Континентальная система

Заметно отличается от англосаксонской модели континентальная модель организации власти на местах, которая получила распространение не только в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия), но и в большинстве стран Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

Отличительные признаки этой модели следующие:

- сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости;

- определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим;

- наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления,

Родоначальница континентальной модели - Франция, для которой высокая степень централизации местного управления и самоуправления является исторически традиционной. Во Франции достаточно долго существовала система многоуровневой организации власти на местах, при которой деятельность нижестоящих звеньев в значительной степени определялась и зависела (прежде всего в административном и финансовом смысле) от вышестоящих органов управления.

На уровне общин создаются только выборные органы местного самоуправления (обычно совет и мэр), и никаких назначаемых «сверху» администраторов не существует. Управление «искусственны­ми» административно-территориальными единицами строится раз­личным образом, имеет несколько вариантов. В некоторых региональ­ных административно-территориальных единицах существуют только назначенные центром чиновники (например, губернаторы в Финлян­дии, в Турции, в Ираке, супрефекты в округах Франции, регирунгспрезиденты в округах Германии) или представители вышестоящих выборных органов, управляющие регионом.

В ряде стран (Франции, Италии, многих странах Латинской Аме­рики) во всех или в отдельных видах региональных административно-территориальных единиц действует «двойная» система: выборные ор­ганы территориального коллектива и назначенные представители центра (президента, правительства, министра внутренних дел). Назна­ченные чиновники осуществляют «административный контроль» в от­ношении выборных советов: они вправе приостановить на определен­ный срок решение местного совета (теперь во многих странах только путем обращения в административный суд и по его решению) и даже обратиться к главе государства с предложением о роспуске совета в случаях нарушения законов или его неработоспособности. Правда, такой роспуск в развитых странах практически не практикуется, в раз­вивающихся странах в условиях демократических режимов он также имеет место редко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: