double arrow

Предмет права социального обеспечения

2

Понятие права социального обеспечения неразрывно связано с с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пособия, пенсии, компенсационные выплаты).

2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан).

3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установ­лением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Указанные отношения, как правило, предшествуют (проце­дурные), существуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

1) отношения по сощильному обеспечению граждан в денежной форме по предоставлению различных социальных услуг состав­ляют "ядро" предмета социального обеспечения. Процедурные процессуальные отношения являются произвольными от них, и са­мостоятельно существовать не могут.

В системе отношений по обеспечению пособиями выде­ляют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременно­сти и родам, женщинам вставшими па учет в ранние сроки бере­менности, по случаю рождения ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на детей до 16 лет, по безработице, на погребение, женам военнослужащих.




Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компен­сационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, дос­тигшим 80 лет, инвалидам первой группы, престарелым, нуждаю­щимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компен­сационные выплаты неработающим женам (мужьям) военно­служащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местно­стях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможно­сти трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразова­тельных учреждениях, а так же в учреждениях начального профес­сионального и среднего профессионального образования; компен­сационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные вы­платы на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемных семьях.



2) В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг входит: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полу­стационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имею­щих детей, включает содержание детей - сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей ­инвалидов в домах интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения являет­ся профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессио­нальному обучению или переобучению инвалидов в учебных заве­дениях как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением ин­валидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортном), включаются в социальное обслуживание, в качестве самостоятельного вида.

Отношения по предоставлению инвалидам протезно­ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабили­тации инвалидов, таким образом, они также включаются, в систему правоотношений по социальному обслуживанию.

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, вклю­чающее профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по со­циальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граж­дан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно.

3) Наконец в систему отношений по социальному обслужи­ванию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно, либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

а) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности; факт признания гражданина безызвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобылъской АЭС и т.д.;

б) отношения, связанные с представлением гражданина к ка­ком либо виду социального обеспечения, либо с принятием ком­петентным органом решения о применения правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.). Процессуальные отношения возникают в связи с зашитой гражда­нином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (к примеру, в случае отказа в назначении каких-либо пенсий, пособий, социальных услуг

Социальная защита – это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле, оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В тоже время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов.

Следовательно, социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов осуществляется по следующим направлениям:

- реабилитация инвалидов;

- медицинская помощь инвалидам;

- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;

- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

- обеспечение инвалидов жилой площадью;

- воспитание и обучение детей-инвалидов;

- образование инвалидов;

- обеспечение занятости инвалидов, в том числе установление квоты для приема на работу инвалидов;

- создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание необходимых условий труда;

- материальное обеспечение инвалидов;

- социально-бытовое обслуживание инвалидов.

В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти должны оказывать содействие и помощь организациям инвалидов, в том числе - материальную, техническую и финансовую.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле, оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В тоже время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов.

Концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа и размера страховых взносов.

Следовательно, социальная защита населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мери мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов осуществляется по следующим направлениям:

- реабилитация инвалидов;

- медицинская помощь инвалидам;

- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;

- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

- обеспечение инвалидов жилой площадью;

- воспитание и обучение детей-инвалидов;

- образование инвалидов;

- обеспечение занятости инвалидов, в том числе установление квоты для приема на работу инвалидов;

- создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание необходимых условий труда;

- материальное обеспечение инвалидов;

- социально-бытовое обслуживание инвалидов.

В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти должны оказывать содействие и помощь организациям инвалидов, в том числе - материальную, техническую и финансовую.

Литература:

1. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие- 2-е изд. / Е.И. Холостова. – М.: изд-во Торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. -240 с. ISBN 978-5-91131-289-4.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (по состоянию на 1 апреля 2008 года). - Новосибирск. : Сибирский университет, 2007. - 25с.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995. № 181- ФЗ.

4.Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов спец. учеб. заведений / под общ. ред. Г.В. Сулейманова. – Изд. 2-е, доп. и перераб.-Феникс, 2007. -347 с. ISBN 978-5-222-12144-3.

2





Сейчас читают про: