Групповая динамика

Любая организация может быть представлена как совокупность малых групп. Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других.

Схема образования формальных и неформальных групп.

Неформальные малые группы

Причины вступления людей в неформальные группы:

  1. чувство принадлежности (желание поддерживать социальные контакты, чувствовать себя частью целого)
  2. чувство взаимозащиты (желание получить дружеский совет без критики, обсудить свои проблемы, необходимость подсказки по работе)
  3. чувство взаимопомощи
  4. общение (доступ к неформальному каналу поступления информации)
  5. симпатии.

Особенности неформальных групп

  1. небольшое количество людей (3-10_, что определяется возможностью личных контактов
  2. складываются на основе чувства симпатии, единства интересов, увлечений, общих черт поведения и характера
  3. общее для всех членов группы мы-они
  4. имеют своих неофициальных лидеров.

В них возникают ритуалы, традиции, обязанности, санкции. Сила малых групп в том, что на них трудно юридически и организационно воздействовать, в них имеются свои неписанные правила, обязательные для всех членов группы. Эти группы могут, как помогать официальному руководству коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывая постоянное сопротивление.

Руководителям необходимо научиться сотрудничать с этими малыми группами, а также умело самому создавать малые группы, объединяя людей, тянущихся друг другу, общими делами, задачами, интересами, создавая себе основу или базис в своей работе. Кроме того, это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется еще и тем, что в любом трудовом коллективе могут существовать 8 социально-психологических ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за ”того парня”, что и вызывает конфликтную ситуацию.

Менеджеру по персоналу необходимо знать эти роли:

  1. координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми.
  2. генератор идей, стремящийся докопаться до истины, воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии (самостоятельно).
  3. энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других.
  4. контролер-аналитик, способный трезво оценить ситуацию, идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей.
  5. искатель выгоды, интересующейся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива.
  6. исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто ”тонет” в мелочах.
  7. работяга, не стремящийся занять чье-то место.
  8. шлифовщик – он необходим, чтобы отношения не перешли в конфликтные, для согласования точек зрения и позиций.

Таким образом, чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен состоять не только из хороших специалистов. Члены этого коллектива должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей.

Отрицательные моменты от образования неформальных групп

  1. распространение ложных слухов
  2. отрицательное отношение к руководству
  3. сопротивление переменам (проведение стратегических изменений, перевод на другую систему оплаты труда)
  4. нормы поведения группы может снижать результативность всей организации (пьянство, плохая дисциплина)

Положительные моменты от образования неформальных групп

  1. преданность неформальной группе может быть переведена в преданность организации
  2. цели организации и группы могут совпадать
  3. нормы поведения неформальной группы могут превышать нормы поведения организации.

Процесс управления неформальной группой

Включает следующие шаги:

  1. Признать существование малой группы и не угрожать ее существованию. Если руководитель разрушить группу (переместит на другие рабочие места), то на ее месте обязательно возникнет другая, у которой будет изначально более отрицательное отношение к руководству.
  2. Выявить лидеров групп и выслушать их мнение.
  3. Принимая УР просчитывать возможные отрицательные и положительные последствия на группу.
  4. Подключать членов неформальных групп к обоснованию и принятию УР.
  5. Быстро выдавать точную информацию, опережая слухи.

Модель формирования коллектива группы

Можно выделить основные признаки коллектива:

1.Прежде всего коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.

2.Это добровольный характер объединения на база общей деятельности.

3.Целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система, с присущей ей организацией, распределением функций, стилем управления.

4.Коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадий его зрелости. Таких стадий выделяют 5.

Первая – притирка. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают по пути ли им с остальными, стараются показать свое ”я”. Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия – конфликтная. Характеризуется тем, что в в его рамках открыто образуются и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значения личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии – стадии экспериментирования – потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками. Поэтому возникает желание работать лучше, другими методами и средствами.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.

На пятой стадии – внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимаю и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы переходят на 4 и на 5 уровни.

Какими же основными путями обеспечивается эффективная работа коллектива?

  1. Прежде всего, наличие у коллектива сильного лидера, заинтересованного в успехах.
  2. Наличие нормального морально-психологического климата в нем. О его наличие свидетельствует взаимная поддержка людей, открытое обсуждение разногласий, нежелание переходить на новое место. Лучше, чтобы коллектив состоял из непохожих людей, что сулит большую эффективность работы.

Как сделать дружной работу

I стадия: сформирована группа людей, назначен руководитель, задана цель. Выполнение работы требует только руководитель.

Его задача на этой стадии:

  1. разъяснять цели и средства их достижения
  2. подбор помощников (стиль авторитарный, директивный) – Командовать, указывать, инструктировать.

II стадия: группа разделилась на две части –

1) люди, принявшие цели группы (восприимчивые)

2) люди, пока эти цели не усвоившие. Выполнение работы требует и руководитель и актив. Стиль авторитарный (директивный), но более мягкий в зависимости от ситуации.

Задача руководителя на этой стадии:

  1. выявить неформальные микрогруппы
  2. сплочение коллектива (искусственное создание микрогрупп, организация собраний, досуга)
  3. разъяснительная работа с равнодушными
  4. изоляция дезорганизаторов (человек, непринявший цели – всеми законными способами, не нарушая КЗОТ, должен быть уволен) – Старобинский.

III стадия. Структура микрогрупп определилась Большинство членов коллектива воспринимает цели и задачи группы как свои собственные. Возникает сотрудничество микрогрупп. Выполнение работы требует весь коллектив. Стиль – демократический. Группа – восприимчивая, частично способная работать. Группу можно назвать коллективом. Задача руководителя – развивать сотрудничество микрогрупп, организовывать соревнование.

IV стадия. Коллектив достигает зрелости. Выполнение работы требует каждый член коллектива. В таких коллективах работать трудно, нельзя халтурить. Коллектив здесь обладает мощным свойством – развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: