Лидерство и руководство
Возможности влияния на неформальные группы
Управление должно быть комплексным, т.е. охватывать формальные и неформальные группы, поскольку в реальной жизни формальные и неформальные структуры рабочей группы тесно взаимосвязаны, находятся в неразрывном единстве.
Для этого рекомендуется:
v Определить существующие в организации неформальные группы, принятые в них установки и нормы поведения, признать их и работать с ними, не угрожая их существованию
v Относиться с полным вниманием к мнениям членов и особенно участников неформальных групп, поощрять те из них, которые способствуют достижению целей организации
v Продумывать, какое влияние принимаемые решения окажут на неформальные группы, и какую реакцию вызовут; не допускать негативных последствий управленческих воздействий.
v Обязательно включать в процесс принятия важных решений членов неформальной группы, и особенно их лидера, что ослабляет сопротивление таких групп принимаемым решениям.
v Избегать противостояния формального и неформального лидеров, искать компромисс.
v Систематически и оперативно обеспечивать участников неформальных групп достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения
Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. Это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Лидерство – это попытка использовать непринудительные формы влияния с целью мотивации индивидов на достижение определенной цели.
Лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников; это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели.
Группа последователей признает личностные и физиологические качества лидера, передает ему властные полномочия (право командовать), наделяет его ответственностью (он должен заботиться о членах группы и удовлетворять их потребности), а также оказывает ему необходимую поддержку в достижении поставленных целей. Реально этим правом лидер пользуется до того момента, пока это признается его последователями в неформальной группе.
Отвечает за успешность достижения целей группы
Отвечает за целостность группы и слаженность действий
Принимает решения и использует свою власть для управления поведением членов группы
Распоряжается ресурсами группы
Отличия руководителя и лидера:
Лидер | Руководитель |
Лидерство возникает стихийно, зависит от признания членами группы превосходства качеств определенной личности | Появление руководителя – управляемый процесс (назначение или избрание) |
Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений | Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений |
Лидерство менее стабильно, зависит от отношения группы | Положение руководителя более стабильно, зависит не от данной группы, а от его положения в структуре организации |
Лидер может использовать только санкции, одобренные группой | Руководитель обладает более определенными санкциями |
Принятие решений связано с собственным видением задач группы и своих целей | Процесс принятия решений связан с определенными процедурами и согласуется с целями всей организации |
Использует власть референтную и власть знатока | Получает автоматически власть принуждения, вознаграждения, нормативную и информационную власть. |
Наиболее эффективно совмещение ролей руководителя и неформального лидера, т.к. в этом случае ресурс власти максимален, поскольку опирается на все ее психологические источники.
Стиль лидерства, или стиль руководства – это совокупность приемов и методов, применяемых лидером (руководителем) с целью оказания воздействия на зависящих от него и находящихся в его подчинении людей
Ситуационные теории лидерства: - подход к лидерству, который основан на том, что стиль управления должен учитывать особенности ситуации взаимодействия руководителя с подчиненным.
Ситуационная теория лидерства Херси – Бланчарда, в которой оптимальный стиль руководства связан с двумя характеристиками ситуации: производственной готовностью подчиненных к выполнению определенной задачи и их психологической готовностью. В зависимости от сочетания значений этих параметров, различают четыре ситуации и, соответственно, четыре возможных стиля руководства.
¨ способностью выполнять работу без контроля и руководства со стороны менеджера.
¨ Психологическая готовность подчиненных – обладание самомотивацией и желанием выполнять работу качественно без контроля со стороны руководителя.
Возможны четыре характеристики подчиненных, выражающие степень их готовности:
Ø R1 – не способен и не стремится, или не уверен в себе – низкая готовность
Ø R2 – не способен, но стремится, или уверен в себе – умеренная готовность
Ø R3 – способен, но не стремится, или не уверен в себе – умеренная готовность
Ø R4 – способен и стремится или уверен в себе – высокая готовность
В зависимости от сочетания производственной и психологической готовности подчиненных, руководитель выбирает один из четырех стилей лидерства:
Ø S1 - Поучение, или Директивное управление – лидер определяет роль, необходимую для выполнения работы, и учит подчиненных, зачем, где, как и когда выполнять задания.
Ø S2 - Инструктирование, или Обучение – лидер дает подчиненным структурированные инструкции и оказывает поддержку.
Ø S3 - Соучастие, или Поддержка – лидер и подчиненные совместно принимают решения о том, как проще выполнить работу качественно.
Ø S4 - Делегирование – лидер дает мало конкретных подробных указаний и оказывает небольшую личную поддержку подчиненным