double arrow

Лекция за 30.11.07


НАЧАЛА НЕТ. ТОЛЬКО ПОСЛЕДНИЕ 20 МИНУТ.

Крест объявляли символом зла, церковь греховна и нечиста, себя называли катарами (греч. – чистыми) – суровая аскеза, нестяжательства и т.д. Ересь катаров была ещё более распространена, чем ересь Мальденцев, коснулась даже рыцарей, представителей 2-го сословия. Г. Альби – центр, поэтому мальденцев и катаров стали называть альбигойцами. Стремительное распространение этих ересей побудило КЦ к крестовому походу в нач. 13 в., была учреждена папская инквизиция – 30-е гг. 13 в. Во всех епископатах были папские инквизиторы, кот-е лично вели все дела по ересям от подозрения до приговора. Епископы и светские власти обязаны были исполнять. Начинается апробироваться осн. наказания – сожжение на костре и др. неприятные вещи. КЦ действовала и др. методами, ересям было противопоставлено движение внутри Ц. – движ-е нищенствующих монахов (понтификат Иннокентия 3). Иннокентий не отверг новые формы благочестия (похожие на ересь), а санкционировал появление этих орденов, первые – домениканцы и францисканцы. Нищ. ордена – новые воззрения на мон. аскеза – стремление во всём следовать апостолам, кот-е несли хр-во в мир: бродили по миру и проповедовали Ев. Сосредоточились на активном мисс-ве в городе, в 14 в. – дошли даже до Палестины, Египта, Закавказья, Крыма, России, империи Монголов, даже Китая. Их д-ть основывалась на том, чтобы не ждать, когда люди соберутся послушать их, а пешком без денег шли и проповедовали. Бедность монахов наряду с проповедью объявлялась основой хр-ва и монашества. Им хорошо удавалось, им прямо предписано было жить за счёт нищенства (отсюда название).




Между орденами была разница, специфика – в связи с основанием и основателеями: Доменик и Франциском Ассизским. Св. Доменик – испанец, в нач. 13 в. на юге Франции (альбигойцы) – цель – миссионерство. Братья-проповедники, псы Господни (эмблема – собачья голова с факелом в зубах), Домениканцы и переводится «псы Господни». Давали хорошее образование – углублённое изучение богословие, сеть богословского преподавания, в т.ч. языки и разных богословских предметов. Вскоре, домениканцы стали критерием чистоты веры. Фома Аквинский принадлежал к этому ордену. Большинство инквизиторов – оттуда.

Францисканцы. Основатель – Франциск из Ассиза (отец – богатый итальянец). В юности (разгульной) услышал «Оставь всё и следуй за Мной», раздал всё, что было в лавке у отца (тот возбудил дело), отказался от наследства и всех земных благ, в зале снял одежду и вышел в чём мать родила. Питается за счёт милостыни, помогает нищим, орг-ет орден милосердия, ухаживает за прокажёнными. Возникает община. Идёт к Иннокентию (с поддержкой кардинала), папа санкционирует сущ-е этого ордена. Франциск побудит. мотивом считал любовь и сострадание, обращался с проповедью к животным. У него были пантеист. мотивы. Учение о госпоже бедности – высшая форма (минаиты – низшие братья). Франциск не любил теолог. образования, боялся, что это угасит дух молитвы. После смерти Франциска – своя форма, большая чувственность, эмоц-ть, мистицизм. Бонавентура – самый загадочный мистик Ср. веков – из францисканцев.



Проблема сохр-я бедности вставала остро – кельи, библиотеки, здания для школ и университетов, поэтому смягчили треб-я к нестяжанию. Это домениканцы. В 13 в. у францисканцев – даже раскол (спиритуалы – строго, выродились в ересь, их преследовала инквизиция, скоро исчезли; создание больших мон. общин – конавентуалы – большинство – смягчили треб-я). Принцип проповеди оставался. Осн. часть жизни всё равно – на улицах и площадях. Папы их любили, у их много привилегий (забота о душах – могли в любом храме и монастыре осущ-ть духовническую и проповедническую д-ть, народ естественно шёл к ним, местное духовенство обижалось и не любило, доходам опять же вредило). Монахи по-прежнему оставались нищими, а их монастыри и имущество – собственность КЦ и лично папы, т.е. им это передавалось в пользование.







Сейчас читают про: