Понятие местного самоуправления

Система местного самоуправления в Украине

Органы общинного и регионального самоуправления и управления

Системы местного самоуправления и управления

Организация местного самоуправления.

Понятие местного самоуправления

И УПРАВЛЕНИЯ

Лекция. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Местное самоуправление — это само­стоятельная деятельность населения по решению непосредственно (например, на сходах сел, путем референ­дума) или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно представляет собой самостоятельную форму осуществления народовластия на местах, это — власть местного тер­риториального коллектива.

На место и роль местного самоуправления в общей системе публичного управления существует две точки зрения, выраженные общинной теорией местного самоуправления и государственной теорией местного самоуправления. В основе этих двух различных точек зрения лежит организация местного самоуправления и его взаимодействие с государственным управлением в различных странах.

Концепция местного самоуправления (общественная тео­рия местного самоуправления) исходит из того, что органами государ­ственной власти являются только центральные органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), органы субъектов федерации (в федерациях), их представители на местах (назначаемые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды как особая ветвь государственной власти. Государственная власть действует от имени всего общества. Что же касается выборных органов на местах и фор­мируемой ими собственной администрации, то они рассматриваются как выражение воли определенного территориального коллектива. Ес­тественно, что, обладая определенной автономией, они в то же время подчинены воле всего общества, и их положение регулируется закона­ми, принимаемыми государством.

Наряду с общественной теорией местного самоуправления есть и государственная теория. Она исходит из того, что местное самоуправ­ление является продолжением государственной власти, а органы и должностные лица местного самоуправления — «агенты» государст­венной власти на местах. Эта теория также не лишена определенных оснований. Она учитывает двойственную природу органов местного управления. В некоторых странах, главы администрации местного самоуп­равления — мэры городов, начальники районов, избираемые непосредственно гражда­нами или советами (мэры во Франции), утверждаются го­сударством как представители государственной власти. Таким образом, они в этом случае действуют в двух качествах: как органы (должност­ные лица) местного самоуправления и как должностные лица, уполно­моченные государством, и в силу этого имеющие определенные госу­дарственные полномочия. Кроме того, местные органы самоуправле­ния во всех странах, могут наделяться отдельными полномочиями госу­дарственных органов с передачей им при этом необходимых ресурсов и финансовых средств для осуществления таких полномочий. Если такая передача состоялась, в данной сфере деятельности органы мест­ного самоуправления подчинены и ответственны перед органами госу­дарственной власти. Двойственная природа местного самоуправления и управления (по крайней мере возможность этого) привела к длительной, длящейся уже многие десятилетия, полемике сторонников общинной, (или общественной) и государственной тео­рий местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: