Подготовку и проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии.
Система избирательных комиссий, действующих при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ, включает: Центральную избирательную комиссию (ЦИК), избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные и участковые комиссии. Все избирательные комиссии действуют как единая система избирательных органов, во главе которой находится ЦИК, являющийся вышестоящим для других избирательных комиссий органом. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для нижестоящих избирательных комиссий.
Центральная избирательная комиссия РФ является государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в России в соответствии с компетенцией, установленной федеральным избирательным законодательством.
Компетенция избирательных комиссий складывается из предметов их ведения и полномочий (прав и обязанностей), закрепленных за ними избирательным законодательством.
|
|
В исключительном ведении избирательных комиссий находится официальное информирование избирателей о сроках и порядке должны быть гражданами РФ, дееспособными и совершеннолетними, иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица государственных и муниципальных органов, судьи, прокуроры, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица политических партий, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость, подвергнутые судом административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах (в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда).
Правовой статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса включает следующие субъекты: руководители различных избирательных комиссий (председатель, заместители), которые работают на соответствующих должностях на постоянной основе. В силу этого они не могут замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Членам ЦИК предоставлено право самим решать, на какой основе работать в комиссии – на постоянной (штатной) или на общественных началах. Члену комиссии, работающему на общественных началах, освобожденному в период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.
|
|
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть привлечены к уголовной ответственности, подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора – субъекта РФ, а член ЦИК – без согласия Генерального прокурора РФ.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты им гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избиркома решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившего в законную силу, систематически не выполняющим свои обязанности; появление оснований, исключающих возможность быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Полномочия члена избирательной комиссии прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии.
К другой группе субъектов избирательного процесса относятся политические партии, избирательные блоки, представляющие собой организационно оформленные и зарегистрированные в установленном законом порядке объединения граждан политического характера (политические партии, политические организации, политические движения). Избирательные блоки представляют собой коллективный субъект, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов. Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. не предусмотрено образование избирательных блоков, право на выдвижение федеральных списков кандидатов предоставлено только политическим партиям.
Политическое влияние основных социальных групп на осуществление государственной власти находит свое проявление в деятельности политических партий. Но в действующей российской Конституции отсутствуют нормы, которые раскрывают роль политических партий в этом смысле, кроме, пожалуй, косвенного их упоминания в виде формулировок о «политическом многообразии» и «многопартийности». Роль партий заключается в том, что они являются основным инструментом связи между властью и гражданами, а также посредником и между институтами власти, способным, в том числе, гасить конфликты между ними без слишком прямого вовлечения в эти конфликты высших органов государственной власти. Федеральный закон об основных гарантиях подчеркивает значение роли политических партий в избирательном процессе. При проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные отделения. Закон стимулирует участие политических партий в парламентских выборах. Так, регистрация федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов этих политических партий, избирательных блоков были допущены к распределению мест в палате.
|
|
В то же время число политических партий, реально способных участвовать в осуществлении государственной власти, не может быть слишком большим. Нынешнее многообразие существующих политических партий только дезориентирует избирателей и дестабилизирует политическую обстановку в стране. В 2007 г. к началу избирательной кампании правом участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в соответствии с законом обладали 14 политических партий, а также 17 общероссийских общественных объединений. В 2003 г. было 20 таких объединений.
Политические партии признаются единственным видом общественных объединений, обладающим правом самостоятельно участвовать в выборах в органы государственной власти путем выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности. Что касается иных общероссийских общественных объединений, созданных в форме общественной организации или общественного движения, устав которых предусматривает участие в выборах, то они смогут участвовать в президентских выборах как субъекты выдвижения кандидатов только в блоке с какой-либо политической партией (партиями). Отсюда следует ведущая роль политической партии как коллективного субъекта, наделенного законом правом выдвигать кандидатов (список кандидатов) и открывающего возможность осуществлять такого рода избирательные действия другим общероссийским общественным объединениям при условии вхождения в избирательный блок с ними.
3. Правовой статус кандидата на выборную должность,