Правовой статус Европейского союза
Полный или частичный распад ЕС
Германия – вполне себе самодостаточная сильная экономика, и так оплачивает весь Евросоюз. Великобритания и Швейцария вне зоны евро. Лидерам региона дальнейшая интеграция не выгодна, им достаточно уже созданных рынков сбыта.
Кризис мультикультурализма: иммиграция ведет к безработице.
Пока интеграция имела плюсы – крепчали общие органы управления. Сейчас же, с экон кризисом, проступают нац противоречия, а аппарата принуждения для сдерживания желающих отступить от ранее принятых норм нет.
Пилить.
ЕС – объединение европейских государств, стремящихся к полит и соц-экон интеграции. Согласно договору о ЕС, Союз основывается на
- Уважении человеческого достоинства
- Свободе
- Демократии
- Равенстве
- Вве закона
- Уважении к правам человека, включая права нац меньшинств
Эти ценности признаются общими для государств-членов, в общественном устройстве которых преобладают
- Плюрализм
|
|
- Терпимость
- Справедливость
- Солидарность
- Равноправие мужчин и женщин
Целью ЕС является
- поддержание мира и благополучия его народа.
- В полит сфере задачей Союза является установление единого пространства свободы, безопасности и справедливости без внутренних границ, в котором свобода передвижения сочетается с надежным контролем на внешних границах и мерами по контролю иммиграции и борьбы с преступностью
- В экон сфере:
o создание общего рынка, достижение сбалансированного экон роста и стабильности цен,
o полной занятости, высокого уровня соц защиты, основанных на высоко конкурентной соц рыночной экономике и экономическом и валютном союзе государств-членов, использующих единую валюту
o укрепление экон связей между государствами-членами
o сохранение культурного разнообразия и культурного наследия Европы (субъективно, самооценка)
o Охрана ОС,
o борьба за соц справедливость
- внешне полит сфера (межд отношения)
o поддержание и распространение своих ценностей. Естественное положение для западных стран, но а если не разделяют, что тогда?! Арабские государства тоже должны их разделять?! Запад позиционирует себя как единственно возможную систему ценностей?! А если не разделяют – тогда мы идем к вам?!
o защита интересов своих граждан.
o Основываясь на нормах межд права и принципах устава ООН, ЕС стремится содействовать поддержанию мира, сбалансированному эконом развитию, свободной торговле, охране ОС, борьбе с бедностью и защите прав человека.
Юридическими основаниями деятельности ЕС является:
1. договор о Европейском союза
|
|
2. договор о функционировании европейского союза (бывш договор, учреждающий Европейское Сообщество – Римский договор)
Сохраняет свою силу договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии с учетом поправок, внесенных в него лиссабонским договором 2007 года.
Были себе не тужили 3 европейских сообщества с 1957. в 1992 создается Европейский Союз (Маастрихтский договор). В 1997 году создается новая система нормативного регулирования, в 2007 прекратил свою силу договор об угле и стали.
Основные направления деятельности ЕС:
1. Проведение совместной экономической, финансовой и соц политики.
2. Проведение совместной внешней политики и политики в вопросах безопасности
3. Взаимодействие государств-участников в сфере юстиции и охраны правопорядка.
ЕС от Сообществ тем и отличается, что Сообщества занимались только соц-экон вопросами (Европейское Экономическое Сообщество). Союз же – надстройка над Сообществами, соц-экон интеграция усложняется внутренне-политической и внешне-политически. Лиссабонский договор устранил понятие «опоры», но смысл от этого не меняется.
Вне ведения ЕС остаются масса суверенных вопросов: формирование ВС, структура нац суд системы… в этом о отличие ЕС от суверенного государства: последнее обязано регулировать общественную жизнь на своей территории, а ЕС регулирует лишь те отношения, кот переданы ему государствами-участниками.
Принципы, регулирующие деятельность ЕС, можно разделить на след группы:
1. Отношения с государствами-членами ЕС
a. Базовый принцип: союз может действовать только в пределах своих полномочий, переданных ему по учредительным договорам. Все иные полномочия сохраняются у государств-участников. Пока есть сие – федерацией ЕС не станет. А раз не федерация – то возможно и право выхода.
b. Субсидиарности. В сферах, не относящихся к исключительному ведению ЕС, Союз вправе действовать только в том случае, если желаемая цель не может быть достигнута в результате действия центральных или местных органов власти государства-участника.
c. Пропорциональности.
2. С гражданами ЕС. Все граждане государств-участников ЕС автоматически являются гражданами ЕС. В своей деятельности, согласно ст 9 Договора о ЕС, Союз должен соблюдать принцип равенства своих граждан, кот должны пользоваться равным вниманием со стороны институтов ЕС.
3. С государствами, не входящими в ЕС
Согласно ст 3 Договора о функционировании ЕС, он имеет исключительную компетенцию в следующих сферах:
- таможенный союз. Собственной таможни у ЕС нет, на границе стоят нац органы, кот действует по нац законодательству. Единая таможенная зона => отд государство не может вести самост внешнеторговую политику.
- установление правил по защите свободы конкуренции на общем рынке.
- фин политика для государств-членов зоны Евро
- проведение совестной торговой политики
- охрана морских биоресурсов
В этих сферах обязательные решения принимает только ЕС, государства-участники в них вторгаться не вправе.
Согласно ст 4 Договора о функционировании ЕС, в сферу совместной компетенции ЕС и государств-участников входит:
- регулирование общего рынка
- соц политика
- с\х и рыболовство
- защита ОС
- защита прав потребителей
- транспорт
- поддержание трансъевропейских коммуникаций и сетей
- энергоснабжение
- поддержание правопорядка и обеспечение безопасности.
8 из 9 имеют экономическое значение.
В случае противоречия приоритет имеет акт ЕС.
Кроме того, ЕС вправе наравне с государствами осуществлять необходимые меры в рамках общей политики в след сферах:
- оказание помощи развивающимся государствам
- проведение научных исследований и разработок
- здравоохранение
- культура
|
|
- туризм
- образование
- спорт
- гражданская оборона
- взаимодействие адм органов
Согласно ст 10 Договора о Евросоюзе, его функционирование основывается на представительной демократии. Каждый гражданин Союза имеет право участвовать в действием жизни Союза. Решения должны приниматься настолько открыто и настолько близко к гражданам, насколько это возможно. Т.к. решающую роль в большинстве государств играет парламент, то он и все решает. В частности, назначает главу исп власти. Тем самым, выбирая Правительство, граждане нац государств выбирают и исп власть. В Союзе же основным органом является Комиссия, а избираемый Парламент на состав Комиссии не влияет. Тем самым ст. 10 Договора является в значительной степени декларативной. Да и возможно ли таким огромным образованием управлять демократически?!
Ст. 11 Договора о Евросоюзе обязывает институты, ведомства и агентства Союза давать возможность гражданам и общественным организациям публично выражать свое мнение по вопросам, относящимся к ведению Евросоюза, и поддерживать с ними открытый и регулярный диалог.
П. 4 этой же ст. 11 дает право 1 млн граждан Союза, представляющих разл государства, просить комиссию Союза разработать проект НПА по вопросам, относящимся к ведению Союза. В Парте любого государства депутаты имеют право на зак инициативу. Здесь же Парт такого права не имеют: все НПА принимает Комиссия.
Ст 12 Договора о Евросоюзе предоставляет доп права парламентам государств-участников, в частности, проекты НПА Союза должны направляться в парламенты государств-участников для соблюдения субсидиарности.
Применительно к отношениям с третьими государствами Лиссабонский договор особо выделяет сотрудничество с соседними государствами. Согласно ст.8 Договора о ЕС ЕС должен установить с ними особые отношения для того, чтобы создать зону процветания и добрососедства, основанную на ценностях ЕС и характеризуемую тесными и мирными отношениями, основанными на сотрудничестве. А если соседи не разделяют ценности ЕС?
|
|