Стили руководства
Следует различать понятия менеджер и лидер. Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет ответственность за ее результат. Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактах и в рамках установленных целей. Лидер – воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего, помогая работникам адаптироваться к новому. Исследования показывают, что на практике значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Обратный вариант встречается реже. ПРИМЕР.
Стиль руководителя – это нравственно-этический образ руководителя, воспринимаемый подчиненными. Стиль – это манера поведения руководителя с подчиненными.
В менеджменте различают три подхода к изучению стиля руководителя:
1. Подход с позиции личностных качеств (теория великих людей)
2. Поведенческий подход к лидерству
3. Ситуационный подход к лидерству
Считается, что лучший руководитель тот, у кого эталонный набор качеств.
Этот подход базировался на том, лидерами рождаются, а не становятся. Великие знаменитые люди обладают определенным набором общих для них личными качествами. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских качеств.
|
|
Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году попытались обобщить и сгруппировать все раннее выявленные лидерские качествами. Так Стогдилл пришел к выводу, что в основном 5 качеств характеризуют лидера:
1. Ум или интеллектуальные способности
2. Господство или преобладание над другими
3. Уверенность в себе
4. Активность и энергичность
5. Знание дела
Однако эти 5 качеств не объясняли появления лидера. Многие люди с этими пятью качествами так и оставались последователями. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х годов. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие 4 группы лидерских качеств.
- Управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода цели, или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей.
- Управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи, чтобы они были поняты и приняты последователями.
- Управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных.
- Управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сольные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость своего я (удовлетворение потребностей причастности и самовыражения). Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению 4-х групп лидерских качеств (Беннис):
- физиологические
- психологические или эмоциональные
- умственные или интеллектуальные
- личностно-деловые.
К физиологическим относят такие качества человека как рост, вес, сложение фигура, внешний вид, представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Однако быть выше и крупнее, чем средний человек не дает возможности быть лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина подтверждает факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую пользу могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории.
|
|
Психологические или эмоциональные качества проявляются через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Их изучение привело к появлению очень длинного списка этих качеств (таблица). Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере полагаться на эти качества при выявлении лидера в организации.
Изучение умственных или интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводились многими учеными и результаты их совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. Это объясняется, видимо тем, что успех лидера во многом зависит от его способности и умения решать проблемы и принимать правильные решения.
Личностно-деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в НИИ или в театре.
Критика: 1) перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, 2) не удалось создать единственно верный образ лидера.