Третья - стратегия немедленного выхода из бизнеса посредством продажи или ликвидации.
Четвертая - стратегия снятия урожая, подразумевающая функционирование организации в особом режиме, находящемся между функционированием и выходом из бизнеса. При реализации данной стратегии организация переводит свою рыночную долю в финансовые ресурсы. При этом применяются стандартные процедуры: расходная часть бюджета уменьшается до предельно допустимого уровня, цены поднимаются, снижаются затраты на продвижение и сбыт, снижается качество товаров и послепродажного обслуживания, прекращаются инвестиции в оборудование, уменьшаются затраты на его профилактику, снижается уровень зарплаты сотрудников и т. д. Основная задача этих мероприятий - максимизировать в краткосрочном периоде получение финансовых ресурсов.
Применение стратегии снятия урожая целесообразно, когда:
- долгосрочные перспективы отрасли непривлекательны;
- восстанавливать деятельность слишком дорого или невыгодно;
|
|
- сохранять рыночную долю организации становится все сложнее и дороже;
- организация может использовать получаемые в результате реализации финансовые ресурсы в более перспективной для нее сфере;
- данная сфера бизнеса не является основной в портфеле;
- данная сфера бизнеса не имеет важных стратегических соответствий в портфеле.
Стратегии для организаций в кризисном состоянии см. в конспекте.
Подобно товару, отрасль проходит несколько стадий в процессе своего существования: молодость (зарождение), рост, замедление роста, зрелость и закат.
В таблице 7.4.1 приведены характеристики этапов классического жизненного цикла отрасли (ЖЦО) и возможных стратегий.
Таблица 7.4.1. Характеристики стадий классического жизненного цикла отрасли и возможные стратегии.
Стадия ЖЦО | Характеристика стадии | Возможные стратегии |
1. Зарождение | «Правила игры» не сформированы; точно не известны доминантная технология, параметры рынка и потребности клиентов, поставщики; отсутствуют отраслевые стандарты, отраслевые лидеры; будущее организации определяется в большей степени адекватностью выбора стратегии | Начало нового бизнеса посредством: 1) создания бизнеса «с нуля», 2) создания совместного предприятия (в т.ч. слияния) 3) покупки организации |
2. Рост | Происходит формирование отрасли; основной акцент в конкурентной борьбе – захват рыночной доли; основная сложность – планирование перспективных объемов производства и производственных мощностей, борьба за поставщиков | 1) Концентрация усилий 2) Прямая и обратная вертикальная интеграция 3) Наступательные стратегии 4) Поглощения |
2.1. Замедление роста | Отрасль сформировалась; определились лидеры, последователи и т.д.; акцент в конкурентной борьбе сместился на качество, сервис, цены; достигнута экономия на эффектах масштабов и освоений | 1) Создание инновационных организаций |
3. Зрелость | Снижается отраслевая прибыльность; конкуренция усиливается и приобретает новые формы, т.к. привлечение новых потребителей возможно только посредством переманивания их у конкурентов | 1) Связанная диверсификация 2) Несвязанная диверсификация 3) Создание инновационных организаций 4) Также наступательные стратегии |
4. Закат | Увеличивается конкурентная сила поставщиков; возрастает роль качества, сервиса, цены; вероятно, усиливается международная конкуренция, число слияний и перекупок организаций | 1) Оборонительная стратегия 2) Стратегия агрессивной защиты 3) Немедленный выход посредством продажи или ликвидации 4) Стратегия снятия урожая |
7 .5. Стратегии конкуренции во фрагментарных отраслях
|
|
Фрагментарными отраслями в стратегическом управлении называют такие, для которых характерно:
- отсутствие единственного лидера;
- большое число относительно небольших конкурентов.
Примеры фрагментарных отраслей: пекарни, гостиницы, рестораны, аптеки, ателье, медицинские клиники, производство одежды, обуви и т. д.
Основные признаки фрагментарных отраслей:
- относительно низкие входные барьеры;
- разбросанность потребителей по регионам;
- высокая доля транспортных издержек в структуре затрат;
- относительно небольшое количество потребителей;
- местное региональное регулирование, делающее каждый географический район уникальным.
Во фрагментарных отраслях применимы следующие виды стратегий:
- разработка и использование стандартных услуг;
- увеличение потребительской стоимости посредством интеграции товаров и услуг;
- узкая продуктовая линия;
- обслуживание узкого круга клиентов;
- работа в рамках узкой географической территории.