Общие характеристики лидера и руководителя

Лидерство и руководство

Возможности влияния на неформальные группы

Управление должно быть комплексным, т.е. охватывать формальные и неформальные группы, поскольку в реальной жизни формальные и неформальные структуры рабочей группы тесно взаимосвязаны, находятся в неразрывном единстве.

Для этого рекомендуется:

v Определить существующие в организации неформальные группы, принятые в них установки и нормы поведения, признать их и работать с ними, не угрожая их существованию

v Относиться с полным вниманием к мнениям членов и особенно участников неформальных групп, поощрять те из них, которые способствуют достижению целей организации

v Продумывать, какое влияние принимаемые решения окажут на неформальные группы, и какую реакцию вызовут; не допускать негативных последствий управленческих воздействий.

v Обязательно включать в процесс принятия важных решений членов неформальной группы, и особенно их лидера, что ослабляет сопротивление таких групп принимаемым решениям.

v Избегать противостояния формального и неформального лидеров, искать компромисс.

v Систематически и оперативно обеспечивать участников неформальных групп достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. Это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство – это попытка использовать непринудительные формы влияния с целью мотивации индивидов на достижение определенной цели.

Лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников; это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели.

Группа последователей признает личностные и физиологические качества лидера, передает ему властные полномочия (право командовать), наделяет его ответственностью (он должен заботиться о членах группы и удовлетворять их потребности), а также оказывает ему необходимую поддержку в достижении поставленных целей. Реально этим правом лидер пользуется до того момента, пока это признается его последователями в неформальной группе.

Отвечает за успешность достижения целей группы

Отвечает за целостность группы и слаженность действий

Принимает решения и использует свою власть для управления поведением членов группы

Распоряжается ресурсами группы

Отличия руководителя и лидера:

Лидер Руководитель
Лидерство возникает стихийно, зависит от признания членами группы превосходства качеств определенной личности Появление руководителя – управляемый процесс (назначение или избрание)
Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений
Лидерство менее стабильно, зависит от отношения группы Положение руководителя более стабильно, зависит не от данной группы, а от его положения в структуре организации
Лидер может использовать только санкции, одобренные группой Руководитель обладает более определенными санкциями
Принятие решений связано с собственным видением задач группы и своих целей Процесс принятия решений связан с определенными процедурами и согласуется с целями всей организации
Использует власть референтную и власть знатока Получает автоматически власть принуждения, вознаграждения, нормативную и информационную власть.

Наиболее эффективно совмещение ролей руководителя и неформального лидера, т.к. в этом случае ресурс власти максимален, поскольку опирается на все ее психологические источники.

Стиль лидерства, или стиль руководства – это совокупность приемов и методов, применяемых лидером (руководителем) с целью оказания воздействия на зависящих от него и находящихся в его подчинении людей

Ситуационные теории лидерства: - подход к лидерству, который основан на том, что стиль управления должен учитывать особенности ситуации взаимодействия руководителя с подчиненным.

Ситуационная теория лидерства Херси – Бланчарда, в которой оптимальный стиль руководства связан с двумя характеристиками ситуации: производственной готовностью подчиненных к выполнению определенной задачи и их психологической готовностью. В зависимости от сочетания значений этих параметров, различают четыре ситуации и, соответственно, четыре возможных стиля руководства.

¨ способностью выполнять работу без контроля и руководства со стороны менеджера.

¨ Психологическая готовность подчиненных – обладание самомотивацией и желанием выполнять работу качественно без контроля со стороны руководителя.

Возможны четыре характеристики подчиненных, выражающие степень их готовности:

Ø R1 – не способен и не стремится, или не уверен в себе – низкая готовность

Ø R2 – не способен, но стремится, или уверен в себе – умеренная готовность

Ø R3 – способен, но не стремится, или не уверен в себе – умеренная готовность

Ø R4 – способен и стремится или уверен в себе – высокая готовность

В зависимости от сочетания производственной и психологической готовности подчиненных, руководитель выбирает один из четырех стилей лидерства:

Ø S1 - Поучение, или Директивное управление – лидер определяет роль, необходимую для выполнения работы, и учит подчиненных, зачем, где, как и когда выполнять задания.

Ø S2 - Инструктирование, или Обучение – лидер дает подчиненным структурированные инструкции и оказывает поддержку.

Ø S3 - Соучастие, или Поддержка – лидер и подчиненные совместно принимают решения о том, как проще выполнить работу качественно.

Ø S4 - Делегирование – лидер дает мало конкретных подробных указаний и оказывает небольшую личную поддержку подчиненным



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: