B) Подходы на основе выделения личностных черт
1) «Big five» - Пять важных параметров личности
Экстраверсия – общительность, открытость, честолюбие.
Эмоциональная устойчивость – степень озабоченности, депрессивности, беспокойства, неуверенности.
Уживчивость – доверие, прямодушие, мягкость.
Склонность к сотрудничеству – дружелюбие, предупредительность, терпимость, доверчивость, добродушие, способность к кооперации.
Открытость к совершенствованию – воображение, любознательность, уровень культуры, широта кругозора.
Организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. Работа человека в организации представляет процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Каждый сотрудник имеет собственное представление об организационном окружении и выделяет для себя те характеристики организации, которые для него наиболее значимы.
Взаимодействие человека с организационным окружением зависит от взаимных ожиданий:
|
|
¨ ожидания и представления человека об организационном окружении и своем месте в нем;
¨ ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Основные ожидания индивида - это ожидания по поводу: | Организация ожидает от сотрудника, что он проявляет себя как: |
содержания, смысла и значимости работы; оригинальности и творческого характера работы; увлекательности и интенсивности работы; степени независимости, прав и власти на работе; степени ответственности и риска; престижности и статусности работы; степени включенности работы в более широкий деятельный контекст; безопасности и комфортности условий на работе; заработной платы и премий; социальных благ, предоставляемых организацией; гарантий роста и развития; дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе; отношений между членами организации; конкретных лиц, работающих в организации | специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию; человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами; член организации, способный общаться и поддерживать хорошие отношения с коллегами; член организации, разделяющий ее ценности; работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей; человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы; исполнитель определенной работы, готовый выполнять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне; член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям начальства. |
Для каждого человека структура его обобщенного ожидания по отношению к организации (комбинация из этих отдельных ожиданий) различна, также как и степень значимости отдельных ожиданий.
|
|
Для того чтобы устранить или минимизировать проблемы, возникающие между человеком и организационным окружением, необходимо состыковать, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и организации друг к другу. Для этого важно четко представлять себе, на какое место в организации претендует человек, какие роли он готов выполнять и какую роль предполагает ему дать организация.