Субъекты лоббистской деятельности

Предметы лоббирования

Объекты лоббистской деятельности

К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики.

В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.

Лоббистская деятельность в парламенте представляет собой лишь верхушку айсберга. Основная же часть айсберга – это лоббирование исполнительных органов власти, которое скрыто от глаз наблюдателей. Причины наибольшего внимания лоббистов к исполнительным органам власти скрываются в оперативности решений. Лоббирование в парламенте имеет долгосрочный стратегический масштабный характер.

Что касается сферы судебной власти, то говорить о лоббизме судебной власти нельзя так как судебная власть является независимой и не может учитывать чьи либо интересы. В случае если судебная власть «прислушивается» к интересам, то уже имеет место не лоббизм, а коррупция.

Предметы лоббирования это, то что лоббируется в органаза власти. В качестве предметов лоббирования выделяют:

1. ресурс - предпринимаются действия для того, чтобы получить в свою пользу общественный ресурс.

2. проблема - предпринимаются действия по разрешению проблемной ситуации, например, устранение барьера в бизнесе и т.п.

3. позиция - предпринимаются некоторые действия для того, чтобы получить некоторый статус, занять монопольную позицию и т.п.

Так или иначе, в перечень этих трех предметов попадают все лоббируемые интересы субъектов. К ним можно отнести: принятие льготного налогообложения для специфических отраслей, внесение изменений в бюджет с целью привилегированного финансирования собственных программ (например, деятельность АПК или строительство магистрали через конкретный регион), льготные условия акционирования и приватизации; введение протекционистского таможенного законадательства, кооптацию в Правительство и парламент своих представителей, работа со СМИ и др. Таким образом, любой предмет, лежащий в сфере интересов субъектов лоббизма может стать предметом лоббирования.

Субъектами лоббистской деятельности могут быть как физические, так и юридические лица. Если в стране принято законодательство в области лоббирования, то субъекты устанавливаются законодательством. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России - лишь физические лица, действующие "от имени и в интересах конкретных клиентов".

На практике лоббированием интересов занимаются люди, имеющие опыт работы в государственных структурах, знающие специфику работы в тех или иных правительственных учреждениях или органах власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: