Назначение выборов является обязательной начальной стадией избирательного процесса.
Для основной массы участников электоральных отношений начало избирательного процесса связано с обнародованием даты выборов, но официальному опубликованию решения о назначении выборов предшествует его подготовка и принятие уполномоченным на то органом (должностным лицом) соответствующего акта.
Среди субъектов, уполномоченных решать вопрос о назначении выборов, законодательство называет: во-первых, органы (должностные лица) федеральной, региональной и муниципальной власти (соответственно уровню выборов); во-вторых, избирательные комиссии; в-третьих, судебные органы. При этом органы и должностные лица представительной и исполнительной власти фигурируют в качестве основных субъектов, наделенных правом назначения выборов, а избирательные комиссии и суды – в качестве дополнительных.
Государством гарантируется периодический характер выборов. Это означает, что проведение выборов конкретного выборного органа или лица является обязательным. Это связано с тем, что неправомерный отказ в проведении выборов может ограничить реализацию целого ряда конституционных прав и свобод граждан РФ, в частности, многоаспектного права граждан на участие в управлении делами государства.
|
|
Конституционно-правовой механизм назначения выборов предусматривает, что в сроки и в порядке, установленном избирательным законодательством, уполномоченный орган государства назначает соответствующие выборы. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации в порядке и сроки, установленные в
ст. 5 Федерального закона о выборах Президента РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ, о чем издается соответствующий акт.
Составление списков избирателей. Для обеспечения подготовки и проведения выборов в Российской Федерации создана государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Получаемые с помощью данной системы сведения о зарегистрированных избирателях и их численности используются для образования избирательных участков, совершения других действий, определяемых избирательным законодательством.
Регистрация избирателей и составление избирательных списков необходимы для того, чтобы обеспечить гражданам возможность голосовать, так как по общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командировкой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Только в отдельных странах, например, в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал. Кроме того, базы данных об избирателях могут использоваться для проверки правильности оформления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов).
|
|
Регулирование учета избирателей осуществляется на основе Положения о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. В соответствии с Законом об основных гарантиях регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.
Организаторами системы регистрации (учета) избирателей являются избирательные комиссии, федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые во взаимодействии обеспечивают условия для подготовки проведения выборов различного уровня.
Основанием для регистрации (учета) избирателей является нахождение места жительства гражданина Российской Федерации; на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Также как исключение, основанием для регистрации (учета) может являться факт временного пребывания российского гражданина на соответствующей территории, который устанавливается компетентными органами. Положение предусматривает, что по месту временного пребывания граждан регистрация осуществляется в случаях:
1) проживания в местах временного поселения по направлению Федеральной миграционной службы России или ее территориальных органов, факт которого устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
2) пребывания в длительной командировке (не менее трех месяцев) на территории иностранного государства, факт которого устанавливается дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации.
Важной стадией избирательного процесса является образование избирательных участков. Избирательный участок –это определенная территория или объект (место временного пребывания избирателей, полярная станция, судно, находящееся в день выборов в плавании). Избирательный участок – это также определенное помещение, предоставленное для голосования граждан и оборудованное для работы участковой избирательной комиссии, проведения тайного голосования и подсчета голосов избирателей. При образовании избирательных участков учитываются размеры территории муниципального образования, условия размещения населения, отдаленность и труднодоступность некоторых районов, климатические условия, условия планировки и застройки населенных пунктов, состояние транспорта, коммуникаций и связи, сфера занятости населения, возможность пребывания значительных групп избирателей в день голосования вне территории муниципального образования и многие другие факторы. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках на тех же основаниях, что и другие избиратели. Для избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, законодатель устанавливает дополнительные условия, обеспечивающие контроль за работой избирательных комиссий, за процессом голосования и подсчета голосов со стороны общественности.
|
|
Как уже отмечалось, одной из наиболее значимых стадий избирательного процесса является выдвижение и регистрация кандидатов. Именно в ходе выдвижения кандидатов необходимо соблюсти баланс интересов каждого из избирателей и общества в целом. На этой стадии гарантированному Конституцией пассивному избирательному праву граждан в определенной мере противостоят интересы общества в целом, которое заинтересовано в том, чтобы были сформированы работоспособные органы государственной власти, представители которых выражали бы интересы всех слоев населения.
Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов.
В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Понятием «предвыборная агитация», на наш взгляд, охватывается и деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить граждан к отказу от участия в выборах, хотя это прямо законом не предусмотрено.
Правовое регулирование правил предвыборной агитации осуществляется посредством установления сроков ее проведения, условий участия граждан и иных субъектов избирательного процесса в предвыборной агитации, запретов и ограничений в осуществлении этой деятельности, а также ответственности за нарушение предусмотренного порядка проведения предвыборной агитации.
Избирательное законодательство различает понятия «предвыборная агитация» и «информирование избирателей». Последнее представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, юридических и физических лиц по доведению до сведения граждан информации о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, а также о кандидатах, включенных в эти списки.
|
|
Предвыборной агитацией признаются: 1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата или против него, либо против всех федеральных списков кандидатов; 2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату; 3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов; 4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; 5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей; 6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, к кандидату.
Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Такой порядок представляется вполне уместным, поскольку до регистрации кандидатов отсутствуют главные действующие лица избирательной кампании, которые и являются объектом и эпицентром агитационных мероприятий.
Предвыборная агитация может проводиться: 1) через средства массовой информации (на телевидении и радио, через периодические печатные издания); 2) путем проведения агитационных публичных мероприятий: собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий и т. п.; 3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) в иных не запрещенных законом формах.
Предусмотренные законодательством запреты и ограничения, касающиеся проведения предвыборной агитации, необходимы для обеспечения правомерного и цивилизованного характера осуществления предвыборной борьбы и одновременно призваны преградить путь нарушениям избирательного законодательства.
Избирательное законодательство много внимания уделяет вопросам финансирования выборов. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с обучением организаторов выборов и с повышением правовой культуры избирателей, производятся избиркомами за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Объем средств на проведение выборов ЦИК распределяет избирательным комиссиям субъектов РФ, которые затем распределяют их между территориальными избирательными комиссиями. Неизрасходованные бюджетные средства после окончания выборов распределяют между территориальными избирательными комиссиями.
Неизрасходованные бюджетные средства (после окончания выборов и представления в определенные Законом органы отчетов о расходовании этих средств) возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды: 1) иностранным государствам; 2) иностранным организациям; 3) иностранным гражданам; 4) лицам без гражданства; 5) гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; 6) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов; 7) международным организациям и международным общественным движениям; 8) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; 9) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; 10) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов; 11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; 12) благотворительным и религиозным организациям; 13) анонимным жертвователям; 14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Наиболее ответственной стадией избирательного процесса является голосование. Оно включает комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России его конституционного права на свободное волеизъявление на выборах.
Голосование проводится в воскресный день, время его начала и окончания устанавливается законом.
Помещения для голосования предоставляются на безвозмездной основе главами администрации соответствующих муниципальных образований, командирами воинских частей, капитанами судов, руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.
В помещении для голосования участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещаются информационные материалы о кандидатах, обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, а также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилий зарегистрированных кандидатов. На стенде также размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства РФ, устанавливающего ответственность за нарушения избирательных прав граждан РФ.
В помещении для голосования оборудуются специальные места (кабины, комнаты) для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (кроме карандашей). Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрениячленов избирательной комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, в качестве которых могут использоваться также технические средства подсчета голосов, втом числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней. Также могут использоваться комплексы для электронного голосования.
Для выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы изготавливаются избирательные бюллетени одного вида – по общефедеральному избирательному округу. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака, относящегося к кандидату на должность Президента РФ либо к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо в строке «Против всех».
В случае, если избиратель не сможет самостоятельно заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя. Не допускается возможность обращения за помощью к члену избирательной комиссии, к кандидату, его доверенному лицу, наблюдателю. Избиратель вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с просьбой о выдаче ему нового избирательного бюллетеня, если он считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку.
Подобный порядок голосования на избирательных участках представляет собой наиболее распространенный способ волеизъявления граждан. Данный способ, предполагая личное присутствие гражданина на избирательном участке в день выборов, не охватывает целого ряда случаев, когда по тем или иным причинам подобное присутствие невозможно. В этом случае Закон предусматривает применение иных видов голосования (досрочного, повторного,голосования вне помещений для голосования, голосования по открепительным удостоверениям).
ТЕМА 19. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Понятие и признаки государственного органа.
2. Система государственных органов Российской Федерации
Литература
1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ: Федеральный закон от 22.09.1999 (в ред. от 11.12.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 50. – Ст. 4950.
2. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 // СЗ РФ. – 2004. –
№ 31. – Ст. 3215.
3. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 3.05.2000 (с изм. от 30.01.2001) // СЗ РФ. – 2001. – № 6. – Ст. 551.
4. Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность главы (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.12.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 52. – Ст. 5427.
5. О муниципальной службе Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152; Рос. газ. – 2007. – 07 марта.
6. Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 // Рос. газ. – 1993. – 12 февраля.
7. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // СЗ РФ. – 2000. – № 2. – Ст. 146.
8. Гнатюк,В.В. О понятии государственной должности
/ В.В. Гнатюк // Юстиция. – 2007. – № 2. – С. 40.
9. Конкина, И.И. Новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации: проблемы и сомнения
/ И.И. Конкина // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 3. – С. 23.