I. Нормативные акты

Список использованной литературы

Заключение

Тактика применения боевых приемов борьбы в различных ситуациях - проблема сложная и многогранная. Она является мало изученной, хотя отдельные стороны этой проблемы являются предметом изучения не только педагогики, но и психологии, философии и других наук. В данной лекции исследован педагогический аспект поставленной проблемы, а именно способы, методы, тактические приемы применения боевых приемов борьбы в ситуациях нападения, защиты и задержания преступников. Она включает в себя широкий спектр вопросов:

- определение понятия тактика применения БПБ;

- уточнение понятия экстремальная ситуация, виды экстремальных ситуаций, наиболее часто встречающихся в исправительных учреждениях, и их характеристика, влияние их на действия персонала исправительных учреждений;

- разработка и апробирование методики формирования готовности курсантов (слушателей) к действиям связанных с применением боевых приемов борьбы.

Готовность курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях в процессе изучения физической подготовки в современных условиях приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что выпускникам приходится выполнять свои служебные обязанности в учреждениях, исполняющих наказания, где концентрируются наиболее опасные преступники, имеющие высокую степень социально-нравственной деформации личности. Экстремальные ситуации, вызванные противоправным поведением осужденных, зачастую приводят к гибели сотрудников. Только высокий уровень профессиональной готовности к действиям в экстремальных ситуациях в наибольшей степени позволяет сотрудникам преодолеть опасность стать жертвой посягательств, пресечь противоправные действия со стороны осужденных.

Как процесс профессиональная готовность к действиям в экстремальных ситуациях имеет следующую структуру:

1) стрелковая готовность (умение и навыки стрельбы из различных видов оружия, стоящих на вооружении в УИС Минюста России, из различных положений, в различных условиях видимости, быстро обнажать оружие, стрелять по неподвижным, появляющимся, движущимся целям);

2) физическая готовность (физические качества, такие как сила, выносливость, быстрота, ловкость, владение боевыми приемами борьбы, умение использовать средства индивидуальной защиты и активной обороны, техническая и тактическая подготовленность при применении боевых приемов борьбы при задержании бежавших осужденных, ос­вобождении заложников, массовых беспорядках, защите здоровья и жизни своей, сотрудников, осужденных);

3) тактико-специальная готовность (умения и навыки тактических способов и приемов действий в экстремальных условиях, применения оружия, боевой и специальной техники и специальных средств, боевых порядков, маневра силами и средствами, овладение методикой управления при выполнении служебно-боевых задач);

4) правовая готовность (знание законов и норм права регулирующих действия в экстремальных ситуациях, умение быстро применять соответс­твующие нормативные акты в различных экстремальных ситуациях адекватно ситуации, не превышая пределов необходимой обороны, крайней необходимости);

5) психологическая готовность (отношение к профессии, общественному и служебному долгу, стремление к профессиональному мастерству, представления об особенностях и условиях протекания экстремальных ситуаций в исправительных учреждениях, способность адекватно оценивать уровень профессиональной готовности, прогнозировать свои действия и возможные варианты развития экстремальной ситуации, уверенность в своих силах и способностях, умение владеть собой и самомобилизовываться на преодоление трудностей).

Основными причинами гибели и получения травм в ситуациях применения БПБ, как показало исследование, были: потеря сотрудниками бдительности, их излишняя доверчивость во взаимоотношениях с осужденными, что привело к неожиданному нападению на них. В ситуациях противоборства - слабая реакция на неожиданное нападение, неумение применить физическую силу и специальные средства в ограниченном пространстве, тактическая неграмотность в применении боевых приемов борьбы, физическая неподготовленность при преследовании (неразвитость специальной и общей выносливости); неумение прогнозировать и оценивать развитие ситуации, быстро обрабатывать полученную информацию, применять специальные средства и огнестрельное оружие в ситуациях, связанных с их применением. Около 20 % сотрудников погибли и получили травмы в ситуациях своего неправомерного поведения, что привело к развитию таких экстремальных ситуаций, как групповое неповиновение осужденных администрации, хулиганство, массовые беспорядки.

Нарушение законодательства при обеспечении правопорядка и условий содержания осужденных в рассматриваемых ситуациях произошло в результате недостаточной правовой готовности персонала, т.е. незнания законов и ведомственных нормативных актов.

Таким образом, целенаправленная подготовка выпускников к действиям в экстремальных ситуациях должна осуществляться с учетом реальности практики, на должном профессиональном уровне с использованием новейших методик формирования профессиональной готовности.


1. Европейские пенитенциарные правила // СПС «Консультант Плюс».

2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (от 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169, ст. 3). // Сов. Юстиция. – 1991. – № 17.

3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М., 1990.

4. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся 27 августа 7 сентября 1990 г; в Гаване) // СПС «Консультант Плюс».

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Рос. газ. – 1997. – 16 янв.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

7. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.

8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 50. – Ст. 6242.

9. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. – 1993. – № 33. – Ст. 1316.

10. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников УИС Минюста России: Приказ Минюста России от 12 ноября 2001 г. № 301 // СПС «Консультант Плюс».

11. Инструкция по организации и содержанию работы кафедры физической подготовки высших учебных заведений: Приказ Госкомвуза от 26 июля 1994 г. № 777 // СПС «Консультант Плюс».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: