Организация и порядок проведения выборов

Назначение выборов является обязательной начальной стадией избирательного процесса.

Для основной массы участников электоральных отношений на­чало избирательного процесса связано с обнародованием даты вы­боров, но официальному опубликованию решения о назначении выборов предшествует его подготовка и принятие уполномоченным на то органом (должностным лицом) соответствующего акта.

Среди субъектов, уполномоченных решать вопрос о назначении выборов, законодательство называет: во-первых, органы (должност­ные лица) федеральной, региональной и муниципальной власти (со­ответственно уровню выборов); во-вторых, избирательные комиссии; в-третьих, судебные органы. При этом органы и должностные лица представительной и исполнительной власти фигурируют в качестве основных субъектов, наделенных правом назначения выборов, а из­бирательные комиссии и суды – в качестве дополнительных.

Государством гарантируется периодический характер выборов. Это означает, что проведение выборов конкретного выборного ор­гана или лица является обязательным. Это связано с тем, что не­правомерный отказ в проведении выборов может ограничить реали­зацию целого ряда конституционных прав и свобод граждан РФ, в частности, многоаспектного права граждан на участие в управлении делами государства.

Конституционно-правовой механизм назначения выборов пре­дусматривает, что в сроки и в порядке, установленном избиратель­ным законодательством, уполномоченный орган государства назна­чает соответствующие выборы. Так, выборы Президента РФ назна­чает Совет Федерации в порядке и сроки, установленные в
ст. 5 Феде­рального закона о выборах Президента РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы назначаются и прово­дятся Центральной избирательной комиссией РФ, о чем издается соответствующий акт.

Составление списков избирателей. Для обеспечения подготовки и проведения выборов в Россий­ской Федерации создана государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Получаемые с по­мощью данной системы сведения о зарегистрированных избирате­лях и их численности используются для образования избирательных участков, совершения других действий, определяемых избиратель­ным законодательством.

Регистрация избирателей и составление избирательных списков необходимы для того, чтобы обеспечить гражданам возможность голосовать, так как по общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие времен­ные удостоверения на право голосования (например, в связи с ко­мандировкой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Только в отдельных странах, например, в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избира­тель проголосовал. Кроме того, базы данных об избирателях могут использоваться для проверки правильности оформления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдви­жения кандидатов (списков кандидатов).

Регулирование учета избирателей осуществляется на основе По­ложения о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. В соответствии с Законом об основ­ных гарантиях регистрации (учету) подлежат все граждане Россий­ской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

Организаторами системы регистрации (учета) избирателей являются избирательные комиссии, федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые во взаимодействии обеспечивают условия для подготовки проведения выборов различного уровня.

Основанием для регистрации (учета) избирателей является нахождение места жительства гражданина Российской Федерации; на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Также как исключение, основанием для регистрации (учета) может являться факт временного пребывания российского гражданина на соответствующей территории, который устанавливается компетентными органами. Положение предусматривает, что по месту временного пребывания граждан регистрация осуществляется в случаях:

1) проживания в местах временного поселения по направлению Федеральной миграционной службы России или ее территориальных органов, факт которого устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

2) пребывания в длительной командировке (не менее трех месяцев) на территории иностранного государства, факт которого устанавливается дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации.

Важной стадией избирательного процесса является образование избирательных участков. Избирательный участок –это определенная территория или объект (место временного пребывания избирателей, полярная стан­ция, судно, находящееся в день выборов в плавании). Избиратель­ный участок – это также определенное помещение, предоставлен­ное для голосования граждан и оборудованное для работы участко­вой избирательной комиссии, проведения тайного голосования и подсчета голосов избирателей. При образовании избирательных участков учитываются размеры территории муниципального обра­зования, условия размещения населения, отдаленность и труднодоступность некоторых районов, климатические условия, условия планировки и застройки населенных пунктов, состояние транспор­та, коммуникаций и связи, сфера занятости населения, возмож­ность пребывания значительных групп избирателей в день голосо­вания вне территории муниципального образования и многие дру­гие факторы. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках на тех же основаниях, что и другие избиратели. Для изби­рательных участков, образуемых на территориях воинских частей, законодатель устанавливает дополнительные условия, обеспечи­вающие контроль за работой избирательных комиссий, за процес­сом голосования и подсчета голосов со стороны общественности.

Как уже отмечалось, одной из наиболее значимых стадий избира­тельного процесса является выдвижение и регистрация кандидатов. Именно в ходе выдвижения кандидатов необходимо соблюсти баланс интересов ка­ждого из избирателей и общества в целом. На этой стадии гаранти­рованному Конституцией пассивному избирательному праву граждан в определенной мере противостоят интересы общества в целом, ко­торое заинтересовано в том, чтобы были сформированы работоспо­собные органы государственной власти, представители которых вы­ражали бы интересы всех слоев населения.

Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявле­ния выборов.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществ­ляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побу­дить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Понятием «предвыборная агитация», на наш взгляд, охватывается и деятель­ность, побуждающая или имеющая целью побудить граждан к отка­зу от участия в выборах, хотя это прямо законом не предусмотрено.

Правовое регулирование правил предвыборной агитации осуще­ствляется посредством установления сроков ее проведения, условий участия граждан и иных субъектов избирательного процесса в пред­выборной агитации, запретов и ограничений в осуществлении этой деятельности, а также ответственности за нарушение предусмот­ренного порядка проведения предвыборной агитации.

Избирательное законодательство различает понятия «предвы­борная агитация» и «информирование избирателей». Последнее представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, юридиче­ских и физических лиц по доведению до сведения граждан инфор­мации о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, а также о кандидатах, включенных в эти списки.

Предвыборной агитацией признаются: 1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандида­та или против него, либо против всех федеральных списков канди­датов; 2) выражение предпочтения какой-либо политической пар­тии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату; 3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов; 4) распространение информации, в которой явно преоб­ладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате в сочета­нии с позитивными либо негативными комментариями; 5) распро­странение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей; 6) деятельность, способст­вующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей феде­ральный список кандидатов, к кандидату.

Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения поли­тической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосова­ния. Такой порядок представляется вполне уместным, поскольку до регистрации кандидатов отсутствуют главные действующие лица избирательной кампании, которые и являются объектом и эпицен­тром агитационных мероприятий.

Предвыборная агитация может проводиться: 1) через средства массовой информации (на телевидении и радио, через периодиче­ские печатные издания); 2) путем проведения агитационных пуб­личных мероприятий: собраний, встреч с избирателями, публич­ных дебатов и дискуссий и т. п.; 3) путем выпуска и распростране­ния печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) в иных не запрещенных законом формах.

Предусмотренные законодательством запреты и ограничения, касающиеся проведения предвыборной агитации, необходимы для обеспечения правомерного и цивилизованного характера осуществ­ления предвыборной борьбы и одновременно призваны преградить путь нарушениям избирательного законодательства.

Избирательное законодательство много внимания уделяет вопро­сам финансирования выборов. Расходы, связанные с подготовкой и про­ведением выборов, обеспечением деятельности избирательных ко­миссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с обучением организаторов выборов и с повышением правовой культуры избирателей, произ­водятся избиркомами за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Объем средств на проведение выборов ЦИК распределяет изби­рательным комиссиям субъектов РФ, которые затем распределяют их между территориальными избирательными комиссиями. Неиз­расходованные бюджетные средства после окончания выборов рас­пределяют между территориальными избирательными комиссиями.

Неизрасходованные бюджетные средства (после окончания вы­боров и представления в определенные Законом органы отчетов о расходовании этих средств) возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды: 1) иностранным государствам; 2) иностранным организациям; 3) иностранным гражданам; 4) лицам без гражданства; 5) гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; 6) рос­сийским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капита­ле превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов; 7) международным организациям и меж­дународным общественным движениям; 8) органам государствен­ной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; 9) государственным и муниципальным учрежде­ниям, государственным и муниципальным унитарным предпри­ятиям; 10) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30% на день официально­го опубликования решения о назначении выборов; 11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранитель­ным органам; 12) благотворительным и религиозным организациям; 13) анонимным жертвователям; 14) юридическим лицам, зареги­стрированным менее чем за один год до дня голосования.

Наиболее ответственной стадией избирательного процесса явля­ется голосование. Оно включает комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России его конституционного права на свободное волеизъявление на выборах.

Голосование проводится в воскресный день, время его начала и окончания устанавливается законом.

Помещения для голосования предоставляются на безвозмездной основе главами администрации соответствующих муниципальных образований, командирами воинских частей, капитанами судов, ру­ководителями дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.

В помещении для голосования участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещаются информационные материалы о кандидатах, обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их полити­ческих партиях, а также образцы заполненных избирательных бюлле­теней, которые не должны содержать фамилий зарегистрированных кандидатов. На стенде также размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства РФ, устанавливающего ответ­ственность за нарушения избирательных прав граждан РФ.

В помещении для голосования оборудуются специальные места (кабины, комнаты) для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (кроме карандашей). Помещение для голосования должно быть оборудова­но таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрениячленов избирательной комиссии и наблюдателей. В помещении для голо­сования размещаются стационарные ящики для голосования, в ка­честве которых могут использоваться также технические средства подсчета голосов, втом числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней. Также могут использоваться комплексы для электронного голосования.

Для выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы изготавливаются избирательные бюллетени одного вида – по общефедеральному избирательному округу. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака, относящегося к кандидату на должность Президента РФ ли­бо к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан вы­бор, либо в строке «Против всех».

В случае, если избиратель не сможет самостоятельно заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого избирате­ля. Не допускается возможность обращения за помощью к члену избирательной комиссии, к кандидату, его доверенному лицу, на­блюдателю. Избиратель вправе обратиться к члену участковой из­бирательной комиссии с правом решающего голоса с просьбой о выдаче ему нового избирательного бюллетеня, если он считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку.

Подобный порядок голосования на избирательных участках представляет собой наиболее распространенный способ волеизъявле­ния граждан. Данный способ, предполагая личное присутствие гра­жданина на избирательном участке в день выборов, не охватывает целого ряда случаев, когда по тем или иным причинам подобное присутствие невозможно. В этом случае Закон предусматривает при­менение иных видов голосования (досрочного, повторного,голосо­вания вне помещений для голосования, голосования по открепи­тельным удостоверениям).

ТЕМА 19. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛА­СТИ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Понятие и признаки государственного органа.

2. Система государственных органов Российской Федерации

Литература

1. Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ: Фе­деральный закон от 22.09.1999 (в ред. от 11.12.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 50. – Ст. 4950.

2. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 // СЗ РФ. – 2004. –
№ 31. – Ст. 3215.

3. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 3.05.2000 (с изм. от 30.01.2001) // СЗ РФ. – 2001. – № 6. – Ст. 551.

4. Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность главы (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.12.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 52. – Ст. 5427.

5. О муниципальной службе Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152; Рос. газ. – 2007. – 07 марта.

6. Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 // Рос. газ. – 1993. – 12 февраля.

7. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // СЗ РФ. – 2000. – № 2. – Ст. 146.

8. Гнатюк,В.В. О понятии государственной должности
/ В.В. Гнатюк // Юстиция. – 2007. – № 2. – С. 40.

9. Конкина, И.И. Новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации: проблемы и сомнения
/ И.И. Конкина // Конституци­онное и муниципальное право. – 2005. – № 3. – С. 23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: