Против отд предприятий
2 правовых формы:
a) запрет картельных соглашений. Под картельными соглашениями понимаются все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий или согласованные действия, которые имеют своей целью предотвращение ограничения или искажение конкуренции на общем рынке стран-членов ЕС. Картельные соглашения могут быть признаны ничтожными, но лишь в тех случаях, когда доказано, что они негативно повлияли на торговлю внутри ЕС и имеют целью ограничение конкуренции. Одно из первых картельных соглашений было заключено в 20-х годах между производителями лампочек.
b) запрет использования доминирующего положения на общем рынке. Ст. 102 Договора о функционировании ЕС. Согласно ей, запрещается злоупотребление своим доминирующим положением на общем рынке, если это злоупотребление может негативно повлиять на торговлю в Еврозоне.
Ч 3 ст 101 Договора о функционировании Евросоюза предусматривает существенное исключение из общего правила. Согласно ей, положение ч 1 этой статьи, запрещающей картельные соглашения, могут быть объявлены неприменимыми в отношении соглашений между предприятиями, которые формально являются картельными, но которые способствуют улучшению производства или содействуют НТП и при этом не предоставляют возможности полной ликвидации конкуренции на существенной части общего рынка. А под это почти все можно подвести, если предприятие хоть чутка инновациями занимается.
|
|
Разрешение о заключении соглашений в порядке ч 3 ст 101 может давать только Комиссия ЕС.
Защита свободы конкуренции в Евросоюзе осуществляется и властями государств-участников, и Комиссией. Комиссия начинает дело и по собственной инициативе, и по жалобе одной из сторон. по итогам своего расследования комиссия вправе объявить о недействительности актов и действий, противоречащих ст 101 и 102 Договора о функционировании, и наложить крупный денежный штраф (сотни млн Евро) на предприятия-нарушители. Решение Комиссии может быть обжаловано в суд Евросоюза.
Осуществляется:
1. путем регулирования статуса гос предприятий. Статусу гос предприятий посвящена ст 107 Договора о функционированию Евросоюза. Согласно ей, все гос предприятия не должны иметь каких-либо привилегий, противоречащих праву ЕС. Однако исключения сделаны для предприятий, чья деятельность имеет значение для всей экономики (например, транспорт), и потребительских монополий. Такие предприятия подчиняются нормам о защите свободы конкуренции лишь постольку, поскольку это не препятствует выполнению стоящих перед ними задач.
2. путем ограничения гос помощи предприятиям и отд лицам. Ст 109 Договора о функционировании Евросоюза запрещает любую гос помощь, поощряющую отд предприятия или производство отд товаров и тем самым ущемляющая свободу конкуренции. Однако гос помощь разрешается учредительными договорами в след случаях:
|
|
- помощь, носящая социальный характер и предоставляемая отд потребителям
- в случаях стихийных бедствий
- может быть разрешена Советом по рекомендации Комиссии в след случаях:
o для содействия эконом развитию экономически отсталых регионов
o для осуществления важного общеевропейского экономического проекта
o для исправления серьезных эконом неурядиц в отд государстве.
o Для развития отд средств производства
o Для сохранения культурного наследия, поскольку гос помощь в двух последних случаях не сможет существенно повлиять на условия торговли между государствами-участниками.
Евро [4]