Развитие воображения

Причины невнимательности и предупреждение рассеянности.

Почему у ребёнка может возникнуть невнимательность? Причины могут быть как внешние, так и связанные с личностью ученика.

Внешние причины: не интересность и монотонность изложения учебного материала, слабая дисциплина в классе, утомление к концу дня.

Внутренние причины: отсутствие интереса к учебному предмету, слишком лёгкое или слишком трудное усвоение материала, болезнь, переутомление, семейные проблемы и т.д.

Невнимательность может стать привычкой, закрепиться как отрицательная черта характера. В таких случаях говорят о рассеянности.

Предупреждения рассеянности:

· соблюдение режима дня;

· помочь ребёнку обнаружить разнообразные интересы и

укреплять их;

· заставлять себя сосредотачивать внимание на слабом предмете в любое время;

· приучать себя работать в неблагоприятных условиях;

· следовать правилу: никогда не работать невнимательно;

помочь ребёнку узнать особенности своего внимания и

использовать эти знания.

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Реализм детского воображения.

Реализм детского воображения.

Воображение в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ребенок переходит ко все более правильному и полному отражению действительности, от про­стого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок младшего дошкольного возраста для того, чтобы изобразить самоле­т может использовать две палочки, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом («чтоб крылья были и пропеллер»). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более пол­ного сходства с настоящим самолетом («чтоб совсем как настоящий был и летал бы»).

Реализм детского воображения проявляется во всех доступных сферах деятельности ребенка: в игре, в изобрази­тельной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последователь­но изобразить события жизни.

Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производит­ся по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые «настоящие» действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чув­ства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кор­мить, укладывать спать и т.д.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности. Например, идет игра в красноармейцев. Вова козыряет. Толя презрительно улыбается: «Настоящий красноармеец во как делает!» - молодцевато вскакивает и по всем правилам отдает честь.

Эта требовательность основана на способности ребенка к критической оценке, что становится возможным лишь при наличии определенного опыта, знаний и наблюдательности. Эта критичность, корригирование образов воображения младшего школьника объективной реальностью увеличивается от класса к классу.

Однако следуют отметить, что дети младшего школь­ного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в боль­шей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр.). Фантазирование такого рода играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирова­ния, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекатель­ные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм дет­ского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринято­го в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения.

Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые наблюдали у взрослых, разыгры­вают истории, которые переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспро­изведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с возрастом элементов репродуктивности, про­стого воспроизведения в воображении младшего школь­ника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представле­ний.

Так, в сочинении на тему о прогулке дети 1-2 классов, воспроизводят свои впечатления. Просто рассказывают о реальной, действительной прогулке в лес, имевшей место незадолго до сочинения.

Ученики 3 класса также описывают прогулку в лес, но несколько творчески перерабатывают имеющиеся впечат­ления, придавая им иную сюжетную связь. Появляется вымысел. Но вымысел заключается в том, что ученики 3 класса рассказывают не только о той прогулке, которая была недавно, а присоединяют к недавним впечатлениям воспоминания о походе в лес за грибами в прошлом году.

И лишь ученики 4 класса дают действительно творче­скую переработку полученных ими впечатлений, комби­нируя их таким образом, что возникают новые сочетания, новые ситуации, которых не было в их непосредственном опыте. Такая эмансипация воображения детей младшего школьного возраста от непосредственных впечатлений является следствием расширения их опыта.

Одной из характерных черт воображения детей млад­шего школьного возраста является его наглядность и кон­кретность.

Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. И поэтому часто в переложении ребенка тот или иной, доступный его возрасту, короткий рассказ звучит более живо, с большим количеством подробностей, чем это дано автором. Однако такая яркая наглядность обнаруживается у младших школьников только к 4 классу, и то не у всех.

У более младших школьников конкретность и нагляд­ность образов их воображения проявляется по-иному.

У детей 1-2 классов чтение и рассказывание требуют опоры на картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.

Конкретность воображения младшего школьника вы­ражается также и в том, что детям младшего школьного возраста в воображаемых действиях, в игре, например, необходима непосредственная опора на какие-либо кон­кретные предметы, иначе не может развиваться действие.

У детей 1-2 классов игра всегда протекает с использо­ванием каких-либо атрибутов, предметов. Но они реже встречаются у детей 3-4 классов, так как уже в этом воз­расте у младших школьников начинает развиваться и тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и который составляет как бы но­вый этап в развитии воображения по отношению к вооб­ражению, носящему сугубо конкретный характер.

При развивающемся вербально-мыслительном вооб­ражении опора на предмет и даже действие если и имеет место, то побочное, третьестепенное. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в сло­вах. Образы воображения приобретают уже более обоб­щенный характер.

Все чаще и чаще у детей младшего школьного возраста наблюдается игра «ни с чем». Так, девочка, зарывшая но­ги в песок и стоящая неподвижно с прижатыми к телу ру­ками, говорит: «Я дерево, видишь, я расту. Вот ветки, вот листочки». Руки девочки начинают медленно поднимать­ся, растопыриваются пальчики. «Видишь, ветер меня ка­чает», - и «дерево» начинает наклоняться и трепетать «листочками-пальцами».

Ярким примером развивающегося вербально-мыслительного воображения младшего школьника может слу­жить описанная Л. Кассилем игра двух мальчиков в выду­манную ими страну «Швамбранию».

С каждым годом обучения в школе развитие воображе­ния все в большей степени базируется на освоении техни­ческих приемов действии в той или другой области твор­ческой деятельности. Развитие воображения в области рисования начинает опираться на технические знания в области построения рисунка, развития музыкального во­ображения - на знание техники исполнения, конструктор­ское воображение невозможно без технических познаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество в этом возрасте невозможно без овладения навыками письменной речи.

В школьном возрасте воображение в той или иной об­ласти иногда делается более тусклым в связи с тем, что у детей отсутствуют знания и практические умения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: