Содержательные теории мотивации

Теории мотивации и возможности их использования в управлении персоналом

Теоретическая база Теоретические изыскания Основатели теорий Применение в менеджменте
Содержательные теории Фокусируются на внутренних факторах индивида, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Только эти факторы рассматриваются в качестве переменных Маслоу – 5-уровневая иерархия потребностей Альдерфер – 3-х уровневая иерархия (ERG) Герцберг – два главных фактора – «гигиенические» и «мотивационные» Макклеланд – три вида потребностей, приобретаемых на основе культуры: достижение, участие и власть Менеджерам необходима осведомленность о различиях в потребностях, намерениях и целях для учета уникальности отдельного работника
Процессуальные теории Описывают, объясняют и анализируют процессы импульса, направления, поддержания и прекращения данного поведения Врум – вероятностная теория выбора Скиннер – теория «подкрепления», связанная с обучением за счет последствий данного поведения Адамс – теория равновесия, базирующаяся на сравнениях, которые делает индивид («теория справедливости») Локке – теория системы целей (сознательные цели и намерения определяют поведение) Менеджерам необходимо понимание процесса мотивации и того, как индивиды делают свой выбор, основываясь на преимуществах, последствиях, вознаграждении и целях

1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Высшие потребности Потребность в самоактуализации – стремление к росу и развитию, реализации своих возможностей, получать новые знания, умения и профессиональные качества
Потребность в уважении и самоуважении – чувствовать уважение, признание и внимание со стороны сотрудников организации, добиваться успеха в работе, иметь высокий статус и авторитет, чувствовать себя ответственным за что-либо, быть свободным от опеки и жесткого контроля
Потребность в принадлежности – нравиться людям, быть полноправным членом организации, участвовать в коллективных мероприятиях, встречать дружелюбие и понимание со стороны коллег, поддерживать гармоничные отношения, избегать конфликтов
Основные потребности Потребности в безопасности и защите – надежная, стабильная работа, социальная защита в случае болезни, безопасное рабочее место, защита от физической агрессии, защита от экономических потрясений, защита от рискованных действий
Физиологические потребности - еда, пища, жилище, медицинская помощь

2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Факторы неудовлетворенности, или гигиенические факторы (могут вызывать неудовлетворенность и снижать мотивацию) Факторы удовлетворенности, или мотивирующие факторы (можно использовать для повышения мотивации)
Вознаграждение Гарантии рабочего места Условия труда Статус Деятельность компании Качество руководства Качество внутрифирменных отношений Достижение Признание Ответственность Продвижение Собственно работа Возможность роста

Процессуальные теории мотивации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: