Взаимодействие человека и организации. B) Подходы на основе выделения личностных черт

B) Подходы на основе выделения личностных черт

1) «Big five» - Пять важных параметров личности

Экстраверсия – общительность, открытость, честолюбие.

Эмоциональная устойчивость – степень озабоченности, депрессивности, беспокойства, неуверенности.

Уживчивость – доверие, прямодушие, мягкость.

Склонность к сотрудничеству – дружелюбие, предупредительность, терпимость, доверчивость, добродушие, способность к кооперации.

Открытость к совершенствованию – воображение, любознательность, уровень культуры, широта кругозора.

Организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. Работа человека в организации представляет процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Каждый сотрудник имеет собственное представление об организационном окружении и выделяет для себя те характеристики организации, которые для него наиболее значимы.

Взаимодействие человека с организационным окружением зависит от взаимных ожиданий:

¨ ожидания и представления человека об организационном окружении и своем месте в нем;

¨ ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.

Основные ожидания индивида - это ожидания по поводу: Организация ожидает от сотрудника, что он проявляет себя как:
содержания, смысла и значимости работы; оригинальности и творческого характера работы; увлекательности и интенсивности работы; степени независимости, прав и власти на работе; степени ответственности и риска; престижности и статусности работы; степени включенности работы в более широкий деятельный контекст; безопасности и комфортности условий на работе; заработной платы и премий; социальных благ, предоставляемых организацией; гарантий роста и развития; дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе; отношений между членами организации; конкретных лиц, работающих в организации специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию; человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами; член организации, способный общаться и поддерживать хорошие отношения с коллегами; член организации, разделяющий ее ценности; работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей; человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы; исполнитель определенной работы, готовый выполнять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне; член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям начальства.

Для каждого человека структура его обобщенного ожидания по отношению к организации (комбинация из этих отдельных ожиданий) различна, также как и степень значимости отдельных ожиданий.

Для того чтобы устранить или минимизировать проблемы, возникающие между человеком и организационным окружением, необходимо состыковать, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и организации друг к другу. Для этого важно четко представлять себе, на какое место в организации претендует человек, какие роли он готов выполнять и какую роль предполагает ему дать организация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: