, через Венгрию, Болгарию к К-лю, планировали перебраться в МА с помощью имп. Мародёрство, разбой, евр. погромы. В Венгрии король их немного усмирил. В авг. 96 г. прибыли в К-ль. Алексей не был в восторге. После переговоров с Петром Пустынником он пошёл на фин. издрежки и переправил в МА (чтобы ушли), сеньжуки их тут же разгромили, больш-во погибли, ост. – в плену, неб. часть – убежали в К-ль.

Рыцарские ополчения были более орг-ны. Среди предводителей не было крупных властителей. Англичане не участвовали, а остальные не поладили в этот момент с папой и подверглись отлучению. Франция – Раймонд и брат короля; Стефан Шартрский, герцог Роббер Норманнский, Фландрский сеньор Роберт. Германия: Готфильда Бульгондского (???) вместе с братьями Евстахием и Болдуином. Италия: 2 нормандских князя Боэном Флорендский и Данкред, его племянник. Двинулись разными путями. Рыцарей сопровождали оруженосцы и толпы крестьян. Рыцари были выучены и хорошо вооружены (для этого продали или отдали в залог своё им-во (часто Ц.) – в надежде будущих доходов). Несмотря на большую дисциплинированность путь войска через Византию без разбоя не обошёлся. Алексей Комнин размещал и перевозил войско. Щекотливая проблема с выполнением обещания. Зап. рыцари принесли присягу Алексею. Только Раймонд Тулузский отказался (для него особую форму присяги составили, ни к чему не обязывающую). Взаимное непонимание.

Крестоносцев было ок. 450 тыс.

Крестоносцы отрядами были переправлены в МА, им был выделен небольшой отряд визант. воинов для контроля, видимо. В мае – июне 97 г. подошли к Никее (гл. город сеньжукского эмира Кылыч-Алсмара). Осада, часть крестоносцев погибла, тут ещё болезнь их стала косить, тут подошёл виз. отряд и защитники Никеи предпочли сдаться византийцам. 1 июля 97 г. – поражение сеньжуков (разобщены) в Деллейской долине. Др. отряд Болдуина вытеснил из Ефеса (?) местного князя. 1 окт. 97 г. войско крестоносцев подошло к крепости Антиохии. Её безуспешно осаждали больше 7 месяцев. Начались раздоры. У крестоносцев исчезло высшее командование, кот-е спорило между собой. Подвоз припасов не был орг-н, начался голод, болезни. Византийцы (последние крохи) уехали. На помощь осаждённым шла армия эмира Керпаги. Но один комендант предал крепость – открыл ворота. Заняв город, не смогли занять цитадель, где укрепились сеньжуки. В это время подошёл Керпаги. Их могло спасти только чудо. Один из клириков объявил, что ему было видение о том, что в одном из храмов Антиохии зарыт наконечник копья, которым римский воин проткнул Христа, висевшего на Кресте. В этот храм отправились предводители с клириком, нашли святыню, и воодушевлённые находкой и обещаниями Бога клирику, что с этой находкой они одержат победу над турками, крестоносцы сделали вылазку, разгромили армию эмира, а потом и вынудили к сдаче находившихся в цитадели.

Предводители спорили, кому что достанется, умер Адемар, папский легат. Спасала только общая цель – Иерусалим. 7 июня 99 г. – начало осады Иерусалима. Из 400 тыс. осталось 20 тыс. Остальные – осели или погибли. Прибыли генуэзские суда со всем необходимым, в т.ч. с осадными приспособлениями (кот-е и на месте строили). 15 июля – пробили 2 бреши с 2 сторон, войско хлынуло в город (кровь доходила до конских удил). Утвердили свою власть в Палестине в тот же день.

След. проблема – орг-я упр-я на захваченных тер-ях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: