Тема 5. Групповое поведение в организации
Поведение людей в группе по своим характеристикам отличается от поведения людей как индивидов. Следовательно, для эффективного управления поведением людей в организации необходимо понимание психологических основ группового поведения и тех процессов, которые происходят в группах.
Группа – относительно обособленное объединение людей, взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, созданное для достижения конкретных целей, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть целого.
Каждая организация имеет формальную и неформальную структуру, и соответствующие им формальные и неформальные группы.
Формальные группы – группы, созданные по инициативе сверху, как правило, вышестоящим руководством для выполнения определенных задач, связанных с целями организации. Отличительные признаки формальной группы:
¨ четко определенный состав и структура, в том числе организационные нормы
|
|
¨ общие для группы задачи (цели)
¨ жесткое определение и распределение ролей
¨ однозначное определение статусов, прав и обязанностей членов группы
В основе выделения формальных групп лежит целесообразность общественного разделения труда.
Выделяют следующие виды формальных групп:
Командная (соподчиненная), или административная, группа, или группа руководителя
Рабочая, или оперативная, группа
Комитет (совет, комиссия)
Неформальные группы возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и симпатий, а не на основе преднамеренного замысла. Это естественные группировки людей в рабочей ситуации, созданные с целью удовлетворения социальных потребностей.
Неформальные группы в организации делятся на:
v Группы по интересам – члены группы объединяются для достижения определенной цели, не имеющей отношения к целям организации.
v Группы на основе дружбы, симпатий, общих интересов.
Функции неформальных групп в организации:
¨ Удовлетворение потребности в групповой принадлежности, в признании, уважении.
¨ Реализация общих социальных и материальных интересов (совместное рационализаторство, получение дополнительных доходов, отдых, развлечение, воспитание детей и т.д.)
¨ Защита от давления организации, интенсификации труда, повышения норм и т.д.
¨ Получение и передача необходимой или интересной информации.
¨ Облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач.
¨ Создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта.
¨ Адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников