Лекция 7. Р/А ОС и НМА

1. значение и задачи Р/А, сохранности использования ОС и НМА, источники Р/А
2. проверка наличия ОС и соответствие данным их учета
3. Р/А эффективности использования ОС
4. проверка правильности начисления амортизации ОС
5. Р/А учета операций по ремонтам ОС
6. особенности Р/А НМА

2 вопрос:

Обеспечение сохранности ОС в значительной степени зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета ОС необходимо убедиться в правильности организации аналитического учета, выяснить:

- все ли ОС организации закреплены за МОЛ-ми

- правильно ли проведена последняя инвентаризация

- каковы выявленные ею недостачи / излишки, и отражены ли они в полном объеме в учете

- проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении ОС
Ревизору необходимо также проверить:

- создана ли на предприятии комиссия по приему ОС и оформлению ее результатов

- оформлены ли договоры купли-продажи ОС

- оформлены ли протоколы договорной цены

- правильно ли отражена первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС

- правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов

Аналитической учет ОС должен вестись на инвентарных карточках, что снижает трудоемкость учетно-контрольной работы, дает возможность группировать ОС, позволяет автоматизировать учетно-контрольный процесс, а также значительно расширяет информацию об отдельных объектах ОС. Кроме того, изучается соответствие данных аналитического учета ОС их остатку по синтетическому учету на определенные даты.

Важным условием обеспечения сохранности ОС является качественное проведение их инвентаризации, поэтому в процессе контроля необходимо проверить полноту и своевременность ее, правильность отражения результатов в б/у. Это необходимо для того, чтобы убедить, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации, чтобы уменьшить аудиторский риск. Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей, т.к. встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних инвентаризационных описей.

При проверке операций по поступлению ОС следует установить:
- целесообразность их строительства или приобретения
- своевременность и правильность документального оформления, а также реальность их оценки; при этом целесообразность строительства или приобретения определяется производственной необходимостью или эффективностью их использования
- полноту и своевременность оприходования ОС устанавливают путем сопоставления даты оприходования средств по счету с датами, отражаемыми в первичных документах на их поступление, а также соответствующих сумм.

Отдельно проверяют операции по оприходованию безвозмездно полученных ОС.

3 вопрос:

В последнее время недостаточное внимание уделяется показателям эффективности использования ОС. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях инфляции и спада производства оценка эффективности долгосрочных вложений чрезвычайно осложнена. Тем не менее именно повышение эффективности использования ОС может явиться дополнительным источником прибыли, снижения с/с и т.д.

Техническое состояние и использование ОС проверяют члены ревизионной группы, инженеры-механики, экономисты и др. По данным обследования оперативно-технического б/у и отчетности они выявляют общее количество имеющихся объектов ОС, в том числе наличие новых объектов:

- неустановленных и не сданных в эксплуатацию, установленных, но не эксплуатируемых из-за затяжки сроков отдадут пускового периода; при этом ревизор последовательно выясняет, почему н установлено новое оборудование, а смонтированное находится сверх сроков в пусковом периоде

- кто виновен в приобретении некомплектного оборудования

- какие меры были приняты по его доукомплектованию

- кто дал разрешение на разукомплектование отдельных объектов ОС и возможность их восстановления

- почему своевременно не списаны негодные для эксплуатации объекты из-за их изношенности

- что предпринять для передачи или реализации ненужных или излишних объектов и др.

На основе полученных данных необходимо рассчитать материальный ущерб, размер уменьшения производственных мощностей, потерь в выпуске продукции, выявить в этом виновных должностных лиц и др.

При проведении ревизии необходимо также исследовать показатели состояния ОС, к которым относятся:

к-т износа

к-т годности

к-т обновления

к-т выбытия

к-т морального износа

Моральный износ отражает снижение первоначальной стоимости действующих ОС вследствие выпуска при тех же затратах новых, более совершенных средств (первая форма морального износа), а также в результате производства аналогичных средств труда при меньших затратах (вторая форма морального износа). В процессе ревизии необходимо изучить структуру ОС, в том числе:

- соотношение стоимости основных, производственных и непроизводственных средств

- удельный вес активной части и отдельных групп основных производственных средств в общей их стоимости, а также

- распределение технологического оборудования между цехами основного и вспомогательного производства

Для обобщающей характеристики проверяющий использует показатели:
- фондоотдача
- фондоемкость
- фондовооруженность

Улучшение использования активной части. ОС достигается как экстенсивным, так и инверсивным путем. Для их характеристики исчисляются коэффициенты: экстенсивной и интенсивной нагрызла. Анализ экст. использования оборудования связан с рассмотрением баланса времени его работы, который включает фонды времени: календарный, режимный, возможный, плановый и фактический. Совокупность фондов времени дает возможность контролировать время работы оборудования. Так, исследование календарного и режимного фондов позволяет установить возможности лучшего использования оборудования за счет повышения коэффициента сменности, а режимного и возможного - за счет эффективного использования оборудования путем сокращения затрат времени на ремонт в рабочее время. Коэффициент использования оборудования во времени (экстенсивность нагрузки) для каждой единицы или группы однородного оборудования должен определяться как отношение фактического времени работы оборудования за определенный период (смену, декаду и др.) к календарному или режимному фонду времени за определенный период.

Коэффициент интенсивной нагрузки должен определяться как отношение загрузки единицы или группы единиц оборудования к паспортной или прогрессивной.

К показателям воспроизводства ОС относятся:
- оборачиваемость
- нормативные и фактические нормы службы отд. видов и групп ОС и всего наличие ОС

Коэф. оборачиваемости целесообразно исчислять раздельно по пассивной и активной частям ОС. Повышение коэф. оборачиваемости будет означать ускорение процесса воспроизводству ОС.

4 вопрос:

Проверяющий должен знать, что грим из основных условий начисления амортизации является правильное определение организацией нормативных сроков службы ОС, сроков их полезного использования и норм амортизации. Затем, необходимо установить:

- создано ли приказом по организации специальная комиссия, которая устанавливает нормативные сроки службы объектов ОС, сроки их полезного использования и нормы амортизации; одновременно необходимо проверить:

- разделены ли амортизируемые объекты на участвующие и неучаствующие в предпринимательской деятельности. Теперь деление устанавливается исходя из выполняемых функций объектов ОС. При этом необходимо руководствоваться ГК РБ.

На след. этапе проверки устанавливается правильность установления нормативных сроков службы и сроков полезного использования и, соответственно, норм амортизации.

Проверяющий должен знать, что амортизация ОС по объектам, используемых в предпринимательской деятельности начисляется:
- линейным
- нелинейным
-производственным способом

На след. этапе проверки необходимо установить:
- производила ли организация реконструкцию, техн. перевооружение, модернизацию и имели ли место простои оборудования
- имеются ли объекты ОС, находящиеся в запасе и на консервации

Затем необходимо проверить и установить:
- правильно ли осуществляется индексация амортизационных отчислений, и как она отражается на счетах б/у

На след. этапе проверяется правильность отражения начисленной суммы амортизации на счетах б/у.

5 вопрос:

Приступая к проверке операций по ремонту ОС необходимо знать, что предприятия и организации всех форм собственности включают в расходы на все виды ремонта ОС в состав затрат на производство и реализацию продукции На с/с продукции не относят затраты на проведение ремонтов зданий, сооружений для культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной работы и др., а относят за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Проверяющий должен знать, что один из способов говорит, если затраты на акулий капитальный ремонт отдельных видов ОС значительны и производятся в течение года неравномерно может создаваться ремонтный (резервный) фонд.

Затем необходимо проверить организацию учета затрат на ремонт ОС. При этом проверяющий должен знать, что в зависимости от объема работ, сложности ремонта, затрат по его выполнению, различают капитальный и текущий ремонт. К текущему ремонту относят частичную замену отдельных деталей объекта (! ремонт дверей, побелку потолков, оклейку стен, заделку штукатуркой); при ремонте техники (! замену отдельных деталей, станков и оборудования). В процессе проверки необходимо установить:

- имеются ли сметы на проведение текущих ремонтов

- правильно ли отражены затраты на счетах б/у

Затем необходимо проверить правильность отнесения затрат при капитальном ремонте ОС. Необходимо знать, что капитальный ремонт машин и оборудования должен осуществляться следующим образом: производится разборка агрегата, замена всех изношенных деталей и узлов, затем последующей сборка и испытание отремонтированного оборудования. При этом капитальный ремонт подкидного состава, автомобильного транспорта, двигатель, коробка передач, мосты зависят от нормы пробега, марки модели подкидного состава и грузоподъемности.

Капитальный ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования осуществляется с периодичностью эксплуатации объектов свыше одного года.

В процессе проведения ремонтов получают узлы и детали, которые подлежат оприходованию. На след. этапе необходимо проверить и установить, оприходованы ли в полном объеме все мат. ценности, полученные при их замене. В процессе проверки проверяемый правильность списания материалов, запасных частей, начисление з/п и отнесение др. расходов на поведение ремонтов.


Лекция (?). Ревизия и аудит лизинговых операций (ЛО)

1. Планирование Р/А ЛО
2. Оценка юридического оформления лизинговых сделок
3. Методика процедур и лизинговых операций по существу организаций-лизингодателей.
4. Методика РА участков учета, обусловленных спецификой лизинговых операций у лизингополучателя

2 вопрос:

Проверка док. оформления сделки является начальным этапом ее юридической оценки. Р/А начинается с проверки соответствия договора лизинга, требованием наст законодательства РБ и положения о лизинге на тер РБ. Аудитору необходимо убедиться в том, что рассматриваемая сделка в соответствии с действующим ЗД является действительной и относится к лизинговым операциям.

Необходимо проверить и дать оценку документа, на основании которых возникли данные взаимоотношения. Провести проверку договоров финанс. лизинга и в ходе проверки изучаемая не только договор лизинга, но и сопутствующие договоры залога, поручения, банковской гарантии и т.д.

При проверке лизинга надо обращать внимание на:
1. наличие согласования по всем существенным условиям договора в соответствии с законодательством
2. наличие четкого описания передаваемого в лизинг имущества и его соответствия заявке лизингополучателя и данным в акте приема передачи
3. установление состав и стоимости передаваемого в лизинг имущества
4. срок на который передается предмет лизинга должен быть соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации или превышать его
5. порядок и срок отнесения лизинговых платежей, в приложении к договору должен быть график платежей на вес ь срок, кот является его неотъемлемой составной частью. если порядок оплаты изменился, необходимо установить предусмотрено ли это условиями договора и прилагается ли новый график.
6.условия перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя
7. условия бухгалтерского учета предмета лизинга на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

В случае если договор является договором междунар. лизинга, необходимо установить оговорены ли все существенные условия:
право какой страны применяется для регулирования данной сделки
валюта, в которой осуществляются расчеты по лизинг платежам
порядок открытия счетов и расчетов по лизингов операциям
порядок помещения предмета лизинга под тамож. контроль
порядок оплаты там пошлин и др. расходов, связанных с доставалой предмета лизинга

По делу проверяющий может судить о правильности оформления лизинговой сделки. Следует также удостовериться в наличии подписи на договоре, расшифровке фамилии, наличии и достоверности печатай организаций, заключавших договор.

Необходимо установить, являлось ли заключение договора целесообразным, был ли проведен предварит инвестиционный анализ. На этом этапе необходимо проверить сопутствующие договоры: банк гарантии, залога, купли-продажи на наличие всех существенных условий, предъявляемым к договорам ГК РБ. Т о изучая договор лизинга ревизор аудитор оценивает не только правильность него оформления но изучает условия конкретного договора, чтобы проанализировать влияние на учет и налогообложение. Затем ревизор аудитор приступает к проверке правильности организации БУ лизинг операций.

3 вопрос:

При проверке лизинговых операций у лизингодателя проверке подлежат договора лизинга договора купли продажи объекта лизинга, счета фактуры, ТТН ТН и книга покупок, акты поимеем передачи объектов ОС, Ж/О 6 8 11 13 2, выписки с расчетного счета, приз об учетной политике, ведомости по начислению амортизации, главная книга, статистич отченость, бух отчетность.

Проверка, в зависимости от полноты может быть сплошной, выборочной или комбинированной. Наиболее часто используют выборочную. Следует уделить внимание следующим операциям:
1. Операциям с аффилированными лицами: их реальность, порядок определения стоимости лизингового имуществам и раскрытие соответствующей информации в БО
2. Операции в конце проверяемого отчетного периода и в начале следующего: учтены ли расходы по объектам лизинга в том периоде, к которому они относятся
3. Нетипичным операциям: операции, предусматривающие нестандартную стоимость услуг лизинга и порядок расчетов. Операции осуществленные без видимой логической причины, операции содержание которых отличается от установленной формы, др операции, кот отличаются от обычно совершаемых организацией.

Проверка ЛО у ЛД начинается с изучения учредительных документов При этом проверяющий должен выяснить является ли предоставление имущества в лизинг предметом деятельности аудируемой организации. Потом проверяются договора лизинга, купли-продажи, поставки, кредита, если объекты приобретаются за счет кредитов. Ревизор/Аудитор приступает к проверке правильности формирования первоначальной стоимости и учета затрат, связанных с доставкой и доведением ОС до состояния пригодного к эксплуатации лизингового имущества, правильности и полноты заполнения первичных документов, расчетов с продавцом, организация аналитического учета.


При принятии объекта к учету ревизор/аудитор проверяет, как отражены расходы, связанные с доставкой объекта, так как нередко лизинговое имущество приходуется на баланс только в размере сумм, уплаченных в соответствии с договором поставщику, что приводит к завышению балансовой стоимости объекта на суммы, уплачиваемые организацией за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основного имущества. Таможенные пошлины и иные платежи, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС, и иные затраты связанные с приобретением, сооружением, изготовлением ОС. Если стоимость выражена в условных единицах, то первоначальная стоимость должна корректироваться на размер суммовых разниц. В случае, когда в лизинг передается группа объектов, то расходы следует правильно распределить пропорционально первоначальной стоимости каждого объекта.

Условия принятия ОС к БУ:
1. Наличие у ЛД документов, подтверждающих право собственности на данный объект, договоров купли-продажи, оплаченных счетов, документов о регистрации.
2. Все расходы, связанные с его приобретением и доведение до состояния пригодного к эксплуатации должны быть учтены, имеются ли все подтверждающие документы.
3. Имущество фактически поступило от продавца ЛД или ЛП в зависимости от условий договора, невыполнение одного из условий не дает право отражать имущество на балансе организации. Предметом лизинга могут быть самые разнообразные средства, вплоть до самих предприятий и имущественных комплексов. Таким образом, в аналитическом учете предмет лизинга может состоять из нескольких самостоятельных объектов, имеющих различные СПИ. Проверка таких предметов лизинга усложняется, поскольку требует дополнительной проверки каждого инвентарного объекта.

Прием лизингового имущества от поставщика оформляется актом приема - передачи объектов ОС. При этом обращается внимание на стоимость объекта, которая должна соответствовать сумме в ТТН. В ТТН должна быть указана цель приобретения объекта для дальнейшей передачи на условиях финансовой аренды. Ревизор/аудитор проверяет правильность исчисления лизинговых платежей, которые состоят из погашения стоимости лизингового имущества в размере амортизации объекта лизинга, расходов лизинговой компании в части лизингового имущества, ставки ЛД и налога на добавленную стоимость. Ревизор/Аудитор проверяет правильность формирования лизингового платежа в разрезе вышеперечисленных элементов, особое внимание необходимо уделить расходам лизингодателя.

В соответствии с положением о лизинге в их состав входят: проценты, выплачиваемые по договору займа, заключенного с заимодавцем для приобретения объекта лизинга; затраты по привлечению гарантии, если таковой договор заключается; затраты ЛД, связанные с осуществлением капитального ремонта объекта лизинга, если этот ремонт осуществляет ЛД;

налоги и другие платежи, начисляемые на объект лизинга, если ЛД выплачивает такие налоги и платежи;

платежи по всем видам страхования объекта лизинга и рисков, если страхование осуществляет ЛД, если в договоре лизинга не оговорено иное.

При проверке расчетов с ЛП необходимо оценить достоверность и правильность отражения в учете дебиторской задолженности, особое внимание уделяется организации аналитического учета, который должен вестись по каждому ЛП в разрезе договоров. При проверке реальности дебиторской задолженности может быть проведена встречная проверка. По ее результатам должен составляться акт сверки расчетов с лизингополучателями. Нарушение методологии БУ ЛО часто связано с неправильным пониманием условий договора в части учета предмета лизинга, поэтому всегда необходимо получать подтверждение др. стороны договора, что им это условие выполняется и предмет лизинга или учитывается на балансе, или на др. условиях. Проводится также сопоставление дат отражения на счетах синтетического и аналитического учета с датами первичных документов, счетов на оплату банковских выписок и так далее. Проверяется своевременность уплаты и отражения лизинговых платежей. Если выявляются отклонения, то следует установить причины, так как сторонами могло быть заключено доп. соглашение по графику платежей. При анализе договоров следует установить сроки и порядок расчетов с целью проверки, своевременность операций по начислению лизинговых платежей, а также выявление просроченной, сомнительной задолженности. В учете ЛД невыполнение графика начисления лизинговых платежей ведет к занижению показателя дебиторской задолженности ЛП на счетах БУ. Такая ситуация возникает в случае неплатежеспособности дебитора. Данное положение дел характеризует низкий внутренний контроль со стороны фин. службы в части экономических решений. Возможна и иная ситуация, когда ЛП желает досрочно погасить задолженность по лизинговым платежам с получением права собственности на имущество. Условия договора обычно устанавливают, что лизинговые платежи, включаются в затраты равными платежами в течение всего срока действия договора исходя из сумм лизинговых платежей за весь срок договора и количество месяцев по договору. Проверяющему необходимо указать руководству на то, что в случае если право собственности на лизинговое имущество перейдет к ЛП в течение короткого промежутка времени, то могут возникнуть обстоятельства признания налоговыми органами данной сделки притворной, то есть сделкой, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, то есть сделку покупки-продажи имущества. При осуществлении расчетов в инвалюте дополнительно необходимо проконтролировать соблюдение экономическим субъектом правил проведения таких расчетов и отражения их в учете.

По окончании договора объект выкупается ЛП или возвращается ЛД. При этом необходимо проверить правильность отражения данных операций на счетах БУ. При выкупе объекта его выкупная стоимость должна отражаться в составе операционных расходов ЛД.

4 вопрос:

В отличие от аудита ЛД, где с лизингом связаны все участки учета, ревизия/ аудит ЛП более узка. Ревизия аудит ЛО у ЛП основывается на след основных процедурах:
юр основа лизинга с определением влияния на ведение учета
проверка полноты оценки стоимости и док оформления принятия к учету объектов лизинга
проверка учета лизинговых платежей
проверка сумм амортизации, начисленных по объектам лизинга
проверка обоснованности включения Лиз платежей в состав расходов принимаемых в целях налогообложения прибыли

В учете ЛП проверяются след документы:
договора лизинга
счета-фактуры
ТТН
ТН
книга покупок
акты приемки-передачи объектов ОС
техническая документация
акт ввода объектов ОС в эксплуатацию
платежные документы на перечисление Лиз платежей
ж/о 2 или машинограммами
выписки с р/с
ж/о 6 8 10 15
ведомости 12 15
ведомости по начислению амортизации
инвентарные карточки объектов лизинга
главная книга

Исходя из условий договора проверяющий должен определить, на чьем балансе находится объект лизинга, поскольку от этого зависит, какие записи будут произведены в учете ЛП. Кроме того в случае если балансодержателем является ЛД, то у проверяющего не возникает необходимости проверки ряда вопросов таких как начисление амортизации, исчисление налогов.

После этого приступают к проверке правильности и своевременность оприходования объекта лизинга и связанных с этим затрат. При проверке оприходования взятых в лизинг объектов ОС устанавливается:

создана ли в организации комиссия по приемке ОС

как в организации налажен контроль технического состояния объектов лизинга

оформлена ли первичная документация по учету поступления ОС и прежде всего акт приема - передачи ОС

проверяется своевременность оприходования поступивших ОС

правильность отражения этих операций в БУ - сопоставляются даты, отращенные в первичных документах с датами отражения этих операций в ж/о 12

Основанием для оприходования и ввода в эксплуатацию является акт приема передачи. В приеме передаче обязательно принимает участие поставщик и лизингополучатель. Поставщик актом подтверждает выполнение своих обязательств перед ЛД по договору купли продажи и может претендовать на оплату поставленного товара. В случае обнаружения отдельных недостатков не вызывающих существенного нарушения функционирования объекта сделки поставщик обязуется устранить указанные недостатки в согласованный с ЛП срок. При ненадлежащей поставке поставщик несет ответственность перед ЛП, освобождая ЛД от претензий последнего. ЛП удостоверяет актом о приеме-передаче надлежащее поставщику объекта сделки достижения оговоренных показателей в эксплуатации, а также признает действительность всех договоренностей, указанных в контракта по лизингу и обязуется произвести в установленное время первый лизинговый взнос.

В ходе проверки устанавливается правильность определения первоначальной стоимости объекта ОС, так как от этого в конечном итоге зависит правильность отражения финрезов, налогов и т. д. Т О поступление ОС проверяется путем сопоставлением перечня оприходованных объектов с перечнем, предусмотренным договором лизинга. В случае установления расхождений необходимо выявить причины их возникновения и определить последствия и виновных в этом должностных лиц.

Перечисление и уплата лизинговых платежей осуществляется согласно графику лизинговых платежей. Ревизор аудитор должен проверить соответствие записей в БУ данному графику.


Лекция (?). Ревизия аудит материально-технического обеспечения

1.Ревизия аудит организации материально-технического обеспечения
2. Проверка эффективности и состояния норм и запасов материальных ценностей
3. Проверка состояния складского хозяйства и условий сохранности товарно-материальных ценностей

1 вопрос:

Р/А организации и состоянии МТО начинается с проверки соблюдения действующего порядка заключения хоз договоров на поставку продукции производственно - технического назначения. Следует определить какой уд вес в поставках продукции материально - технического обеспечения составляют поставки по прямым длительным хоз связям, своевременность долгосрочных договоров, уточнить номенклатуру, ассортимент поставляемой продукции на каждый год пятилетки и сроки внесения изменений в установленные прямые длительные хозяйственные связи. Установить своевременно ли уточняется развернутая номенклатура, ассортимент надлежащей поставки продукции заказам, спецификациям, как ведется учет заключения договоров и какова достоверность учетных данных. Учитывая значение ритмичного снабжения мат ресурсами, необходимо проверить как организована работа по заключению хоз договоров ревизуемым производственным объединением предприятия и издан ли приказ, предусматривающий распределение функций между подразделениями по подготовке материалов для заключения договоров к определенным датам, порядок и сроки прохождения документации, связанной с заключением и исполнением договоров, порядок оформления, регистрации и хранения договоров, систему контроля за своевременным заключением договоров и составления по ним отчетов, анализ и подведение итогов по выполнению заключенных договоров. Далее рекомендуется выборочно проверить правильность определения плановой потребности организации в материальных ресурсах на основное производство, нужды производства, ремонт и эксплуатацию ОС, а также правильность принятых к расчеты объемно-количественных показателей и соответствующих норм расходов материальных ценностей. Вскрыв факты завышения потребности следует определить:

к каким последствиям это привело (образование сверх нормативных запасов, потоки при хранении, ухудшение положения)

кто виновен в этом и какие меры применялись по взысканию ущерба и наведению порядка в снабженческо-заготовительной деятельности

Приступая к ревизии выполнения плана объема поставок материально-технических ресурсов необходимо из плановых заданий на соответствующие календарные годы, исходя из сроков поставок предусмотренных в заказах, договорах, правильно определить поставки, относящиеся к ревизуемому периоду. Определяя выполнение плана за ревизуемый период необходимо иметь ввиду, что могли иметь место досрочные поставки или недопоставки поставщиками мат ценностей в доревизионном периоде.

Выполнение плана объема поставок определяют на основе данных договоров поставки, учета их выполнения, первичных документов на оприходование поступивших мат ценностей от поставщиков (по документам на их перевозку и оплату).

Рекомендуется в первую очередь проверить выполнение плана поставки тех материалов, из-за несвоевременного или неполного поступления которых были перебои в производстве. Проверяющий выясняет использовало ли предприятие свои права на предъявление поставщикам претензий за нарушение договорных условий поставок, а также на возмещение мат ущерба, понесенного им в результате нарушения договоров поставки.

Выявив факты покупки ненужных или излишних мат ценностей, необходимо отразить какие материалы куплены, сколько хранятся без движения, кто дал распоряжение на их приобретение, как организован контроль за соблюдением нормативов запасов ценностей и т. д.

Проверяющий должен выяснить, как соблюдаются установленные Совмином сроки

Ревизор проверяет, предоставляет ли ревизуемое предприятие по формам и в сроки сведения о сверхнормативных и неиспользуемым материальным ценностям вышестоящему органу управления, поступали ли распоряжения о перераспределении сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностях, кому и на каких условиях реализовало предприятие эти ценности, при отказе или не получении в срок, распоряжении о их перераспределении или реализации, целевое использование выручки от продажи мат ценностей, взыскивались ли штрафы и привлекались ли к возмещению ущерба виновные должностные лица.

Наиболее часто перерасходы по заготовки и доставке вызываются причинами:
- оплата транспортных расходов за доставку мат ценностей по более дальнему расстоянию, чем - - -- планировалось
- транспортировки более дорогими видами транспорта
- излишней перевалкой грузов
- переплата поставщикам (применение завышенных цен)

По всем случаям перерасхода выявляются виновные должностные лица и намечаются мероприятия по предупреждению подобных фактов в будущем.


2 вопрос:

Нормы расходов и нормы запасов материальных ценностей - основа работы оперативной деятельности. Имеют определяющее значение для эффективного использования материалов в производстве, для определения потребности в этих ценностях и разработки реальных планов в снабжении.

Эту проверку следует начинать с вопросов нормирования расходов мат ценностей.

Следует иметь в виду, что норма расходов важнейших мат устанавливается ведомствами. Норма расхода представляет собой максимально допустимую величину расхода на единицу продукции в определенных организационно-технических условиях.

По масштабу действия расходные нормы подразделяются на индивидуальные и групповые. Первые разрабатываются самими предприятиями или спец. организациями.

При ревизии следует проверить, как обеспечено предприятие в таких случаях методическими рекомендациями по разработке норм и как они исполняются.

По времени нормы бывают:
- текущие
- годовые
- перспективные

Необходимо выяснить, когда были установлены действующие нормы, на сколько они изменились при последнем пересмотре, какие факторы были учтены при изменении.

По охвату нормирования объектов нормы бывают:
- сводные,
- подетальные (устанавливаются на отдельные детали и операции)

Нормы, которые устанавливаются для групп однородных материалов, их также принято считать сводными, и для сортов марок, видов типов, размеров, специфированные.
Необходимо установить из каких элементов они состоят, какими методами определен уровень каждого элемента, не включены ли в нормы непроизводительные потери и отходы, а также расход материалов на испытание новой технологии производства, наладку и ремонт, оснастку и изготовление средств автоматизации и механизации и т. д.

Следует выяснить какие методы применяются для определения полезного расхода отходов и потерь. При этом по целому ряжу изделий и деталей устанавливаются проверочные нормы в соответствии с действующими указаниями и расчетами. Особую значимость при ревизиях представляют контрольные замеры некоторых материалов, потерь их и отходов. Контрольные замеры следует производить по всем элементам нормы. Для этого необходимо изготовить партию деталей изделий и определить полезный расход, потери и отходы. Результаты проверки расходных норм используются, прежде всего, для оценки деятельности нормативных служб предприятия, они используются для проверки правил планирования материально-технического снабжения, лимитирования отпуска материалов со складов, производства, правильности их расходования.

След. этап ревизии - проверка правильности нормирования производственных запасов.

Размер производственных запасов должен быть минимальным, чтобы не вызвать омертвление оборотных средств. Нормы запасов должны быть прогрессивными и ориентироваться на новые условия производства.

При планирование материально- технического снабжения нормы бывают:

· оперативные

· сводно-плановые


Лекция?. Р/А движения материальных ценностей

1. Методика проведения инвентаризации материальных ценностей
2. Р/А по поступлению отпуску и использованию в производстве материальных ценностей

3. Проверка правильности отнесения мате ценностей на НЗП и его оценка

1 вопрос:

Инвентаризация материальных ценностей осуществляется в соответствии с правилами положения по инвентаризации. Это способ проверки фактического наличия материальных ценностей и сопоставление его с данными бухгалтерского учета на одну и ту же дату.

Инвентаризации бывают:

- полные (охватывают все средства предприятия)

- частичные (проверяется только определенная часть средств предприятия)

- сплошные

- выборочные

По характеру инвентаризации бывают:

- плановые (осуществляются перед составлением отчетов)

- внезапные, случайные (при смене МОЛ, после стихийных бедствий, при переоценке)

Состав инвентаризационной комиссии устанавливается по количеству мест хранения, подлежащих инвентаризации. На промышленном предприятии комиссия должна состоять из не менее, чем трех человек.

В состав инвентаризационных комиссий необходимо включать таких работников, которые обладали бы знаниями о технологии работы цеха или производственного участка и о специфике материальных ценностей. В каждую комиссию необходимо включать ревизора или общественного работника контрольного органа. Инвентаризация должна осуществляться по всем местам хранения.

Работа местных инвентаризационных комиссий должна организовываться и контролироваться центральной инвентаризационной комиссией. До начала инвентаризации ревизор должен выяснить у МОЛ все ли хозяйственные операции оформлены документально. В соответствии с основным положением к началу инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей. До начала инвентаризации у МОЛ необходимо взять расписку о том, что все приходные и расходные документы включены в отчет и сданы в бухгалтерию, а не оприходованных и не списанных в расход ценностей не имеется. При осуществлении инвентаризации обязательно присутствие МОЛ - кладовщика, кассира. Наличие материальные ценностей осуществляется путем подсчета, взвешивания, обмера. Перед инвентаризацией необходимо проверить все весоизмерительные приборы, при помощи которых будет фиксироваться наличие ценностей. Устанавливается, не просрочено ли время проверки этих приборов. В случае сомнения в исправности приборов необходимо проверить их, пригласив работников комитета стандартов, мер и измерительных приборов. Все записи в процессе инвентаризации должны осуществляться аккуратно и своевременно. В случае временного прекращения инвентаризации по различным причинам осуществленные записи во всех трех экземплярах сверяются и все экземпляры описей остаются в помещении склада, и их запирают в шкаф или сейф, которые опечатывают печатью или пломбируются. Печать остается у председателя комиссии или ревизора, ключ передается МОЛ. Опечатанное помещение должно сдаваться охране под расписку.

Проверка фактического наличия материальных ценностей должна осуществляться всей комиссией во главе с председателем при участии МОЛ и ревизора. Нельзя перепоручать проверку другому материально ответственному лицу. В тех случаях, когда на ревизуемом предприятии установлены факты злоупотреблений или имеются сведения о недостатках в хранении ценностей, переданных для переработки другим организациям, инвентаризация осуществляется путем проверки фактического наличия этих ценностей у подрядчика.

На основании данных учета и акта инвентаризации по всем видам наименований, артикулам, моделям, размерам, сортам проинвентаризованных ценностей составляется сличительная ведомость, которая должна быть подписана всеми членами комиссии. По выявленным расхождениям МОЛ должно предоставить письменное объяснение.

Все документы инвентаризации: приказ о проведении, расписки, акты обследования и акты инвентаризации, письменные объяснения и заявления МОЛ, а также сличительные ведомости должны быть скреплены вместе и представлены в центральную инвентаризационную комиссию для рассмотрения и принятия решения по результатам инвентаризации. Согласно действующим положениям результаты должны быть рассмотрены и отражены в БУ в срок до десяти дней по окончании инвентаризации. Центральная инвентаризационная комиссия должна проверить и установить все ли МОЛ присутствовали и принимали участие в инвентаризации, правильно ли она осуществлялась и все ли материальные ценности были проинвентаризированы.

От правильной организации поступления отпуска и использования в производства зависит сохранность их. Главной задачей проверки является выяснение полноты поступления и правильности приемки грузов от железной дороги, автотранспортных и других организаций. При проверке следует уделить влияние достоверности коммерческих актов, которые в отдельных случаях носят фиктивный характер. Для выявления случаев недоброкачественности коммерческих актов целесообразно осуществлять встречные проверки на станциях назначения, применяя при этом все приемы проверки документов.

Проверки своевременности и полноты оприходования на складах осуществляются путем взаимной сверки данных складского учета и учета поступления сырья и материалов отделом снабжения, а также подлинных документов поставщика и приходных документов складов.

Приемка продукции по количеству ведется по транспортным и сопроводительным документам: счетам спецификациям отправителя, изготовителя. При отсутствии таких документов или некоторых из них составляется акт о фактическом наличии ценностей, в котором отражается, каких документов не достает.

При ревизии операций связанных с поступлением материальных ценностей уделяется внимание вопросу встречных проверок.

Поступление на предприятие ценностей осуществляется главным образом от поставщиков и от своих вспомогательных производств. Согласно договорам о поставках, поставщик должен в установленное время отгружать материальные ценности предприятии покупателям для чего выписываемся счет фактура. Ревизор должен проверить в отделе снабжения журнал учета поступающих грузов, где отражается дата поступающего документа, вид груза и сумма. Затем проверить приход на данное число количества материальных ценностей.

Особое внимание следует обратить внимание на то, что на многих предприятиях из-за отсутствия весов металл и другие объемные грузы принимаются по весу в документах поставщика, который не всегда соответствует фактическому.

При ревизии поступления необходимо проверить правильность составления заявок о потребности сырья материалов, комплектующих изделий на производственную программу в соответствии с техническими нормами, правильность и законность оформления договоров с поставщиками, а также, не осуществляются ли поставки ценностей в количествах превышающих нормальную потребность в материалах или совершенно не нужных для производства.

Для контроля за поступлением и оприходованием ценностей, а также для оперативного контроля за сроками оплаты счетов или отказа в отделе снабжения и в отделе кооперации ведется журнал учета поступающих грузов. По записям можно определить поставки, которые были осуществлены в проверяемом периоде.


2 вопрос:

При проверке отпуска материальных ценностей со склада необходимо проверить лимитируется ли расход материальных ценностей, и по каким нормам рассчитывается потребность в материалах, топливе, запасных частях и т.д. Важно также проверить замену одних ценностей другими и имеется ли на это соответствующее разрешение. Особенно проверяется отпуск ценностей в переработку, сторонним организациям правильность их оформления и по существу. При этом сверяются данные расходных документов склада с данными пропусков на вывоз продукции и платежными документами.

Необходимо проверить, не допускается ли закупку материалов и оборудования для капитального строительства по основной деятельности. При ревизии необходимо установить есть ли в цехах на производственных участках работники, которым поручено получение ценностей со складов, имеются ли образцы подписей на них, установлен ли порядок определения лимита отпуска материалов и его соответствие нормативам. Выясняют, какие нормы положены в основу расчета потребности сырья и материалов. При проверке обоснованности лимитов на отпуск ценностей необходимо установить своевременно ли вносится в лимитные карты изменения по внедрению новых норм расхода. Сверхлимитный отпуск по размещению администрации может быть связан с перевыполнением производственной программы, увеличением остатка НЗП и другим причинам.

Ревизор может или должен внезапно проверить подготовленные партии сырья и материалов к отпуску или только что отпущенные и установить правильно ли оформлены первичные документы на эти партии, соответствует ли фактический вес или количество материалов весу и количеству отращенному в первичном документе. При выявлении отклонений составляется акт или письменное объяснение МОЛ.

Важно проверить использование материальных ценностей между отдельными статьями затрат и изделиями. Соответствие установленных норм расхода мат ценностей модно проверить с помощью контрольного запуска сырья и материалов производства. Правильность использования сырья и материалов в производстве можно проверить сравнением норм расхода, отраженных в актах раскроя, производственных отчетах о расходе материальных ценностей в производстве, с действующими в проверяемом периоде нормами расхода или данными контрольного запуска, а также путем анализа количества полученных и оприходованных возвратных отходов. Использование материальных ценностей можно также проверить сопоставлением количества оприходованной продукции с количеством изделий, за которые была начислена ЗП сдельщикам или повременщикам.


3 вопрос:

Под незавершенным производством понимается продукция не прошедшая всех стадий и операций обработки, при этом необходимо различать НЗП в узком и широком смысле слова. В первом случае имеется ввиду продукция, обработка которой не закончена в данном цехе или на данном участке. Во втором случае состав НЗП включает и готовые полуфабрикаты. На большинстве предприятий оперативный учет и контроль движения деталей, узлов, полуфабрикатов в производстве возложен на производственно-диспетчерскую службу.

При проверке НЗП необходимо установить достоверность данных оперативного количественного учета об остатках материалов, деталей, узлов, агрегатов и незаконченных изготовлением изделий в натуральном выражении. Определить комплектность имеющихся заделов и обеспеченность сборки деталями, узлами, материалами; выяснить правильность распределения затрат между готовой продукцией и остатками НЗП, а также обоснованности их оценки в текущем учете и в бухгалтерских регистрах.

Проверка начинается с изучения состояния количественного и оперативного учета и контроля движения мат ценностей, полуфабрикаты на предприятии, применительно к утвержденным министерством, ведомством рекомендаций. Способы ведения этого учета зависят от ряда факторов:

- типа производства

- сложности и номенклатуры изготовляемой продукции

- порядка хранения межоперационных заделов

- и др. особенности технологии и организации производства

Большое значение имеет проверка реальности оценки остатков НЗП на проверяемом предприятии на конец каждого месяца, поскольку от этого в определенной степени зависит достоверность отчетных показателей себестоимости товарной продукции, прибыли, отчислений в бюджет и так далее.

Исходной информацией для проверки состава и оценки НЗП по калькуляционным статьям затрат служат показатели сводного расчета себестоимости товарной продукции ж/о 10. Приводимые в нем данные о стоимости НЗП на конец месяца сверяются с итоговыми показателями ведомостей сводного учета производственных затрат по отдельным видам продукции, статьям затрат и калькуляционным группам материалов. Такой учет на крупных и средних предприятиях обычно ведут в оборотных ведомостях, машинограммах по отдельным цехам, переделам, а на небольших - по предприятию в целом.

Остатки НЗП и полуфабрикатов на конец отчетного периода определяются на основе данных инвентаризации.

На предприятиях, применяющих нормативный учет затрат, заделы НЗП в межинвентаризационные периоды часто определяются расчетно-балансовые способом на основе ведомости сводного учета производственных затрат. Этот способ гарантирует минимальные размеры отклонений от норм и, следовательно, достоверность оценки остатков НЗП в условиях высокой организации производства и его технической оснащенности, хорошей постановки нормирования, оперативно-технического планирования и учета. В таких случаях себестоимость остатков НЗП на конец месяца рассчитывается как разность между производственными затратами отчетного месяца с учетом остатка НЗП к началу месяца в нормативной оценке и фактической себестоимостью товарного выпуска данного месяца, включающие все документально учтенные в течение месяца отклонения от норм. При такой методике оценки НЗП скрываются погрешности в учете, искажающие себестоимость продукции, особенно при недостаточной напряженности действующих норм затрат материалов и ЗП или при наличии значительных сумм документально не учтенных отклонений от норм, так как и учтенные отклонения оседают в остатках НЗП, поэтому проверяющий должен тщательным образом изучить материалы годовых и квартальных инвентаризаций НЗП.



Лекция?. Р/А выполнения плана по труду

1. Значение и задачи Р/А выполнения плана по труду
2. Р/А обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
3. Р/А производительности труда.


2 вопрос:

Одним из важнейших условий выполнения плана производства, увеличения плана выработки продукции на каждого члена коллектива, а также эффективного использования трудовых ресурсов является экономное и эффективное использование рабочего времени. Поэтому контроль использования рабочего времени является важной составной частью контрольно-аналитической работы на предприятии. Однако, прежде чем приступить к ревизии использования рабочего времени, необходимо изучить укомплектование предприятия необходимыми кадрами работников соответствующих специальностей и квалификации.


В процессе ревизии серьезное внимание необходимо уделить изучению структуры персонала производственного подразделения предприятия. Следует иметь ввиду, что по характеру участия рабочие подразделяются на основных, занятых изготовлением основной продукции, и вспомогательных. Низкий уровень механизации труда этих рабочих ведет к тому, что их удельный вес иногда значительно выше в общей численности персонала и доходит на отдельных участках до 50%. Это обстоятельство в значительной степени снижает общий эффект работающих. В процессе ревизии изучается соотношение между основными и вспомогательными рабочими, устанавливается тенденция изменения этого отношения, если оно не в пользу основных рабочих, в этих случаях необходимо разработать мероприятия по устранению негативной тенденции. Сокращение численности вспомогательных рабочих может достигаться за счет концентрации и специализации вспомогательных работ по наладке и ремонту оборудования, повышению уровня механизации и совершенствованию уровня труда этих рабочих. Нарядка количественным обеспечением, изучаемая качественный состав рабочих, который характеризуется общеобразовательным, квалификационными уровнями, половозрастной и внутрипроизводственной структурами. Контроль профессионального и квалификационного уровня рабочих производится путем сопоставления наличной численности по специальностям и разрядам с необходимой для выполнения каждого вида работ по участкам, бригадам предприятия в целом. При этом выявляется излишек или недостаток рабочей силы по каждой профессии. В процессе ревизии тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников за нарушение трудовой дисциплины. Так как это связано зачастую с нерешенными социальными проблемами, в первую очередь с таким социальным злом как пьянство, хищение и так далее. Показатели обеспеченности предприятия работниками еще не характеризуют степень их использования и естественно не могут являться факторами, непосредственно влияющими на объем выпускаемой продукции. При изучении в трудовом коллективе использования рабочего времени ревизию следует проводить по двум направлениям:


1. определить уменьшение рабочего времени вследствие уменьшения численного состава трудового коллектива
2. выявить потери рабочего времени

Для этого рассчитывают количество рабочего времени исходя из фактической численности рабочих и планового количества часов работы одного рабочего. Путем сравнения полученной величины с плановой определяют уменьшение рабочего времени в результате сокращения численности. После изучения потерь рабочего времени определяются непроизводительные затраты рабочего времени (время затраченное на производство бракованной продукции). Непроизводительные затраты рабочего времени складываются из потерь рабочего времени вследствие изготовления забракованных изделий, их исправления, а также затрат рабочего времени, связанных с отклонениями от технологического процесса. Расчет непроизводительных затрат рабочего времени должен осуществляться с использованием данных о потерях от браках, отражаемых в ж/о 10 или машинограмме. При ревизии важно установить какие из причин, вызвавших потоки рабочего времени являются зависимыми от трудового коллектива, прогулы, простои оборудования по вине рабочих и так далее и какие не обусловлены его деятельностью: отпуска по беременности и родам, отпуска на время учебы, болезни и так далее. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от работы коллектива является важным резервом, не требующим капитальных вложений, но позволяющие быстро получить отдачу. При изучении обеспеченности рабочей силы необходимо обратить также внимание на загруженность отдельных работников. Немаловажное значение при изучении рабочего времени имеет контроль организации производства с целью расширения зон обслуживания оборудования машин на основании совмещения профессий и работ, а также концентрации работ по сквозным профессиям, например, ремонтные работы, технологическое обслуживание оборудования. Проведение таких мероприятий важно там, где труд связан с активным наблюдением за работой машин и агрегатов.

***повторить расчеты, связанные с обеспечением труд ресурсами, баланс рабочего времени, что там за показатели, как рассчитывается в балансе времени брак и так далее.


3 вопрос:

***посмотреть производительность труда, часовая выработка рабочих, что влияет на выработку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: