II. Дисциплинарно-правовое воздействие.
I группа Организационно-стимулирующие методы
Организационно-административные методы
Классификация методов воздействия
Методы воздействия направлены на людей, на их интересы и потребности.
Характеристики методов | Группы методов воздействия | ||
Организационно-административные | экономические | Социально-психологические | |
1. мотивация поведения | Властная принудительная | материальная | Социально-психологическая |
2. механизм воздействия | Организационный | экономический | Социальный механизм в основе лежит – личность, группа |
3. ограничение использования | Соответствие КЗОТ | Соответствие экономическим законам | Соответствие морально-этическим нормам |
4. условия эффективного использования | А) комплексное использование Б) своевременное обновление используемых методов на основе анализа их эффективности | Б) | Б) |
1. Регламентирование – наиболее жесткий тип воздействия, с его помощью устанавливаются границы организационных структур и управления.
Используются виды регламентирования:
- общее организационное (Устав)
- структурное (положение о структурном подразделении)
- должностное (должностные инструкции)
2. Нормирование – установление границ по пределам деятельности
- норма времени
- норма выработки
- норма численности. Это жесткий метод.
3. Инструктирование – наиболее мягкий способ воздействия в форме методической информационной помощи
- ознакомление с работой
- объяснение и совет
- предостережение чего нельзя допускать на этой должности.
1.Дисциплинарное воздействие
– замечание
– выговор
– строгий выговор
– перевод на нижеоплачиваемую работу
– увольнение по статье КЗОТ
2.Правовое воздействие
- лишение премий
- вознаграждение по итогам работы за год
- перенос отпуска на другое время
III. Распорядительное воздействие. Предусмотрено для случаев, непредусмотренных в организационных актах:
- приказы
- распоряжения
- резолюции на документах
По форме оно может быть устным (более оперативным) – документальное оформление (лучше учет и контроль исполнения)
Менее жесткие, менее оперативные, имеют ограничения на общую сумму выплат. Рассматривают как систему.
- 1. Социологические методы воздействия
Методы социологического воздействия мягкие, менее оперативные в сравнении с предыдущими. Этими методами руководитель воздействует на весь коллектив, а далее коллектив воздействует на конкретную личность. Эти методы управления групповым поведением. Для выбора социологических методов воздействия необходима информация о коллективе. Для ее получения используются методы социологического исследования.
3.2. Психологические методы воздействия
Отличительная особенность: психологические методы строго персонифицированы (персона начальника – персона подчиненного)
Инверсия знака регулирования – в некоторых производственных ситуациях с большим нервным напряжением работники начинают роптать и делать ошибки. Если сделать замечание сразу, то это повлечет ненужные конфликты и нанесет ущерб работе.
Инициальная коррекция - руководителю бывает лучше до поры до времени не вмешиваться в ситуацию и стремиться сгладить углы противоречий. Действовать только тогда, когда станет необходимым личное участие руководителя.