Включенность текста в неречевую деятельность

СЛОВО - ВЫСКАЗЫВАНИЕ - ТЕКСТ

Тема 8. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Традиционно объектом лингвистического анализа является слово и словосочетание. Слово представляет собой основную структурно-семантическую единицу языка, которая служит для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности. Словосочетание также служит средством номинации предметов, явлений, процессов, качеств. Вы­сказывание же как единица речевого общения учитывает коммупикативную ситуацию, в нем излагается позиция говорящего с учетом знаний и воз­можной реакции собеседника. Мы говорим не разрозненными словами и не отдельными фразами; все носители языка говорят только развернутыми текстами и наша речь включена в деятельность более высокого порядка, нежели просто речевое общение (ради общения). Слова в реальном общении включены в предложения, в тексты и в ситуации. При этом семантика слов в тексте может значительно отличаться от семантики изолированных слов, поскольку в тексте слово получает свое основное значение и осмысление.

За интересом к тексту стоит интерес к языковой личности и образу мира человека, поскольку в каждом тексте проявляется языковая лич­ность, владеющая системой языка.

Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее за­вершённостью, объективированное в виде письменного документа, произве­дение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определён­ную направленность и прагматическую установку.

Текст как единица коммуникации включен в отношения между гово­рящими, он структурирует деятельность, регулирует и планирует- отноше­ния между говорящими. Общение коммуникантов представляет собой кон­текст для высказываний, объединенных в текст. И именно в общении текст получает свое значение и именно на основе общения он может быть понят и проинтерпретирован адекватно замыслу автора.

В том случае, если слушающий не включен в деятельность, которую текст структурирует, говорящий должен дать гораздо более подробное опи­сание этой деятельности. Тем самым, очевидно, что текст должен быть до­статочно полным в плане отражения деятельности, предшествующей его появлению. Он заведомо может быть отчужден от этой деятельности (например, написан много лет назад) и только на основе его знаковой фор­мы читатель должен быть в состоянии восстановить последовательность со­бытий и ход рассуждений участников деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: