Виды франчайзинга

Различают основных три вида франчайзинга: производственный, товарный,

бизнес-формат.

Суть производственного франчайзинга - в том, что франчайзи покупает у франчайзора технологии и сырьё дня изготовления определенного продукта Классический пример производство сладких напитков с использованием концентратов и технологий компании Coca-Cola.

При товарном франчайзинге франчайзором обычно является крупный производитель, который предоставляет право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки дилеру - франчайзи. При этом франчайзи работает под торговой маркой франчайзора. Товарный франчайзинг распространен в розничной торговле.

Франчайзинг бизнес-формата предполагает покупку лицензии на полную технологию организации и ведение бизнеса Этот вид франчайзинга, широко применяется в сферах быстрого питания, бытового обслуживания, отдельного бизнеса и т. д.

Рассмотрим более подробно франчайзинг бизнес-формат и товарный.

БИЗНЕС-ФОРМАТ

Во франчайзинге бизнес-формата классическая идея о покупке лицензии на использование торговой марки и операционных технологий ведения бизнеса реализована в чистом виде.

Первоначальный взнос франчайзи покрывает расходы франчайзора, связанные с налаживанием бизнеса франчайзи (обучение, поставка оборудования, методические пособия и документация, консалтинг). В среднем величина первоначального взноса составляет 5-10% от объёма инвестиций, необходимых для запуска предприятия франчайзи. Величина отчислений на рекламу - 1,2-1,4% от объёма продаж. Прибыль от деятельности франчайзинговой системы франчайзор получает при условии создания большой сети франчайзи.

ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ

В отличие от франчайзинга бизнес-формата, товарный франчайзинг зачастую связан с отсутствием от рассмотренных ранее классических правил. Так, среда выплат, которые обязан делать франчайзи, может отсутствовать первоначальный взнос, а нередко даже роялти. Если так, то основной доход франчайзор получает от наценки на свои товары при продаже франчайзи. Понятно, что ставка делается не на размер наценки, а на объёмы реализации товаров через франчайзинговую сеть.

СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ

Франчайзинг в Украине делает первые шаги. Существует довольно много факторов сдерживающих его развитие (законодательство, менталитет, ограниченный доступ к финансовым ресурсам и т.п.), но уже сейчас можно назвать ряд компаний, работающих в этой сфере.

В общественном питание это "Ростик'с", "Швидько", «Пицца Челентано», «Картошшна Хата» и мн. др.

В розничной торговле «Span Ukraine», «Арго Трейдинг», «Laura Ashley», торговый дом «Чай, Кофе», Украинская мебельная группа «Венетто» и др.

Пока, что преобладает покупка отечественными компаниями западной франшизы. Украинских же франчайзоров еще слишком мало, и их прирост незначителен.

Вследствие молодости украинского бизнеса многие отечественные компании еще не обладают авторитетной торговой маркой, отлаженными бизнес технологиями, уникальными стилем, имиджем и методами работы, позволяющими потребителям безошибочно отличить этот бизнес от аналогов. Иногда такие «франчайзоры» ничего кроме вывески и самых общих рекомендаций предложить не могут. Не удивительно, что ценность покупки подобной франшизы довольно сомните льна.


Тема 8. Функциональные стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: