Механизм лоббирования

В мировой практике распространены следующие меанизмы организации лоббистской деятельности:

1. Лоббирование интересов в законодательном органе.

У лоббиста имеется фактическая возможность участвовать в лоббировании законопроекта или его отдельных положений на любой стадии законодательного процесса. А именно: при внесении законопроекта в парламент; при обсуждении законопроекта на заседании парламента; при обсуждении законопроекта в ответственном за доработку комитете до принятия его в первом чтении; при принятии в первом чтении; при дальнейшей доработке законопроекта в ответственном комитете для рассмотрения его во втором чтении; при принятии законопроекта в третьем чтении, а также на стадии подписания закона Президентом. Из законодательного процесса вытекают и основные механизмы лоббирования в парламенте:

- составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента, что практикуется как самими лоббистами, так и органами законодательной и исполнительной власти с участием заинтересованных групп. Данная технология лоббирования представляет собой "проталкивания" определенного законопроекта. Истинными разработчиками законопроекта в этой ситуации могут быть не лоббисты, а те, кто за ними стоит. Поэтому часто бывает неизвестно, кто же настоящий заказчик.

- выступления в профильных комитетах законодательного органа. В работе комитетов допускается участие как депутатов, так и заинтересованных лоббистов и экспертов. Например, в соответствии с регламентом германского Бундестага парламентским комитетам предоставляется право проведения общественных слушаний с участием компетентных лиц и представителей групп интересов для получения от них соответствующей информации. Этот метод основан на внесении отдельных поправок в законопроект, которые прирзваны скорректировать нормы в пользу интересов лоббиста и группы интересов стоящей за ним.

- поиск сторонников (единомышленников) среди депутатов. Немаловажен в лоббистской деятельности личный контакт с депутатом: при личном знакомстве с парламентарием можно определить, поддержит он необходимый законопроект или нет. После того, как найдено достаточное количество сторонников, лоббист через депутата или группы депутатов вносит предложенный законопроект в порядке законодательной инициативы в парламент. Работа лоббиста в парламенте не ограничивается только поиском сторонников или единомышленников. Важное значение имеет способность переубедить или склонить на свою сторону "колеблющихся" депутатов, тех, кто не имеет четкой позиции по данному законопроекту. Их количество может иметь решающее значение при обсуждении и принятии законопроекта.

- воздействие на государственных служащих-работников аппарата парламента. От служащих, работающих в парламенте, зависит очень многое: и скорость подготовки, и содержательная проработанность законопроектов, поступающих на рассмотрение депутатов, и какие-то технические нюансы. Государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам.

2. Лоббирование интересов в отношениях с конкретными представителями публичной власти.

- личные связи, или "коридорный лоббизм", которые реализуются путем личных, дружеских контактов и визитов к государственным деятелям, когда лобби имеют возможность непосредственно входить в кабинет и подписывать любые документы.

- организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей, что практикуется руководителями регионов и крупных предприятий.

- подкуп должностных лиц. Эта схема выстраивается на примитивном уровне «покупка» нужного решения у государственного служащего. Данный метод широко применяется, особенно в коррумпированных пубичных системах. Однако эффективность этого метода в плане удовлетворения коллективных интересов невелика. Конечно, с помощью подобного взаимодействия предпринимателю можно решить какие-либо свои индивидуальные проблемы, однако групповые интересы предпринимателей указанная схема решить не может. Главным пороком системы купли-продажи требуемого решения является ее нелигитимность, когда и предприниматель и государственный чиновник преступают нормы закона, который трактует подобные действия как взяточничество и коррупцию. Единожды встав на такой путь, стороны становятся сообщниками в преступлении. Кроме того, и предприниматель, и государственный чиновник становятся уязвимыми для взаимного шантажа.

- финансирование избирательной компании с целью введения своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти. Группы интересов или отдельные крупные бизнесмены финансируют избирательные кампании кандидатов на выборные должности всех уровней, с которыми имеется предварительная договоренность о взаимных обязательствах. Иными словами, пройдя в законодательное собрание (парламент) местного или государственного уровня, или занимая выборную исполнительную должность (мер, губернатор) вновь избранный становится лоббистом интересов тех предпринимательских кругов, которые финансировали его избирательную кампанию. В качестве возврата сделанных в чиновников капиталовложений предпринимательское сообщество требует от своих протеже лояльности, принятия требуемых решений, назначения определенных лиц на ключевые посты, замены или корректировки экономических и социальных программ. Однако и эта схема не является идеальной. Ее основные недостатки заключаются в непрозрачности отношений по оси «чиновник – власть», неочевидность выгоды для общества от такого рода тандема, наличие теневых центров принятия решений.

- психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей, шантаж).

3. Формирование общественного мнения.

- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений. В качестве иллюстрации можно привести различные ток-шоу на телевидении, статьи в газетах, где резкий тон журналистов, видимо, объясняется не столько их гражданской позицией, сколько столкновением различных лоббистских групп, выступающих "за" и "против".

- проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей.

- митинги и забастовки, которые наиболее характерны для профсоюзных объединений, отстаивающих социально-экономические интересы работников своей отрасли.

Механизм взаимодействия групп граждан и власти в значительной степени закулисен, хаотичен и подвержен опасности коррупции. Поэтому вышеперечисленные методы лоббирования можно классифицировать на открытые (или публичные) и закрытые (или тайные).

Открытые методы - отражают главным образом опыт цивилизованного лоббирования, эти методы публичны и разрешены или не запрещены законом. Другая группа методов относится к закрытым – эти методы скрываются от общественности, запрещены и наказуемые законом. К ним относятся манипулирование информацией, прямой подкуп или косвенный (через неоправданно высокие гонорары) подкуп, угрозы, шантаж, а также прочие незаконные и аморальные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: