Система местного самоуправления в Украине
Органы общинного и регионального самоуправления и управления
Системы местного самоуправления и управления
Организация местного самоуправления.
Понятие местного самоуправления
И УПРАВЛЕНИЯ
Лекция. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно (например, на сходах сел, путем референдума) или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно представляет собой самостоятельную форму осуществления народовластия на местах, это — власть местного территориального коллектива.
На место и роль местного самоуправления в общей системе публичного управления существует две точки зрения, выраженные общинной теорией местного самоуправления и государственной теорией местного самоуправления. В основе этих двух различных точек зрения лежит организация местного самоуправления и его взаимодействие с государственным управлением в различных странах.
Концепция местного самоуправления (общественная теория местного самоуправления) исходит из того, что органами государственной власти являются только центральные органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), органы субъектов федерации (в федерациях), их представители на местах (назначаемые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды как особая ветвь государственной власти. Государственная власть действует от имени всего общества. Что же касается выборных органов на местах и формируемой ими собственной администрации, то они рассматриваются как выражение воли определенного территориального коллектива. Естественно, что, обладая определенной автономией, они в то же время подчинены воле всего общества, и их положение регулируется законами, принимаемыми государством.
Наряду с общественной теорией местного самоуправления есть и государственная теория. Она исходит из того, что местное самоуправление является продолжением государственной власти, а органы и должностные лица местного самоуправления — «агенты» государственной власти на местах. Эта теория также не лишена определенных оснований. Она учитывает двойственную природу органов местного управления. В некоторых странах, главы администрации местного самоуправления — мэры городов, начальники районов, избираемые непосредственно гражданами или советами (мэры во Франции), утверждаются государством как представители государственной власти. Таким образом, они в этом случае действуют в двух качествах: как органы (должностные лица) местного самоуправления и как должностные лица, уполномоченные государством, и в силу этого имеющие определенные государственные полномочия. Кроме того, местные органы самоуправления во всех странах, могут наделяться отдельными полномочиями государственных органов с передачей им при этом необходимых ресурсов и финансовых средств для осуществления таких полномочий. Если такая передача состоялась, в данной сфере деятельности органы местного самоуправления подчинены и ответственны перед органами государственной власти. Двойственная природа местного самоуправления и управления (по крайней мере возможность этого) привела к длительной, длящейся уже многие десятилетия, полемике сторонников общинной, (или общественной) и государственной теорий местного самоуправления.