Стратегии конкуренции на различных этапах жизненного цикла отрасли

Третья - стратегия немедленного выхода из бизнеса посредством продажи или ликвидации.

Четвертая - стратегия снятия урожая, подразумевающая функционирование организации в особом режиме, находящемся между функционированием и выходом из бизнеса. При реализации данной стратегии организация переводит свою рыночную долю в финансовые ресурсы. При этом применяются стандартные процедуры: расходная часть бюджета уменьшается до предельно допустимого уровня, цены поднимаются, снижаются затраты на продвижение и сбыт, снижается качество товаров и послепродажного обслуживания, прекращаются инвестиции в оборудование, уменьшаются затраты на его профилактику, снижается уровень зарплаты сотрудников и т. д. Основная задача этих мероприятий - максимизировать в краткосрочном периоде получение финансовых ресурсов.

Применение стратегии снятия урожая целесообразно, когда:

- долгосрочные перспективы отрасли непривлекательны;

- восстанавливать деятельность слишком дорого или невыгодно;

- сохранять рыночную долю организации становится все сложнее и дороже;

- организация может использовать получаемые в результате реализации финансовые ресурсы в более перспективной для нее сфере;

- данная сфера бизнеса не является основной в портфеле;

- данная сфера бизнеса не имеет важных стратегических соответствий в портфеле.

Стратегии для организаций в кризисном состоянии см. в конспекте.

Подобно товару, отрасль проходит несколько стадий в процессе своего существования: молодость (зарождение), рост, замедление роста, зрелость и закат.

В таблице 7.4.1 приведены характеристики этапов классического жизненного цикла отрасли (ЖЦО) и возможных стратегий.


Таблица 7.4.1. Характеристики стадий классического жизненного цикла отрасли и возможные стратегии.

Стадия ЖЦО Характеристика стадии Возможные стратегии
1. Зарождение «Правила игры» не сформированы; точно не известны доминантная технология, параметры рынка и потребности клиентов, поставщики; отсутствуют отраслевые стандарты, отраслевые лидеры; будущее организации определяется в большей степени адекватностью выбора стратегии Начало нового бизнеса посредством: 1) создания бизнеса «с нуля», 2) создания совместного предприятия (в т.ч. слияния) 3) покупки организации
2. Рост Происходит формирование отрасли; основной акцент в конкурентной борьбе – захват рыночной доли; основная сложность – планирование перспективных объемов производства и производственных мощностей, борьба за поставщиков 1) Концентрация усилий 2) Прямая и обратная вертикальная интеграция 3) Наступательные стратегии 4) Поглощения
2.1. Замедление роста Отрасль сформировалась; определились лидеры, последователи и т.д.; акцент в конкурентной борьбе сместился на качество, сервис, цены; достигнута экономия на эффектах масштабов и освоений 1) Создание инновационных организаций
3. Зрелость Снижается отраслевая прибыльность; конкуренция усиливается и приобретает новые формы, т.к. привлечение новых потребителей возможно только посредством переманивания их у конкурентов 1) Связанная диверсификация 2) Несвязанная диверсификация 3) Создание инновационных организаций 4) Также наступательные стратегии
4. Закат Увеличивается конкурентная сила поставщиков; возрастает роль качества, сервиса, цены; вероятно, усиливается международная конкуренция, число слияний и перекупок организаций 1) Оборонительная стратегия 2) Стратегия агрессивной защиты 3) Немедленный выход посредством продажи или ликвидации 4) Стратегия снятия урожая

7 .5. Стратегии конкуренции во фрагментарных отраслях

Фрагментарными отраслями в стратегическом управлении называют такие, для которых характерно:

- отсутствие единственного лидера;

- большое число относительно небольших конкурентов.

Примеры фрагментарных отраслей: пекарни, гостиницы, рестораны, аптеки, ателье, медицинские клиники, производство одежды, обуви и т. д.

Основные признаки фрагментарных отраслей:

- относительно низкие входные барьеры;

- разбросанность потребителей по регионам;

- высокая доля транспортных издержек в структуре затрат;

- относительно небольшое количество потребителей;

- местное региональное регулирование, делающее каждый географический район уникальным.

Во фрагментарных отраслях применимы следующие виды стратегий:

- разработка и использование стандартных услуг;

- увеличение потребительской стоимости посредством интеграции товаров и услуг;

- узкая продуктовая линия;

- обслуживание узкого круга клиентов;

- работа в рамках узкой географической территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: